Почему дети говорят неправду
консультация по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Караблинова Тамара Анатольевна

В этой статье родители могут познакомиться с причинам детской лжи и способами их устранения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologi_schitayut.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребёнок говорит неправду

Наверное, не существует такого человека, который хотя бы раз не сказал неправду или не попытался что-нибудь скрыть. Почему же особенно пугает и возмущает детская ложь?                                                                                       Как правило, взрослые опасаются, что из маленького обманщика вырастет лишённый нравственных принципов человек. Негодование вызывает и то, что солгав, ребёнок обманул доверие близких. Многие родители теряются, не знают, как дальше поступить, как дальше строить свои отношения с ребёнком, уличённым во лжи, можно ли ему доверять, наказывать ли его? Взрослые часто не понимают, что ложь – это свидетельство не моральных, а скорее психических проблем ребёнка. Поэтому, чтобы правильно повести себя в подобной ситуации, родители должны разобраться в причинах, побудивших их сына или дочь солгать.

 Психологи считают, что после четырёх лет в психике ребенка происходят некоторые изменения. Он начинает осознавать окружающий мир и задаваться вопросами, над которыми ранее не задумывался. И впервые в жизни малыш начинает понимать, что можно что-то сделать нехорошее и переложить вину на другого (а лучше на безмолвное домашнее животное). Тогда наказания можно будет избежать и будет все хорошо.

Маленькие дети лгут по различным причинам.  Наиболее часто выделяют следующие причины детской лжи и склонности к утаиванию:

  • стремление избежать неприятных последствий ( наказания, неловкости, стыда);
  • стремление добыть то, чего иным способом не получишь;
  • необходимость защитить от неприятности кого-то значимого для ребёнка;
  • желание добиться похвалы или проявления любви, завоевать признание и интерес со стороны окружающих;
  • стремление возвыситься над окружающими, доказать (испытать) превосходство над тем, в чьих руках власть, а в крайних случаях – выразить свою враждебность к нему;
  • охрана личной жизни, защита своей приватности;
  • страх расстроить, разочаровать родителей;
  • потребность самостоятельности (ребёнок создаёт для себя закрытое пространство, в которое он не хочет никого пускать)
  • развитое воображение (ребёнок с помощью своей безграничной фантазии изменяет реальность по своему усмотрению. Таким способом он получает то, что не всегда доступно в обычной жизни.
  • не может выразить свои истинные переживания и скрывает их под ложью;
  • родительский пример.

Психологи считают, что ребенку чаще всего предъявляют завышенные требования, которые он в силу своего возраста или по объективным причинам выполнить не может. И тогда ребенок защищается, т.е. врет. Возможно, он сказал бы правду, но его не поймут и накажут. Если ребёнок постоянно врёт, это свидетельствует о том,что в его душе начали происходить процессы, которые родители не смогли заметить вовремя.

Наказывать ребенка за ложь не рекомендуется. Дайте просто ему понять, что вы его разоблачили и покажите свою модель поведения в данной ситуации. А в дальнейшем старайтесь исключить ситуации принуждения ребенка ко лжи. Очень важно спросить у ребенка, почему он солгал в первый раз. Скорее всего, под обманом скрывается  одна из причин перечисленных выше. Поскольку задачей взрослого  является обучение ребенка поведению в разных ситуациях, а не судейская расправа, то стоит проговорить, как нужно было вести себя в той или иной ситуации. Можно даже проиграть вместе с ребенком эти ситуации, причем роль ребенка может взять взрослый, а роль родителя — ребенок.

В какой-то момент общения с дошкольником после первого случая лжи (до этого момента беседовать на эту тему не стоит вообще, поскольку у ребенка пока нет опыта, позволяющего адекватно воспринимать слова взрослого) можно поговорить с ним на тему, что есть жизнь в семье. Семья существует для того, чтобы ребенка обучить многому, а потом отпустить в большой мир умелым и способным справиться с трудностями. В большом мире есть наказание за ложь. Оно состоит в том, что люди перестают доверять такому человеку. Это очень неприятно. Все люди совершают ошибки. Важно не бояться совершить ошибки, а уметь на них учиться, чтобы больше не повторять их. Если мама или папа не будут знать правды, они не смогут помочь тебе и научить преодолевать трудности.

Дети познают, совершая ошибки. Если за ошибками следует наказание, то у ребенка будет лишь две возможности: не делать ошибок или делать ошибки и лгать. Не делать ошибки означает отказаться от познания мира и полностью положиться в его освоении на взрослых. Такие дети обычно исполнительны, они сидят в своём уголке, дожидаясь указаний родителей и от них нельзя ждать творческих действий.

Вторая возможность связана с наращиванием умения лгать. Это происходит в том случае, если вовремя не обратить внимание  на ребёнка, не попытаться изменить ситуацию, в которой он развивается, если на его поступки реагировать только наказанием, если своим отношением закрепить за ребёнком репутацию лжеца. Чем страшнее наказание, тем сложнее и умнее будет ложь. Сначала это будет грубая и простая выдумка, которая станет эффективно совершенствоваться по мере роста интеллектуальных возможностей ребенка, а потом изощрённая ложь.

Часто дети лгут, потому что таким образом они привлекают внимание родителей. Например, великий гуманист XX столетия Альберт Швейцер (1992), описывая свое детство, вспоминает, что однажды его ужалила пчела. Он заплакал, на крик сбежался весь дом, и ребенок стал объектом всеобщего внимания. В какой-то момент он заметил, что ему давно не больно, и он ревет, чтобы принимать утешения. Совесть говорила ему, что нужно прервать весь этот спектакль, но уж слишком сладко было внимание. Несколько дней после этого он чувствовал себя испорченным ребенком, и ему было стыдно перед взрослыми, проявившими по отношению к нему столько сочувствия.

