«Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»
статья на тему

olga32

В статье говорится об использовании воспитателями инновационных технологий в ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации


          Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, в какой мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Развитие дошкольного образования, совершенствование профессионализма его педагогов и управленцев, развитие инновационного стиля мышления и деятельности невозможны без качественного изменения системы повышения квалификации.

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Его рассмотрению и изучению посвящен специальный семинар, который проводится в Московском институте открытого образования на кафедре «Педагогика и методика дошкольного образования» по многочисленным просьбам заведующих, старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Без инновационной составляющей трудно представить деятельность современного образовательного учреждения. В ходе обсуждений внедрения инноваций воспитатели нуждаются в различных видах сопровождения: необходима психологическая поддержка, часть педагогов не отказались бы от индивидуальных консультаций методистов, педагогов – практиков, от участия в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Обязательным условием инновационной работы должно быть достаточное количество учебно-методической литературы и современной материально-технической базы.

Основными признаками инновационной деятельности воспитателя является формирование необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных     качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выяв ять причины недостатков).

 Важным условием успешной реализации инновационной деятельности воспитателя являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, снимать инновационные барьеры.

 Инновационная деятельность-содержание, технологии, формы, методы которые использует воспитатель в своей работе. Инновация – это не просто факт, это целая система в работе воспитателя, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.

В структуре инновационной деятельности по проблемам воспитания,  очень важны индивидуальные особенности личности воспитателя:

·       общий кругозор, педагогическая культура, знание современной    психолого - педагогической литературы;

·       творческий подход;

·       обновление содержания воспитательной деятельности, педагогических технологий;

·       знание и использование национально – региональных особенностей в контексте воспитательной системы;

·       способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.

Инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно ориентированные.

В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:

-        применение современных информационных технологий;

-        применение принципа интеграции содержания образования;

-        развивающее обучение;

-        дифференцированное обучение;

-        проектное обучение;

-        проблемное обучение;

В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства воспитателя должны стать такие подходы к современной организации обучения как: личностно - ориентированный подход; профессионально-ориентированный  подход;   креативно - развивающийся подход; сущностный подход.

Проблемно ориентированные инновационные процессы, как это и определено названием, направлены на решение определенных задач, связанных с формированием конкурентоспособной личности.

Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заключающуюся в ее обучаемости, восприимчивости к инновациям, способности к перемене профессиональной среды деятельности, готовности перехода в более престижную область труда, повышению социального статуса и уровня образования и т. д.

Формирование конкурентоспособного специалиста в современных условиях возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс проблемно и методико-ориентированных инноваций, отвечающих положениям общих инновационных процессов, отраженных в программах и концепциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта фиксации результатов профессиональной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в межаттестационный период

Данная методическая разработка позволит воспитателям дошкольных учреждений фиксировать  профессиональные достижения и структурировать методические продукты  в межаттестационный период, будет...

"Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации"

Статья "Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации"...

Статья «Инновационная технология и деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Инновационная деятельность – это комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс.          ...

Статья на тему: «Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»

Статья на тему: «Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»...

Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации

Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации...