Непосредственная образовательная деятельность «В гостях у зауральских мастеров»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Козина Татьяна Андреевна

Интегрированное занятие в подготовительной групппе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_zauralskih_masterov.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

«В гостях у зауральских мастеров»

Вид деятельности: интегрированная (познавательная, двигательная)

Форма проведения: групповая

Образовательные области: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье»

Цели и задачи:

Познание»

Уточнять представление о родном крае и понятии «малая родина». Расширять и закреплять представления детей о народных промыслах Зауралья, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их труда. Развивать память, логическое мышление, ловкость

«Коммуникация»

Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Формировать понятие «предки», представления о России как о стране с многовековой историей.

Обогащать словарь детей словами: овчина, пимы, решето, веретено, холст, скоба, сукно, долото.

«Социализация»

Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, воспитывать дружеские отношения между детьми. Воспитывать любовь к родному краю и интерес к его истории.

«Чтение художественной литературы»

Формировать умение выразительно читать стихи.

«Физическая культура»

Развивать физические качества, ориентацию в пространстве, ловкость, быстроту, гибкость, желание участвовать в эстафетах и подвижных играх. Соблюдать правила игры.

 «Здоровье»

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Формировать привычку здорового образа жизни.

«Музыка»

Приобщать детей к народной музыке.

Оборудование: медиапрезентация «Родная природа»,  кроссворд, фото с изображением предметов народного промысла, запись рус.нар. мелодии, для эстафет: валенки, канат, мешочки с песком;  пряники

Ход занятия

Звучит народная музыка.  Входит ведущая в народном костюме.

Ведущая:

Здравствуйте, ребята!

Я девица-краса, русая коса.

Везде я бывала - по свету летала.

Куда же сейчас я попала?

Дети:

В детский сад «Дружная семейка»

Ведущая:

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Есть своя родная земля

У ручья и у журавля

И у нас с тобой есть она

И земля родная одна.            (П. Синявский «Родная земля»)

Ребята, а вы знаете, как называется ваша малая родина, место, где вы родились и живете?

Дети:

Курган, Зауралье

Ведущая:

Верно!

Я хочу пригласить вас в гости к зауральским мастерам.

Давайте перенесемся на много-много лет назад, в русскую старину, когда не было еще больших городов, асфальтовых дорог, машин и поездов. 

Дети:

Поначалу в жизни нашей

Было все не так как надо.

Много сил вложили люди,

Чтобы сделать Землю садом.

Не было нигде тропинок,

Чтоб подняться в горы…

Без мостов речушки были,

Недоступны, словно море

Не было нигде скамеек,

Чтоб присесть усталым.

Не найти нигде кроватей,

Ни большим, ни малым…

Были только у людей

Руки – только руки

И трудился предок наш

И не знал он скуки

Ведущая:

Кто же такие предки?

Предки – это люди, которые жили на нашей Зауральской земле много веков назад. Наше Зауралье славится лесами, реками и озерами. Лес давал людям дрова, пищу, а река рыбу и воду. Не зря говорят: «Возле леса жить – голодному не быть».

Чтобы обеспечить себя и продвинуться с торговлей в другие регионы люди занимались многочисленными промыслами. И основным промыслом был пушной, охотники добывали мех диких зверей. А мех, каких зверей добывали охотники-промысловики, вы узнаете, если отгадаете загадки.

С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Прыгает по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.               (Белка)

Есть на речках лесорубы,

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.               (Бобер)

Рыжий мех, пышный мех.

Кто его хозяйка?

Кто в лесу хитрее всех?

Ну-ка, угадай-ка!                             (Лиса)

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами - кисти-рожки.

С виду кроток этот зверь, но не верь:

Грозен в гневе этот зверь.                  (Рысь)

Он ходит в рыжей шубке,

Как пчелка. Острые зубки.

Прожорливый зверек –

Гроза мышей…          (Хорек)

Ведущая:

Верно, это был мех лисы, бобра, рыси, белки, хорька, а еще куницы и выдры.

Второй по значимости в Зауралье был рыбный промысел. В многочисленных Зауральских реках и озерах водилась рыба. Какая?  Чебак, пескарь, ерш, карась, окунь. А во время разлива больших рек: Исети, Миаса, Тобола в них заплывали такие редкие виды рыб как осетр, стерлядь, таймень, нельма. Рыба оставалась основным компонентом пищевого рациона зауральцев. У нас в Зауралье был еще один промысел – это ловля и продажа раков. Предприимчивые крестьяне ловили раков и тысячами отправляли их в города Екатеринбург, Ирбит, Камышлов, Курган.

А сейчас кроссворд.

 По ключевому слову догадайтесь, о чем этот кроссворд.

