Непосредственная образовательная деятельность «В гостях у зауральских мастеров»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Интегрированное занятие в подготовительной групппе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_zauralskih_masterov.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность
«В гостях у зауральских мастеров»
Вид деятельности: интегрированная (познавательная, двигательная)
Форма проведения: групповая
Образовательные области: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье»
Цели и задачи:
Познание»
Уточнять представление о родном крае и понятии «малая родина». Расширять и закреплять представления детей о народных промыслах Зауралья, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их труда. Развивать память, логическое мышление, ловкость
«Коммуникация»
Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Формировать понятие «предки», представления о России как о стране с многовековой историей.
Обогащать словарь детей словами: овчина, пимы, решето, веретено, холст, скоба, сукно, долото.
«Социализация»
Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, воспитывать дружеские отношения между детьми. Воспитывать любовь к родному краю и интерес к его истории.
«Чтение художественной литературы»
Формировать умение выразительно читать стихи.
«Физическая культура»
Развивать физические качества, ориентацию в пространстве, ловкость, быстроту, гибкость, желание участвовать в эстафетах и подвижных играх. Соблюдать правила игры.
«Здоровье»
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Формировать привычку здорового образа жизни.
«Музыка»
Приобщать детей к народной музыке.
Оборудование: медиапрезентация «Родная природа», кроссворд, фото с изображением предметов народного промысла, запись рус.нар. мелодии, для эстафет: валенки, канат, мешочки с песком; пряники
Ход занятия
Звучит народная музыка. Входит ведущая в народном костюме.
Ведущая:
Здравствуйте, ребята!
Я девица-краса, русая коса.
Везде я бывала - по свету летала.
Куда же сейчас я попала?
Дети:
В детский сад «Дружная семейка»
Ведущая:
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Есть своя родная земля
У ручья и у журавля
И у нас с тобой есть она
И земля родная одна. (П. Синявский «Родная земля»)
Ребята, а вы знаете, как называется ваша малая родина, место, где вы родились и живете?
Дети:
Курган, Зауралье
Ведущая:
Верно!
Я хочу пригласить вас в гости к зауральским мастерам.
Давайте перенесемся на много-много лет назад, в русскую старину, когда не было еще больших городов, асфальтовых дорог, машин и поездов.
Дети:
Поначалу в жизни нашей
Было все не так как надо.
Много сил вложили люди,
Чтобы сделать Землю садом.
Не было нигде тропинок,
Чтоб подняться в горы…
Без мостов речушки были,
Недоступны, словно море
Не было нигде скамеек,
Чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей,
Ни большим, ни малым…
Были только у людей
Руки – только руки
И трудился предок наш
И не знал он скуки
Ведущая:
Кто же такие предки?
Предки – это люди, которые жили на нашей Зауральской земле много веков назад. Наше Зауралье славится лесами, реками и озерами. Лес давал людям дрова, пищу, а река рыбу и воду. Не зря говорят: «Возле леса жить – голодному не быть».
Чтобы обеспечить себя и продвинуться с торговлей в другие регионы люди занимались многочисленными промыслами. И основным промыслом был пушной, охотники добывали мех диких зверей. А мех, каких зверей добывали охотники-промысловики, вы узнаете, если отгадаете загадки.
С ветки на ветку,
Быстрый как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Есть на речках лесорубы,
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобер)
Рыжий мех, пышный мех.
Кто его хозяйка?
Кто в лесу хитрее всех?
Ну-ка, угадай-ка! (Лиса)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами - кисти-рожки.
С виду кроток этот зверь, но не верь:
Грозен в гневе этот зверь. (Рысь)
Он ходит в рыжей шубке,
Как пчелка. Острые зубки.
Прожорливый зверек –
Гроза мышей… (Хорек)
Ведущая:
Верно, это был мех лисы, бобра, рыси, белки, хорька, а еще куницы и выдры.
Второй по значимости в Зауралье был рыбный промысел. В многочисленных Зауральских реках и озерах водилась рыба. Какая? Чебак, пескарь, ерш, карась, окунь. А во время разлива больших рек: Исети, Миаса, Тобола в них заплывали такие редкие виды рыб как осетр, стерлядь, таймень, нельма. Рыба оставалась основным компонентом пищевого рациона зауральцев. У нас в Зауралье был еще один промысел – это ловля и продажа раков. Предприимчивые крестьяне ловили раков и тысячами отправляли их в города Екатеринбург, Ирбит, Камышлов, Курган.
А сейчас кроссворд.
По ключевому слову догадайтесь, о чем этот кроссворд.
1. Ползет наоборот –
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней. (Рак)
2. Сначала дерево свалили,
Потом нутро его долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Лодка)
3. Я рыба: живу и в море и в реке,
Тельняшку я ношу,
Захочешь в руки взять меня
Сейчас же уколю. (Окунь)
4. Весь день ползу я по дорожке:
То выпущу, то спрячу рожки.
