Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Дейнега Мария Евгеньевна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Цель работы по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_doklad.docx19.58 КБ
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Дейнега Мария Евгеньевна,

воспитатель МАДОУ детский сад № 4

 «Волшебная страна»

«Ум ребенка – на кончиках его пальцев»

В. И. Сухомлинский

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Цель работы по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.

В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования  в детском саду  приводят  к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных  техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При  непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед, и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

- коммуникативные ( беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

-педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Принципы построения работы по рисованию:

1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3.  Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

4.  Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы,  увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Мастер-класс  «Удивительное рядом»

А вы рисовали пеной? Если еще не рисовали пеной для бритья, советую попробовать! Это того стоит! 

Рисование пеной для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.  Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!

Краску на пене можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде), а каждый рисунок получается уникальным.

При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии — рисование с помощью уникальных отпечатков.

Для рисования нам понадобится: гуашь, кисточки, линейка, бумага, салфетка,  пена для бритья.

Приёмы работы:

1.                 Нанести пену на обычный лист бумаги (1 – 1.5 см).

2.                 Разравнять по поверхности при помощи линейки.

3.                 Нанести рисунок гуашью:

a)                 Рисунок наносится хаотично

Ставим при помощи кисти с жидкой краской кляксы, струйки, капли и обратным концом кисти водим по пене в хаотичном порядке.

b)              

Данный приём можно использовать с детьми старшего возраста. При  помощи кисти наносим рисунок на поверхность пены, не повреждая её вглубь. Работаем всем ворсов кисти без сильного нажима.

4.                 Сверху покрыть плотным листом бумаги, разглаживать

5.                 Аккуратно снять верхний лист бумаги

6.                 Убрать при помощи линейки лишнюю пену с изображения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Дейнега Мария Евгеньевна МАДОУ д/с №4 «Волшебная страна », воспитатель

Слайд 2

Цель : раскрытие творческого потенциала детей через нетрадиционные приемы рисования. Задачи: познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования; учить активно и творчески применять усвоенный способ в изобразительной деятельности; вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; способствовать развитию восприятия, внимания, воображения, мышления; формировать коммуникативную компетентность; развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов; поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

Слайд 3

Принцип при обучении с помощью нетрадиционных техник рисования: - от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию.

Слайд 4

Мастер-класс «Удивительное рядом» (рисование пеной для бритья)

Слайд 5

Рисунки на пене для бритья

Слайд 6

Нам понадобятся для работы следующие предметы:

Слайд 7

Наносим пену на досточку и растягиваем ее с помощью линейки

Слайд 8

Рисуем любой рисунок

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд.  Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр...

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В данном опыте представлен перспективный план; методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования с конспектами занятий для старших дошкольников.Разработаны методические рекоме...

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (средняя группа)

Проект «Нетрадиционные техники рисования  как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»(средняя группа)...

Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста”

Представление   педагогического опыта по  методической теме :"Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного во...

Тема моего опыта работы: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

«Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят,очень любят рисовать.На бумаге,на асфальте, на стене,и в трамвае на окне….»...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Моя тема самообразования «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».Она родилась из «проблемы», которая вызывал...