Опыт работы в проектной деятельности
статья по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Романова Елена Анатольевна

Экологический проект для детей средней группы: "Во саду ли, в огороде"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal_final.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад  № 83 Петроградского района города                      Санкт-Петербурга.

ПРОЕКТ

«Во саду ли, в огороде…»  

 Для детей средней группы. 

                                                             

 Воспитатели:

Романова Е.А.

Кирикова Е.В.


                                                                     

                                                       

Экологический проект для детей средней группы

«Во саду ли, в огороде.»

Актуальность:         

      По таинственным законам, непонятным до сих пор,

                                                                                                Огурец растет зелёный рядом красный помидор,

                                                                                     Баклажаны синие рядом с жёлтой дынею,

                                                                                             А земля черным черна, а земля для всех одна.

                                                                                      В огороде много гряд: тут и репа, и салат,

                                                                                             Тут и свекла, и горох, а картофель разве плох?

                                                                                               Наш зеленый огород нас прокормит круглый год.

   Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг родителей и педагогов. Сделать это необходимо, как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родной земле.

Экологическое воспитание дошкольников – это процесс формирования осознанно правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют и о которых им рассказывают взрослые.

    Дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов (форму, величину, цвет). Дети часто путают названия овощей и  фруктов, плохо их классифицируют по внешним признакам.

   Чтобы помочь детям научиться классифицировать овощи и фрукты, познакомить с их свойствами и местом произрастания   нами был выбран метод проекта.

Цель:

Формировать у детей   знаний   о   растениях   сада   и огорода (фруктах и овощах).

Задачи.

  • Расширять и систематизировать знания детей о фруктах и овощах.
  • Уточнять представления о многообразии овощей и фруктов.
  • Учить узнавать и называть их разнообразные качества (цвет, форму, величину, вкус, запах)
  • Развивать тактильные ощущения детей.
  • Учить делать обобщения: овощи, фрукты.
  • Формировать экологическую культуру.
  • Развивать стремление к  выполнению  творческих  работ.
  • Развивать мышление, воображение, коммуникативные навыки и эмоциональную отзывчивость.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

 Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

     Участники  проекта:  дети  средней  группы,  воспитатели,  родители.

Тип проекта: познавательно-творческий, практический, групповой.

 Продолжительность: 3 недели.

Ожидаемые результаты по проекту:

для  детей:

  • Овладение  детьми знаниями по теме «Овощи и фрукты».

для педагогов:

  • составление картотеки с речевым материалом (стихи и загадки);
  • изготовление совместных творческих работ с детьми;
  • оформление проекта.

    для родителей:

  • активное участие родителей в жизни детского сада и группы
  • помощь родителей в приобретении овощей и фруктов
  • рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
  • развитие совместного творчества родителей и детей

Этапы работы:

1 этап – подготовительный.

  • Определение темы (проблемы проекта).
  • Знакомство родителей с темой и планом работы.
  • Составление плана-схемы проекта; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  • Подбор методической литературы
  • Подбор сказок, стихов и загадок  по теме.
  • Подбор картинок, иллюстраций, муляжей, трафаретов по теме.
  • Подбор дидактических игр.
  • Подбор подвижных игр.

         2 этап – основной.

  • Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.

3 этап – итоговый.

  • Оформление выставки семейного творчества « В стране овощей и фруктов».
  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

План реализации проекта.

Познавательное развитие:

НОД «Овощи», «Фрукты».

ОДРМ. Беседа: «Дары осени».

ОДРМ. Беседа: «Что растёт в саду и в огороде»

Образовательное путешествие «Что растёт у нас на грядках?» (на территории д\с)

 Социально-коммуникативное развитие:

Индивидуальные беседы на темы из личного опыта: «Что  растёт у вас на даче?»

Игра-занятие «Идём копать картошку» (с грядки на территории д\с).

Рассматривание картинок с трудом взрослых в саду (огороде).

Художественно-эстетическое развитие:

Лепка. НОД.

 «Яблоки и ягоды»

«Во саду ли в огороде»

Аппликация НОД.

 «Заюшкин огород»

Рисование НОД

 «На яблоне поспели яблоки»

«Заготавливаем компот на зиму»

«Огурцы и помидоры»

СТД «Фруктовый сад»

Театрализация сказки «Репка».

