«Инновационные технологии изобразительной деятельности»
статья по аппликации, лепке на тему

Лебеденко Ирина Анатольевна

Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придают большое значение.

 Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству.

 Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Посредством искусства воспитываются умения видеть типичное, характерное, обобщать наблюдаемые явления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт дополнительного образования

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Курс:

«Инновационные технологии изобразительной деятельности»  ДОУ-63

Тема:

«Педагогические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста декоративной лепке.»

Выполнила:

Лебеденко Ирина Анатольевна

Москва 2014

СОДЕРЖАНИЕ

   Введение                                                                                               1

Виды лепки                                                                                          2  

Развитие средствами лепки                                                                3

    Выразительность детей при создании образа                                  6

    Скульптура                                                                                          7

   

    Педагогические рекомендации по обучению дошкольников        8

                                     

    Литература                                                                                          11

                       Введение.

 Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придают большое значение.

 Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству.

 Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Посредством искусства воспитываются умения видеть типичное, характерное, обобщать наблюдаемые явления.

 Произведения искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. В каждом значительном произведении искусства мы найдём глубокое содержание, воздействующее на нас, зрителей, благодаря выражению его в художественных образах.

 Всё, что зритель испытывает от восприятия картины, оставляет глубокий след в его мыслях и чувствах, помогает ему правильно оценивать явления жизни.

 Искусство пробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства, способствует формированию нового, более высокого понимания явлений, которое может проявиться в его поступках, в поведении, в отношении к окружающим.

Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. С древних времён люди овладевали умениями изображать видимый мир, передавать свои представления о нём в рисунке, скульптуре, орнаменте.

Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство – это виды изоискусства, отличающиеся и общими чертами и специфическими изобразительными средствами.

 Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».

В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно. Подробное зрительное представление о механических качествах вещей возникает путем многократности повторения в опыте человека видения предмета и его ощупывания. Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых его общих признаков.

Осязательное знакомство с предметом ограничивается преимущественно теми частями, за которые ребенок его держит или которых касается. Такое пассивное осязание дает ребенку сведения об отдельных свойствах предмета, в целостный образ они не объединяются. Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств.

Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может. Ему должны помочь взрослые. Они научат его обобщенной системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.

                                                      Виды лепки.

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.

 В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свои специфику.

 В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.

 В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они придают лишь наиболее яркие , характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной .

 В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основанную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями.

 Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

 Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.

 Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

 Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

Декоративно-прикладное искусство охватывает сферу народного искусства и художественной промышленности. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса народа.

 Особенно велико воспитательное значение народного декоративно- прикладного искусства. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Их волнует и радует сказочное волшебство золотой Хохломы, яркость, нарядность Городетского узора, поэтичность синих переливов на изделиях Гжели, неповторимость казахского орнамента. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию у них эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям народов.

                                      Развитие  средствами лепки.

 На занятиях лепкой предполагается решение следующих задач: формировать умение сравнивать и анализировать свойства предметов обьёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве; познакомить учащихся с назначением и применением пластических материалов в народном хозяйстве, в быту; обучать элементарным приёмам работы с этими материалами, формировать двигательные трудовые навыки, координирующие работу кистей рук; развивать эстетические представления у учащихся, обогащать их словарный запас специфическими терминами.

 Дети любят лепить, рисовать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь создаёт условия для всестороннего воспитания и развития детей

Занимаясь лепкой дети знакомятся с материалом, с его свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Всё это способствует их умственному развитию. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, созданием построек и изготовлением поделок детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставление и установление различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

Под руководством взрослого дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различия до более тонкого.

 На занятиях по лепке развивается речь детей. Усвоение названия форм, цветов, и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря.

 Нужно активно привлекать детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих поделках, высказывают суждения о работе других детей.

 Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.

 Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они преобретают в процессе лепки: умения пользоваться орудиями (стекой), планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, а также задумывать и осуществлять свой замысел, привлекать для этого все имеющиеся в данный момент средства. При проведении занятий нужно создавать благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность и любознательность.

Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.

 Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний о их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть производят умственные действия. Таким образом, лепка содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

 Нравственное воспитание. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребёнок лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его поделка что-то показала, чтобы изображённое им узнали.

 Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в лепке дети передают явления общественной жизни. Нужно давать им возможность отразить эти впечатления и своё отношение к ним.

 Значение занятий по лепке для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственные волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу преодолевать трудности и т.п.

 Общегрупповые занятия лепкой содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений.

 В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, возникает стремление помочь друг другу.