Дошкольник лжет, очевидно, потому что не умеет прогнозировать и скрывает свои промахи, когда чувствует себя неуверенно. Все следы его действий легко обнаруживаются, а его рассказ о событиях либо противоречив, либо в голосе появляются особые искусственные интонации, легко узнаваемые взрослым. Стоит учесть, что девочки лгут искуснее, чем мальчики, поскольку социальные навыки они приобретают быстрее.

Полезным в профилактике лжи является совместное чтение книг о разных ситуациях, связанных с ложью, и их обсуждение (а не менторский монолог взрослого). Каждый из нас в детстве слышал сказку про то, как мальчик звал взрослых, крича, что на него напал волк. Взрослые привыкли ко лжи ребенка и не помогли ему, когда это было необходимо. Многие дети знают эту сказку, но она не оказывает необходимого действия, при котором ребенок перестал бы лгать вообще. Ребенок перестает ложно звать на помощь, но не прекращает лгать. Поэтому важно не только чтение, но и обсуждение разных аспектов лжи.

Развитие ребенка ведет к новым возможностям и новым соблазнам. При этом волевое регулирование эмоций происходит медленнее, чем развитие интеллекта. Накладывая жесткие ограничения на ложь, и не предлагая ничего взамен, взрослый одновременно учит ребенка обходить поставленные преграды. Чтобы не создавать условия для лжи, требования взрослого должны быть тактичными и логичными, учитывающими собственные потребности и задачи ребенка.

И условием, препятствующим закреплению такого поведения, будет создание доверия между родителем и ребенком. При этом родитель ведет себя по отношению к ребенку тактично, уважительно и максимально правдиво. Обучая быть правдивым, родитель сам следует этому правилу.

Взаимодействие с воспитателем складывается в зависимости от общения с родителем. Если ребенок искренен с родителем, он пытается выстроить подобные отношения и с другими людьми. Ребенок, наученный не доверять родителям, не будет доверять никому. Воспитатель детского сада не сможет изменить эту позицию, но может смягчить ее в отношении к самому себе, подкрепляя в ребенке искренность в рамках детского сада (то есть, уделяя внимание ребенку тогда, когда он искренен).

Как отучить ребёнка лгать

  • из всех воспитательных мероприятий по развитию честности и порядочности самое действенное – личный пример. Родители должны быть честны даже в мелочах;
  • если ложь является следствием проблем в вашем общении, необходимо устранить их, попытаться понять своего ребёнка;
  • провести с ребёнком доверительную беседу, постараться выяснить причину лжи, обьяснить, что врать плохо, привести наглядные примеры из жизни;
  • ни в коем случае нельзя кричать и наказывать ребёнка, это может привести к негативным последствиям.
  • не предъявлять повышенных требований к детям. Если наши надежды и ожидания не оправдаются, мы можем подтолкнуть детей к сокрытию и подтасовке фактов как к способу сохранить наше уважение;
  • дайте понять своему ребёнку, что вы любите его, несмотря ни на что. Он должен понять, что вы всегда поймёте и поддержите его;
  • ослабьте контроль, дайте ему немного личного пространства. Пусть он почувствует, что вы ему доверяете, и он обязательно попытается оправдать возложенные на него надежды;
  • если ребёнок фантазирует слишком много и зачастую не прилагает никаких усилий, чтобы воплотить свои мечты в жизнь, необходимо увлечь его чем-то реальным, придумать какое – нибудь хобби, иначе в будущем он превратится во взрослого бездельника с большими запросами;
  • если ребёнок использует ложь не как средство  защиты, а как средство нападения и вы не уверены, что сможете самостоятельно исправить положение, то обратитесь за помощью к психологу;
  • не забывайте хвалить ребёнка за честность.

Помните: ложь и обман так или иначе присутствуют в нашей жизни. Рано или поздно ребёнок начнёт использовать ложь, самое главное, чтобы она не стала для него единственным способом взаимодействия с окружающим миром. В наших силах не допустить этого.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей: «Детская ложь. Почему дети говорят неправду?»

В данной методической разработке представлен мастер-класс для родителей, который  поможет родителям разобраться в причинах, вызывающих детскую ложь и найти пути преодоления этого негативного мора...

Консультация для родителей "Психология детской лжи или почему дети говорят неправду"

      Проблема детской лжи часто очень волнует многих родителей, и часто родители не знают, как поступить, когда выясняют, что их дети говорят неправду. Мне статья очень понравил...

Почему дети говорят неправду? (разговор со взрослыми)

Не правда ли, всех нас, уважаемые родите­ли, нередко беспокоит, возмущает, приво­дит в растерянность, а иногда смешит и веселит детская ложь? Как реагировать на подобный факт? Наказать ребенка, кото­р...

Консультация для родителей "Почему дети говорят неправду?"

Сегодня мы поговорим о том, почему наши  дети говорят неправду.К сожалению, это происходит гораздо чаще, чем мы можем себе это представить. Порою, их вымысел не несет за собой никакого негативног...

Консультация для родителей «Почему дети говорят неправду?»

Не правда ли, всех нас, уважаемые родители, нередко беспокоит, возмущает, приводит в растерянность, а иногда смешит и веселит детская ложь? Как реагировать на подобный факт? Наказать ребенка, который ...

Консультация для родителей второй младшей группы " Детская ложь. Почему дети говорят неправду"

Консультация для родителей второй младшей группы "Детская ложь. Почему дети говорят не правду"...