К себе домой я не спешу,
Ведь дом я при себе ношу. (Улитка)
5. Я в озерах обитаю
И прудов не избегаю
Я серебряным бываю,
А бываю золотой. (Карась)
6. На реке стена из нитей:
Кто войдет – не сможет выйти. (Сеть)
Ведущая:
Большое значение в XVII веке в Зауралье имел хмельной промысел. Среди продавцов выделялись крестьяне слободы Царево городище и Усть-суерской.
В XVIII веке зауральские крестьяне занимались добычей слюды. Такие разработки велись в ПРиисетье (Р.Исеть), в шадринской, чумляцкой слободе.
На территории нашего зауральского края очень много соленых озер. Например, озеро Сорочье, которое лежит между реками Тобол и Миас. Оно содержит много соли, которая применяется в медицине. Наличии е в нашем крае большого количества соленых озер создавало условия для соляного промысла.
Эстафета «Добыча соли»
Две команды по 6 человек, чья команда быстрее добудет соль(мешочки с солью)
Ведущая:
Уже в 50-е годы XIX века начинают формироваться различные ремесла:
- выделка овчины и кожи
- катание пимов.
А вы знаете, что такое пимы? Конечно же это валенки.
Валенки треплют, катают
А зиму таскают.
В них упрячешь две ноги –
И в мороз гулять беги.
В те далекие временны не было зимних сапожек или ботинок.
А вы любите бегать в валенках?
Вот сейчас мы посмотрим, как вы это делаете!
Эстафета «Ловкие скороходы»
Две команды по 10 человек, бег в валенках вокруг колпака.
Ведущая:
Наши зауральские крестьяне занимались
- изготовлением войлока, сукна
- пилкой леса
- изготовлением конной сбруи, оконных рам, мебели, глиняной посуды
- изготовлением и продажей земледельческих и прочих орудий труда из дерева (решето, веретено, колеса, тележные ящики, сани, бочки)
- ткали скатерные и салфеточные холсты
- занимались кузнечным делом (делали ножи, ножницы для стрижки овец, долото, скобы, удила)
Все это продовали на ярмарках, которые проводились в Кургане, Камышлове, Омске, Томске, Барнауле..
Важным центром организации разнообразных ремесел и промыслов является Долматовский Успенский монастырь. Здесь развивалось ткачество. Из льна, конопли ткали холсты, вили веревки, из шерсти изготавливали различные сорта сукон. Шерсть и холсты красили в разные цвета и оттенки. Для приготовления красок использовали местные дикорастущие травы и растения.
Эстафета «Перетягивание каната»
В г.Шадринске в начале XXвека широкий размах приобрело шапочное производство. Изготавливали зимние и летние шапки.
Эстафета «Передай шапку другу»
Две команды по 10 человек, оббежать вокруг колпака и передать шапку другу.
Ведущая:
В начале XX века в Шадринском уезде создается пряничное производство. В 1908 г. В Шадринске было около десяти пряничных заведений, который производили до 65 тысяч пудов пряников. Также пряники выпускали в Мехонском, Каргапольских селах. Для производства пряников использовались мука, крупчатка, патока, изюм. Пряники производили не круглый год, а с октября по июль. Патоку производили в курганском уезде из картофеля.
Ведущая:
Таким образом, многочисленные промыслы и ремесла удовлетворяли потребности жителей Зауралья и других территорий страны.
Дети:
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела.
Далеко ушла Россия
От страны какой была.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне! (Н.Кончаловская)
Девица угощает детей пряниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность "В гостях у Бабы-Яги"
Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе по развитию элементарных математических представлений....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у Витаминки"
Коспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у Витаминки" (старшая группа)...
Непосредственно-образовательная деятельность "В гостях у медвежонка"
Конспект развлечения по развитию речи...
Непосредственно образовательная деятельность "В гостях у Весны"
Ознакомление детей с времененем года "Весна". Расширение и закрепление знаний детей по темам: весна, деревья, перелетные птицы, дикие животные....
конспект непосредственной образовательной деятельности "В гостях у Буратино"
Вашему вниманию представлен конспект непосредственной образовательной деятельности (логоритмика) "В гостях у Буратино".Совместно с музыкальным руководителем,мы проводим логоритмику в группе для детей ...
Непосредственная образовательная деятельность "В гостях у бабушки" (интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Познание", "Музыка", "Здоровье")
Конспект непосредственной образовательной деятельности (интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Познание", "Музыка", "Здоровье")....
Непосредственно образовательная деятельность «В гостях у Петушка» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» для детей 2-3 лет
Данный материал будет полезен педагогам ДОУ....