"Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации"
статья (младшая группа)

Статья "Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»

Подготовила

Омельянюк Е. А.

 В изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Образование все более ориентируется на создание таких технологий влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями детей, которые обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности. На смену традиционным методам приходят активные современные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Основной задачей дошкольных педагогов в настоящее время является выбор методов и форм организации работы с детьми, направленных на достижение позитивного результата в личностном развитии ребенка.

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда, как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса) (А.А. Адамский). Понятие «инновация» трактуется как нововведение. В научной литературе русское слово «нововведение» определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы «новшества», вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Технология – это целенаправленный процесс (алгоритм действий), после выполнения которого, получается тот или иной результат. Следовательно, инновационная педагогическая технология – это определённые действия педагога, вносящие целенаправленные изменения в образовательную деятельность и позволяющие получить определённый педагогический результат в виде приобретённых детьми знаний, умений и навыков. Использование инновационных технологий по силам каждому педагогу, а их внедрение способствует выходу дошкольного образования на качественно новый уровень, доказывающий обоснованность обозначения дошкольного детства как начальной ступени образования в системе общего образования личности.

 Цель внедрения инновационных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ – улучшение качества дошкольного образования и профессиональных навыков педагога, формирование активности ребёнка в познании окружающей действительности, раскрытие индивидуальности в процессе взаимодействия между всеми субъектами воспитательно-образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями).

 К числу современных образовательных технологий можно отнести:

 - здоровьесберегающие технологии; - технологии проектной деятельности; - технологии исследовательской деятельности;

 - информационно-коммуникационные технологии;

 - личностно-ориентированные технологии;

 - игровые технологии;

-Здоровьесберегающие педагогические технологии:

 Целью здоровьесберегающих технологий является создание условий для обеспечения ребенку возможности сохранения здоровья, формирования у него необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для поддержки собственного здоровья и формирования представлений о здоровом образе жизни. Они могут быть направлены; на физическое развитие ребёнка посредством различных видов гимнастик (дыхательной, пальчиковой, зрительной, утренней, пробуждающей, динамической), закаливания (водой, воздухом, солнцем); использование физкультминуток на занятиях и между ними; самомассажа; они могут знакомить с культурой здоровья, могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, беседы, дидактические игры, логоритмику, физкультурные занятия, спортивные праздники, спортивные игры; они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-); релаксации;

 Технологии проектной деятельности: их смысл заключается в проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом посредством создания проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умением и предъявленными требованиями. Ответы на поставленные вопросы и знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Проекты различаются по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные); По продолжительности (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные); По приоритетному методу (творческие, игровые, исследовательские, информационные); По тематике (включают семью воспитанника, природу, общество, культурные ценности и другое).

Технологии исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность помогает ребёнку выявлять проблему и посредством ряда действий её решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Задача педагога состоит в создании специальных условий для экспериментальной деятельности, где ребёнок подобно учёному проводит исследования, экспериментирует, делает опыты и в результате своих действий получает ответ. В содержании познавательно-исследовательской деятельности содержатся опыты (экспериментирование) с предметами и веществами, коллекционирование (классификационная работа), путешествие по карте и «реке времени». Используются следующие методы и приёмы; беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе), опыты, фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, подражание голосам и звукам природы, использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Целью информационно-коммуникационных технологий является развитие информационной компетентности дошкольников, формирование основ, элементов знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребёнку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, информационной, коммуникационной. Компьютер привлекателен для детей. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе. Компьютер позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Использование ИКТ на занятиях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий, представляет возможность индивидуализации обучения. Использование слайдовых презентаций, анимации, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Немаловажную роль имеет использование ИКТ в работе современного педагога. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, (сканирование, интернет, принтер, презентация). Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, изготовление буклетов, памяток и другого печатного материала для родителей и педагогов. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. Оформление групповой документации, отчетов. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

 Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребёнка. Это учёт индивидуальных особенностей, интересов ребёнка, его возможностей и состояния. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

 Игровые технологии Игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Среди игр и игровых упражнений можно выделить: Игры и упражнения, которые помогают выделять характерные признаки предметов, то есть учат сравнивать, игры, которые помогают обобщать предметы по определённым признакам, игры, которые учат ребёнка отделять вымысел от реального, игры, которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

 Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Использование инновационных технологий в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям, связанным с их образовательным уровнем. Каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»

В статье говорится об использовании воспитателями инновационных технологий в ДОО....

Карта фиксации результатов профессиональной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в межаттестационный период

Данная методическая разработка позволит воспитателям дошкольных учреждений фиксировать  профессиональные достижения и структурировать методические продукты  в межаттестационный период, будет...

Статья «Инновационная технология и деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Инновационная деятельность – это комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс.          ...

Статья на тему: «Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»

Статья на тему: «Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»...

Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации

Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации...