Главные вкладки

    План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему:
    Конспект образовательной деятельности « В гостях у народных мастеров» лепка изразцов

    Павлова Галина Анатольевна

    На современном этапе развития общества большое значение имеет ознакомление подрастающего поколения с культурой, историей , традициями, народными промыслами русского народа и родного края. Изучение культуры русского народа в целом и родного края в частности вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка. Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребенка.

             Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

             Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по – новому, увидеть красоту окружающего мира.

             Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ гражданско-патриотического воспитания. Наследовать – значит делать своим то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Народные промыслы - это история не только определенного региона ,  это история всей страны. Поэтому сохранение традиций народных промыслов, одна из основных задач нашего поколения.

                       Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны и малой родины.

             Задача педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развить заложенные в нем природой творческие способности. Для решения этой задачи, как нельзя лучше подходит знакомство детей с народными промыслами родного края.

    В связи с этим, я разработала конспект образовательной деятельности       

       

    « В гостях у народных мастеров» ( лепка изразцов)

     

    Программные задачи

    Обучающие:

    Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного промысла ( гончарное искусство) как виде народного промысла. Раскрыть особенности труда народных мастеров  - умельцев по изготовлению глиняных изделий.  Совершенствовать умение детей в лепке посуды из глины.

    Развивающие:             

    Развивать  художественное  восприятия предметов,   интерес к самостоятельной творческой деятельности.

    Расширять и обогащать словарный запас речи детей (ножной гончарный круг ,  муфельная печь для обжига,глазурь)

    Воспитательные:

    Воспитывать чувство гордости за народных умельцев

    земляков

    Материал:  предметы гончарного промысла   (кружка, кувшин миска) видео. 

    Содержание образовательной деятельности

    Воспитатель: Здравствуйте гости, здравствуйте дети,

    Ребятишки подходите

    На посуду мою поглядите

    Для чего предназначена эта посуда?

    Дети…                                          

    Из какого материала сделана эта посуда?

    Дети…..

    Воспитатель: Из какого ещё материала делают посуду?

    Дети: (стеклянная, железная, деревянная).

    А что такое глина?

    Дети…(природный материал)

    Воспитате ль.    Каждая  миска, кувшин хранит тепло рук мастера, Как же из простого куска глины при помощи только рук и гончарного круга рождаются чудеса?  Хотели бы вы подсмотреть, как работает гончар?

    Я вам предлагаю отправиться в город мастеров, к мастерам гончарного промысла

    Согласны?

    Рассказ воспитателя (сопровождается видео)

     Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас в Смоленском крае.

    Сначала глиняные изделия лепились вручную, затем  изобрели ножной гончарный круг, который сделал форму изделий совершенной и разнообразной.

    Гончарным  мастерством занимались семьями. Это было фамильное дело.

    Мастер делает венчик, закругляет, чтобы получилось ровное горлышко. Чтобы украсить пользуется стекой, с помощью  которой подравниваем все неровности изделия, срезает всю лишнюю глину. И конечно  рисунок, очень простой  две линии обозначают небо и землю, шестерёнкой или  двойной палочкой движением вверх , вниз наносит незамысловатый  рисунок, что обозначает воду, далее снимает с помощью нитки и в естественных условиях изделие сохнет целую неделю, Раскрашивают гуашью, покрывают внутреннюю часть предметов глазурью затем обжигает в земляной печи. Выкапывалась яма, гончар складывал  в яму изделия и жёг костёр, который горел 2-3 дня,  должна была муфельной печи. Изделия станут прочными, в них можно будет что- нибудь приготовить, налить воды.Изготовленные таким способом предметы домашнего обихода продавались на рынке . Стоили они очень дешево

    Любоваться работой гончаров  можно часами, из их рук рождаются совершенно фантастические изделия.  
    Из его рук выходят не только кринки, горшочки, блюда, кружки, кувшины,  декоративные композиции и удивительной красоты сувенирные изделия.
    Честно говоря, побывав в этой мастерской, и мне захотелось попробовать что - нибудь слепить.

    А вы хотели бы попробовать  лепить  из глины , так же как и гончары?

    Дети…

    Воспитатель: А чтобы вы хотели слепить?

    Приглашает сесть за столы.

    Ребята давайте вспомним приёмы выполнения работы

    1 катаем шар из глины

    2 прилепляем к доске

    3делаем углубление в шаре

    4 во время работы поворачиваем круг на котором держится изделие

    Физминутка

    «Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Руки, руки потираем.

    Руки, руки согреваем и к работе приступаем»

    Приступайте к работе (музыка)

    Воспитатель : при выполнении работ не забывайте русские пословицы:

    «Поспешишь, людей насмешишь»,

    « Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,

    «Дело мастера боится».

    Воспитатель: Вот какая красивая посуда у вас получилась. Поставим её на стол, для того чтобы она подсохла. Затем её раскрасим и поставим вот на эту полочку  и каждый, кто будет приходить скажет, какие вы у меня молодцы.

    Гончарное дело сродни волшебству

     Запомни каждый ученик что труд – благое дело.

    Ремёсла наши постигать – старайся ты умело.

    Твори, выдумывай, дерзай и фантазируй, смело.
     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie.docx1.03 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект образовательной деятельности "В гостях у Мишутки"

    Тематическое занятие по развитию речи...

    конспект образовательной деятельности "В гостях у писателя С.Я. Маршака" в подготовительной к школе группе

    Конспект образовательной деятельности "В гостях у писателя С.Я. Маршака"...

    КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В гостях у матрешек» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

    Данный конспект образовательной деятельности используется для занятий с дошкольниками младшего дошкольного возраста....

    Конспект образовательной деятельности "В гостях у Гнома и дерева Знаний" (подготовительная группа)

    Конспект образовательной деятельности«В гостях у Гнома и дерева  Знаний».  (подготовительная группа) Цель:показать необходимость получения знаний, развивать навыки...

    Конспект Образовательной деятельности «В гостях у Мишутки»

    КонспектОбразовательной  деятельности«В гостях у Мишутки»Интеграция направлений: «Познавательное», «Социально-личностное», «Речевое», «Художе...