1. Ползет наоборот –

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней.       (Рак)

2. Сначала дерево свалили,

Потом нутро его долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили.        (Лодка)

3.  Я рыба: живу и в море и в реке,

Тельняшку я ношу,

Захочешь в руки взять меня

Сейчас же уколю.           (Окунь)

4. Весь день ползу я по дорожке:

То выпущу, то спрячу рожки.

К себе домой я не спешу,

Ведь дом я при себе ношу.           (Улитка)

5. Я в озерах обитаю

И прудов не избегаю

Я серебряным бываю,

А бываю золотой.           (Карась)

6. На реке стена из нитей:

Кто войдет – не сможет выйти.         (Сеть)

Ведущая:

Большое значение в XVII веке в Зауралье имел хмельной промысел. Среди продавцов выделялись крестьяне слободы Царево городище и Усть-суерской.

В XVIII веке зауральские крестьяне занимались добычей слюды. Такие разработки велись в ПРиисетье (Р.Исеть), в шадринской, чумляцкой слободе.

На территории нашего зауральского края очень много соленых озер. Например, озеро Сорочье, которое лежит между реками Тобол и Миас. Оно содержит много соли, которая применяется в медицине. Наличии е в нашем крае большого количества соленых озер создавало условия для соляного промысла.

Эстафета «Добыча соли»

Две команды по 6 человек, чья команда быстрее добудет соль(мешочки с солью)

Ведущая:

Уже в 50-е годы XIX века начинают формироваться различные ремесла:

- выделка овчины и кожи

- катание пимов.

А вы знаете, что такое пимы? Конечно же это валенки.

Валенки треплют, катают

А зиму таскают.

В них упрячешь две ноги –

И в мороз гулять беги.

В те далекие временны не было зимних сапожек или ботинок.

А вы любите бегать в валенках?

Вот сейчас мы посмотрим, как вы это делаете!

Эстафета «Ловкие скороходы»

Две команды по 10 человек, бег в валенках вокруг колпака.

Ведущая:

Наши зауральские крестьяне занимались

- изготовлением  войлока, сукна

- пилкой леса

- изготовлением конной сбруи, оконных рам, мебели, глиняной посуды

- изготовлением и продажей земледельческих и прочих орудий труда из дерева (решето, веретено, колеса, тележные ящики, сани, бочки)

- ткали скатерные и салфеточные холсты

- занимались кузнечным делом (делали ножи, ножницы для стрижки овец, долото, скобы, удила)

Все это продовали на ярмарках, которые проводились в Кургане, Камышлове, Омске, Томске, Барнауле..

Важным центром организации разнообразных ремесел и промыслов является Долматовский Успенский монастырь. Здесь развивалось ткачество. Из льна, конопли  ткали холсты, вили веревки, из шерсти изготавливали различные сорта сукон. Шерсть и холсты красили в разные цвета и оттенки. Для приготовления красок использовали местные дикорастущие травы и растения.

Эстафета «Перетягивание каната»

В г.Шадринске в начале XXвека широкий размах приобрело шапочное производство. Изготавливали зимние и летние шапки.

Эстафета «Передай шапку другу»

Две команды по 10 человек, оббежать вокруг колпака и передать шапку другу.

Ведущая:

В начале XX века в Шадринском уезде создается пряничное производство. В 1908 г. В Шадринске было около десяти пряничных заведений, который производили до 65 тысяч пудов пряников. Также пряники выпускали  в Мехонском, Каргапольских  селах. Для производства пряников использовались мука, крупчатка, патока, изюм. Пряники производили не круглый год, а с октября по июль. Патоку производили в курганском уезде из картофеля.

Ведущая:

Таким образом, многочисленные промыслы и ремесла удовлетворяли потребности жителей Зауралья и других территорий страны.

Дети:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны какой была.

Умный сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!      (Н.Кончаловская)

Девица угощает детей пряниками.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "В гостях у Бабы-Яги"

Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе по развитию элементарных математических представлений....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у Витаминки"

Коспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у Витаминки" (старшая группа)...

Непосредственно образовательная деятельность "В гостях у Весны"

Ознакомление детей с времененем года "Весна". Расширение и закрепление знаний детей по темам: весна, деревья, перелетные птицы, дикие животные....

конспект непосредственной образовательной деятельности "В гостях у Буратино"

Вашему вниманию представлен конспект непосредственной образовательной деятельности (логоритмика) "В гостях у Буратино".Совместно с музыкальным руководителем,мы проводим логоритмику в группе для детей ...

Непосредственная образовательная деятельность "В гостях у бабушки" (интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Познание", "Музыка", "Здоровье")

Конспект непосредственной образовательной деятельности (интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Познание", "Музыка", "Здоровье")....