На занятиях лепкой у детей развивается мелкая моторика рук, пальцев. Дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, преобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

 Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

 Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Необходимо развивать у каждого воспитанника трудовые навыки, приучать его начинать работу лишь тогда, когда всё приготовлено, а по окончании все принадлежности убирать в определённое место, оставляя в порядке свой стол.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонента эстетического чувства.

 Для развития эстетического восприятия детей очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчёркивать их красоту, использовать образное сравнение.

Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, лёгкий, радостный, праздничный, живой и т.д.

Нужно предлагать детям такую тему для лепки, которая вызывает необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы тема заинтересовала ребёнка, взволновала его, и чтобы ему захотелось выразить её как можно лучше: например, предложение слепить дом нужно подать в такой форме, чтобы у ребёнка возникло желание пофантазировать и придумать "свой" дом с присущими только ему выразительными чертами. Это могут быть дача или дом для зайчика, для Снегурочки и т.д.

                          Выразительность детей при создании образа.

В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок мыслит образ живым, конкретным, действующим. Не владея в этот период в достаточной мере изобразительными средствами, он выражает эту действенность звуками, жестами, движением. Даже старшие дошкольники, когда у них есть необходимые навыки, иногда используют речь для усиления выразительности образа. Только постепенно под руководством педагога ребенок овладевает изобразительными средствами.

Исследователи детского изобразительного творчества - Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, доступны в определенной степени ребенку дошкольного возраста. В исследованиях, прежде всего, подчеркивается, что все образы, создаваемые детьми, в основе имеют реальную действительность. Даже при создании фантастического образа ребенок еще больше утверждается в реальности.

К созданному ребенком целостному образу нужно относиться с учетом его возраста. Маленький ребенок не может дать полное изображение предмета (со всеми частями и деталями в их соотношениях). В первых рисунках, лепке часто отсутствуют самые существенные детали. Даже у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов), но вся конструкция предмета, наличие разнообразных деталей говорит о желании ребенка создать образ, соответствующий реальному.

Выразительность образа достигается с помощью изображения деталей и дополнительных предметов, создающих обстановку. Художник сознательно подходит к отбору деталей, изображая лишь те, которые способствуют раскрытию образа. Ребенку, особенно в младшем возрасте, в изображении деталей присущ элемент случайности. Не всякая изображенная им деталь усиливает выразительность. А иногда и выразительные детали также появляются случайно, без сознательного замысла.

В старшем дошкольном возрасте, когда воспитывается способность планировать работу, ребенок начинает отбирать детали, характерные для данного образа. Причем показателем важности их является то, что отделываются они гораздо тщательнее всего стального.

                                                   Скульптура.

Скульптура - это вид изобразительного искусства, в котором, так же как и в других видах, художник выражает свое мировоззрение, идеалы эпохи, создавая образ в своеобразных формах. Она дает объемно-пространственное изображение и может быть выполнена как в мягком материале - глине, пластилине, так и в твердом - дереве, камне.

Скульптуру в мягком материале называют лепкой, пластикой, в твердом - ваянием. Своеобразие скульптуры проявляется в содержании и в средствах выражения. Основным ее содержанием является изображение, прежде всего человека. Объектами скульптурного изображения могут быть и животные.

Так, скульптор-анималист В.А. Ватагин посвятил свое творчество изображению животного мира. Чем же вызвана эта специфическая сторона содержания скульптуры? Форма всех живых существ характеризуется объемностью, пластичностью, гармоничностью частей, многообразием движений.

Спецификой скульптуры является возможность передавать все особенности формы с разных сторон. Неживая природа, среда, окружающая человека, изображаются в пластике крайне редко. Растения, вещи и прочие предметы иногда включаются в скульптуру как детали, дополняющие основной образ, или служат декоративными элементами.

Для скульптуры важно изобразить внутреннее состояние человека, управляющего этими машинами. И скульптор, и живописец изображают объемность предметов. В живописи это выражается на плоскости, имеющей два измерения, благодаря чему живописцу приходится пользоваться условными средствами в передаче объема. Иллюзию трехмерности ему помогает создать правильное использование света и тени. Скульптурные произведения существуют в пространстве и обладают реальной объемностью.

Эта особенность отражается и на восприятии зрителем. Обходя скульптуру со всех сторон, он воспринимает ее с разных позиций рассматривая с одной позиции, он не может представить себе ее решение в целом. В раскрытии скульптурного образа большую роль играет динамика. Она помогает передать психологическое состояние героя. Движение может быть простым, но оно должно нести в себе глубокое внутреннее содержание.