Речевое развитие:

НОД: Составление рассказов об овощах и фруктах по алгоритму.

ОДРМ: Отгадывание загадок об овощах и фруктах.

 Чтение художественной литературы:

  Н.Носов «Огурцы», Ю. Тувим «Овощи»,  РНС «Репка»,  РНС «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», У. Рашид «Наш сад»,  Я. Аким «Яблоко»,  В. Коркин «Что растет на грядке»,  В. Сутеев «Яблоко», Т. Шорыгина «Какой овощ важнее?»

Физическое   развитие:

 Зрительная гимнастика:

«Наша грядка», «Заяц».

«Фруктовая зарядка»

Пальчиковая гимнастика

«Компот», «Апельсин».

«Капуста», «Овощи».

Физ. минутки:

«Наш сад», «В саду».

«Мы пойдем в огород», «Огород у нас в порядке», «Огуречик».

Игра.

Подвижные игры:

«Найди и промолчи», «Огуречик, огуречик…»,

«Яблонька», «Огуречик».  

Дидактические игры.

«Чего не стало?»

«Что лишнее? »

«Чудесный мешочек»

«Определи на вкус»

«Найди на ощупь»

«Разложи овощи (фрукты) по величине»

«Назови одним словом»

«Найди по части»

Сюжетно-ролевые игры.

  «Овощной магазин»

 «Семья» Сюжет – на огороде.

 «Увозим урожай с дачи».

Театрализованные игры.

 Театрализация сказки «Репка».

Игровые ситуации.

«Сварим компот для кукол»

«Мы варим борщ»

«День огурца» (план мероприятий на день)

  • НОД «Что вырастет из семечка?»
  • Рассказывание и разыгрывание потешки «Огуречик, огуречик…»
  • Совместная деятельность «Засолка огурцов»
  • Аппликация «Мы солили огурцы…»
  • Раскраска «Огурец»
  • СТД «Превращение огурца» (поделки из огурцов)
  • Д/И «Разложи по величине», «Определи на ощупь»
  • П/И «Огуречик»
  • Работа с родителями: папка-передвижка «История про огурец или огурец в истории», «День огурца» по- Суздальски.
  • Оформление выставки детских работ.

Свободная деятельность детей.

Раскраски,  трафареты  по теме овощи, фрукты.

Рассматривание картинок, иллюстраций по теме.

     Игры с муляжами овощей и фруктов.

Работа с родителями.

Оформление папок- передвижек :

  • «Полезные свойства овощей и фруктов»,
  • «История про огурец или огурец в истории»,
  • «День огурца» по- Суздальски.

   Оформление выставки семейного творчества «В стране овощей и фруктов».  

Материалы к проекту.

ЗАГАДКИ ПРО ОВОЩИ И ФРУКТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Загадки об овощах и фруктах способствуют развитию у ребёнка логического мышления, а также знакомят малыша с "героями" садов и огородов.

В загадке для детей может быть описано все что угодно.  Ребенок ежедневно сталкивается с различными   представителями сада и огорода, садясь за стол, приходя к маме, когда она готовит. У него появляются любимые продукты, вкус которых ему нравится больше всего. Разные по форме и цвету, с интересными и даже иногда смешными названиями эти дары природы так знакомы для малыша. Но как их правильно опознать, не спутать один с другим, какие особенности есть именно у этого овоща или фрукта? На все эти и многие другие вопросы ребенок найдет ответы, работая с загадками.

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.  (Морковь)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.  (Капуста)

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети?  (Лук)

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я?…  (Свекла)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой?  (Огурец)

Снесли птички

Синеньки яички,

Развесили по дереву:

Скорлупка мяконька,

Белок сладенький,

А желток костяной. (Слива)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Сто одежек — Все без застежек. (Капуста)

Это вовсе не игрушка — Ароматная… (Петрушка)

В этих желтых пирамидках

Сотни зерен аппетитных.  (Кукуруза)

Над землей трава,

Под землей бордовая голова. (Свекла)

Сидит дед-  во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет. (Лук)

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок —

 Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький.  (Огурец)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…  (Баклажан)

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…  (Перец)

Кругла да гладка,

Откусишь- сладка.

Засела крепко

На грядке…  (Репка)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

В огороде хоть росла,

Знает ноты «соль» и «фа».  (Фасоль)

В огороде — желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена.  (Тыква)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а… (Лук)

Он кусает — но не пес.

Зубок есть. Но, где  же рот?

Белый носит сюртучок. Что это, скажи?…  (Чеснок)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репка)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять. (Картошка)

Лоскуток на лоскутке — зеленые заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста)

Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репка)

Сочные, душистые, румяные, волшебные. На деревьях мы растем.

(Яблоки)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (Яблоко)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.  (Арбуз)

Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Арбуз)

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один -

Кислый очень, очень. (Лимон)

Ну а это угадать

Очень даже просто:

Апельсин, ни дать, ни взять,

Только меньше ростом. (Мандарин)

Все его мы с детства знаем -

Удивительнейший фрукт,

Апельсин напоминает,

Называется - ... (Грейпфрут)

Ужин этот лучший самый,

Рада я и Миша рад,

Ведь сегодня наша мама

Нам купила ... (Виноград)

Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают. (Бананы)

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко. (Яблоко)

Была зеленой маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Вишня)

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

На вид- похож на мяч. (Арбуз)

 К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи. (Арбузы)

Подвижные игры.

 «Найди и промолчи»

  Цель: Развивать пространственную ориентацию и чувство выдержки.

 Ход игры: Дети стоят вдоль одной стороны площадки лицом к воспитателю. По сигналу педагога они поворачиваются лицом к стене. Воспитатель в это время прячет какой либо предмет. Затем дети открывают глаза, поворачиваются и начинают искать предмет. Нашедший, не показывая вида, что он уже нашел, подходит к педагогу и тихо говорит ему на ухо, где он обнаружил предмет, и становится на свое место в шеренге (или садится на скамейку, стул). Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей не найдут предмет.

  «Огуречик,  огуречик …» 

Цель: Укрепить мышцы ног, формировать чувство ритма.

Ход игры: На одной стороне зала – воспитатель (ловишка), на другой стороне – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

                                         Огуречик, огуречик,

                                         Не ходи на тот конечик,

                                         Там мышка живет,

                                           Тебе хвостик отгрызет.

 Дети убегают за условную черту, а педагог их догоняет. Воспитатель произносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

"Яблонька"

Дети становятся в круг. На середину выходит девочкам яблонька", её имя называется в песне, и она изображает всё, о чём поётся. Взявшись за руки и двигаясь то в одну, то в другую сторону, все поют:

Мы посадим яблоньку - на горе, на горе,

Наша яблонька расцветёт - по весне, по весне!

Вырастай, яблонька, вот такой вышины;

Распускайся, яблонька, вот такой ширины.

Расти, расти, яблонька, в добрый час,

Потанцуй, Машенька, поскачи для нас.

Ой, как наша яблонька да распустилась.

Ой, как наша Машенька да закружилась.

А мы   нашу   яблоньку все трясти будем,

А мы сладки яблочки - собирать будем.

А мы   нашу   яблоньку все пощиплем,

Да от нашей Машеньки убежим вихрем!

При словах "такой вышины" и "такой ширины" играющие поднимают, а затем разводят руки. При словах "трясти будем" все плавно подходят к "яблоньке" и движениями изображают, как трясут её и собирают упавшие яблоки. Со словами "щипать будем" легко щиплют девочку и тут же разбегаются. "Яблонька" бежит ловить: кого поймает, тот - "яблонька".

«Огуречик»

Дети встают в круг. Выбирается Огуречик который садится в центр круга. Дети вместе с воспитателем ходят по кругу и поют:

 Огуречик, огуречик, ты совсем как человечек.

Мы тебя кормили, мы тебя поили.

На ноги поставили (подходят к Огуречку и поднимают его), танцевать заставили.

Танцуй - сколько хочешь, выбирай - кого захочешь. Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик   выбирает  на  своё  место  другого  ребёнка  и игра продолжается.

Физ. минутки

В саду.

Мы сегодня в сад пойдем,

Фрукты разные найдем (дети шагают на месте).

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши)

Груши, яблоки и сливы (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке),

Виноград и апельсины.

Будем с дерева срывать (поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева).

Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх)

На носочки поднимись (встают на цыпочки)

И до ветки дотянись (поднимают руки вверх),

Веточку нагни (опускают руки, встают на полную ступню),

Спелых яблочек сорви (делают хватательные движения руками). .

Наш сад.

 Это наш фруктовый сад (поднимают руки вверх)

Видишь, яблоки висят (смотрят вверх)

Щеки яблоки надули (надувают щеки)

И под листьями сидят (приседают)

На деревья посмотри (оглядываются вокруг)

И все фрукты собери ( собирают  фруктами)

Мы пойдем в огород

Мы пойдем в огород (шагают на месте)

Что там только не растет (разводят руки в стороны).

Огурцы сорвем мы с грядки (срывают воображаемые огурцы).

Помидоры с кожей гладкой (показывают руками силуэт шара).

Толстая репка в землю засела крепко (слегка качают корпусом из стороны в сторону, поставив руки на пояс).

Длинная морковка (опускают вниз руки и соединяют ладони внизу).

От нас укрылась ловко (приседают и прикрывают голову руками).

Дергай, дергай из земли (встают и делают движения, как будто дергают из земли морковь).

Все собрали — посмотри! (разводят руки в стороны).

  « Огород у нас в порядке»

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).

Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).

Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).

А сейчас ей тесто, бедной,

Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)

«Огуречик»

Огуречик, огуречик, (ручки в стороны)

Ну совсем как человечек, (ножки в стороны выполняют качание с ноги на ногу)

Он на грядочке растет (присели на корточки)

Выше к солнышку ползет (медленно поднимаются вверх)

Вот и бабочки слетелись (бег на месте, взмахи руками)

На огурчики уселись. (приседание)

Приползла к ним гусеничка, (показывают гусеницу)

Это бабочкам - сестричка   (показывают бабочек)

По огурчикам ползет (показывают гусеницу)

И сестриц своих зовет (движения руками)

Пальчиковая гимнастика

 "Компот"

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешают”)

Фруктов нужно много. ( Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Вот:

Будем яблоки крошить,    ( имитируют  движения -  крошат)

Грушу будем мы рубить.  ( имитируют  движения - рубят)

Отожмем лимонный сок,  ( имитируют движения - отжимают)

Слив положим и песок.     ( имитируют  движения)

Варим, варим мы компот, ( “варят и мешают”.)

Угостим честной народ!    ( угощают )

 « Апельсин »

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!!!

Разбегайтесь кто-куда!

(Бегут пальчиками по столу)

«Капуста»

Мы капусту рубим — рубим,

Мы капусту солим — солим,

Мы капусту трем — трем,

Мы капусту жмем — жмем. (Имитация движений.)

«Овощи»

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке

(Дети делают ладошки «корзинкой».)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

(Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Наша Зина – молодец!

(Показывают большой палец)

Зрительная гимнастика.

« Наша  грядка».

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем овощи искать.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Там редиска, там салат.

Наша грядка просто клад.

В.Волина

Круговые движения глазами. Посмотреть вниз. Влево – вправо. Поморгать глазами.

 «Заяц».

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

(Смотрят вверх.)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.

(Моргают глазками.)

Глазки закрывает.

(Глазки закрывают.)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

(Прыгаем, как  зайчики ).

«Фруктовая зарядка».

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты мы считать.

Перед нами лежит груша,

Сочная, но нельзя скушать.

Слева, на  столе  - лимон –

Фруктовый   господин  -  барон,

Справа – яблоко в корзине,

Его купили в магазине.

Ну а снизу – апельсин,

На полу лежит один.

Сколько фруктов, посчитали?

Четыре фрукта – угадали!

Дети смотрят перед собой. Дети смотрят налево. Дети смотрят вправо. Дети смотрят вниз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы в проектной деятельности.

В настоящее время познавательная активность детей развивается посредством исследовательской деятельности. Ребята должны должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе ко...

Опыт работы в проектной деятельности. Мини-музей "Транспорт"

Создание в группе музейного пространства, выставка экспонатов (различные виды транспорта): начиная от "ступы Бабы-яги" до современного....

Опыт работы по проектной деятельности воспитателя

Опыт работы по проектной  деятельности воспитателя "Уральская кладовая"...

Опыт работы по проектной деятельности в старшей группе "Цветы".

Проекты, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для де...

Опыт работы по проектной деятельности дошкольников.

Основными принципами дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС, является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деяте...