Скульптура по своему назначению подразделяется на станковую, монументальную и декоративную. В каждой из этих областей применяются круглая скульптура и рельеф.

Монументальная скульптура – это памятники великим людям или историческим событиям, величественные, строгие и выразительные.

 Станковая скульптура – это чаще всего портрет. Задача скульптурного портрета, так же как и живописного, -- передача образа человека.

 В станковой скульптуре значительное место занимает жанровая скульптура, изображающая группу людей или фигуру одного человека.

 В быту распространена скульптура малых форм. Это фигурки небольшого размера, выполненные из различных материалов – фарфора, дерева, кости, из пластмасс. Многие из них цветные. К скульптуре малых форм можно отнести и некоторые виды игрушек, изображающие людей и животных.

 Рельеф – это скульптурное изображение на плоскости. Иногда рельеф входит в композицию скульптурного памятника.

 Декоративно-прикладное искусство охватывает сферу народного искусства и художественной промышленности. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса народа.

      Педагогические рекомендации по обучению дошкольников.        

                         

При обучении лепке дошкольников воспитатель применяет многие методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами.

С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как ребенку приходится все время сравнивать с ней свое изделие. Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединить детей маленькими группами и каждому предложить взять предмет в руки и, ощупав его форму, рассказать о ней.

На занятии натуру следует рассмотреть еще раз. Воспитатель определяет пропорции и уверенным движением руки подчеркивает характер формы предмета, затем задает детям вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение. В том случае если дети знают, как лепить, то они приступают к изображению, а если нет, то воспитатель частично показывает необходимые способы. Полный показ приемов детям старшей группы почти не применяется, так как они знакомы с изображением исходных форм и показа требуют лишь те способы изображения, которые детям еще не встречались.

Например, дети лепят уточку-свистульку по типу архангельской народной игрушки. Способ изображения исходной формы знаком детям, поэтому воспитатель показывает лишь, как из овала вытягивается шея, голова и хвост.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий - развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки.

Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т.д. Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а делали это с расчетом на последующее изображение.

Для того чтобы заинтересовать детей, воспитатель в начале занятия может прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направить их внимание с начала занятия на обдумывание образа. Стихи и загадки должны давать яркую характеристику образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета.

Большое значение для детей старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли нарезана форма, какими способами лепили.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин.

Большое значение для детей старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы.

Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, а потом разбирается форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.

Известно, что на развитие изобразительной деятельности детей влияют знание формы предметов, их строение, но не меньшее значение имеет овладение техническими и изобразительными средствами лепки. В старшей группе усиливается внимание к умению передавать характерные особенности формы, а также к изображению динамики.

Занятия изобразительным искусством в детском саду являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

Знание психологии ребенка помогает педагогу лучше понять его склонности, желания, выявить способности. Знание анатомии, физиологии и гигиены позволяет строить обучение детей соответственно их возрастным особенностям. В первую очередь следует учитывать развитие высшей нервной деятельности детей, которая определяет все психические процессы, в том числе и способность к творчеству.

Педагог должен знать, что для ребенка дошкольного возраста характерно недостаточное развитие анализаторов, слабая координация движений руки и глаза, быстрая утомляемость. Знания, умения и навыки рисования, лепки и т.п. дети получают на занятиях.

Содержание и методы проведения занятий по изобразительной деятельности должны быть тесно связаны с впечатлениями, получаемыми детьми в процессе наблюдений окружающей действительности, чтения книг, игр и т.п.

                                                         Литература

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 2003.

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2001.

. Художественное творчество в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1999.

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. "Обучение детей лепке". (М., 1992г.)

. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Веглугиной. - М.: Просвещение, 2006.

. Сакулина Н.П. Роль изобразительного искусства в сенсорном воспитании детей // Сенсорное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2005.

. Мухина В.С. Психология дошкольника / Под ред. ЛА. Венгер. - М.: Просвещение, 2005.

Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста, через инновационные техники изобразительной деятельности

это материал для родителей .который поможет им развивать своих детей .Лепка из пластилина благотворно влияет на мелкую моторику рук, тактильные ощущения ,развитие памяти и мышления ребенка.Умение орин...

Внедрение инновационных технологий педагогической деятельности воспитателя в современное дошкольное образование: проблемы и перспективы

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами....

«Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»

В статье говорится об использовании воспитателями инновационных технологий в ДОО....

План мероприятий по внедрению инновационной технологии "Театрализованная деятельность"

План мероприятий по внедрению инновационной технологии "Театрализованная деятельность"...