Главные вкладки

    Инновационные приемы формы и технологии в деятельности музея дошкольной образовательной организации (текст)
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Вокуева Лариса Елисеевна

    smiley

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            В настоящее время одним из перспективных направлений   в дошкольном образовании является  музейная педагогика. Если до недавнего времени   посетителей музеев среди дошкольников практически отсутствовала или носила эпизодический характер, то на сегодняшний день  дошколята  уже не редкие гости музеев   или "Светелок" (как мы их часто называем), а постоянные участники всевозможных мероприятий.  

            В музейной педагогике очень много форм, методов, приемов,  однако, в  работе с малышами не все из них  приемлемы. Тем не менее, если использовать в сочетании  традиционные  с инновационными,  можно заинтересовать   детей и пробудить у них интерес к изучаемым предметам, событиям  и вообще к истории своей малой родины.

    Слайд 1

            Новизна работы в нашей «Светелке»  заключается в реализации, поиске и разработке инновационных подходов к решению задач по формированию у детей представлений о мини - музее, развитие творческого и логического мышления, воображения, формирование активной жизненной позиции, расширение кругозора дошкольников.        Неизменным успехом в  «Светелке»  пользуются мероприятия, где сами дети  ведут занятия-экскурсии для своих сверстников, перевоплощаясь в экскурсоводов.  Здесь уместно отметить использование уникальной говорящей ручки «ЗНАТОК», которая «оживляет» более 20 видов экспозиций. В "Светелке" накоплены экспонаты, которые представляют большой интерес для дошкольников.  Рассказы об экспозициях, предметах воспитанники  заранее записывают на эту говорящую руку. Естественно, до этого проводится большая работа по изучению этих предметов, можно даже сказать исследовательская работа с помощью  родителей, заучивается текст и производится запись.  Ребенку стоит только коснуться ручкой логотипа на экспонате, и ручка превращается в занимательного рассказчика и увлекательно дополняет рассказ юного экскурсовода.

            Слайд 5,6,7

            Поисково исследовательская работа на первый взгляд кажется трудным для детей дошкольного возраста. Но если правильно организовать, она доступна и на младший возраст. Поисково - собирательское направление даёт нам  возможность   проявить    исследовательские умения воспитанников.  Так, например, при обновлении  ежегодного тематического уголка, посвященного ВОВ, мы обязательно привлекаем воспитанников и их семей.   Работая над темой  о Великой Отечественной войне, исследовательский подход дал нам возможность составить объективное представление об участниках Великой Отечественной войны, в частности о родственниках наших сотрудников,  прадедушках наших воспитанников. Так, например, в прошлом учебном году к Дню Великой Победы в «Светелке»  была оформлена экспозиция «Дорогой победы наших дедов», где были показаны пути воинских соединений, в которых воевали прадеды наших воспитанников, представлены подлинные документы участников ВОВ. Поиск места сражения дедушки нашего учителя - логопеда Домарковой Н.В.  Баранова Г.М. помог нам не только установить район сражения, но и узнать при каких обстоятельствах он погиб. Сведения о Георгие Макаровиче, представленные нам из военного комиссариата Ярцевского района Смоленской области,  помогли еще одно имя сделать известным. Теперь его имя будет увековечено в одном из кладбищ братской могилы, расположенной недалеко от села Кротово. Из представленных документов мы узнали, что Баранов Г.М. погиб в результате подорвавшийся мины.  Документы о солдате ВОВ теперь хранятся в нашей «Светелке» .

            Среди   инновационных  форм, используемых нами, хочется выделить      музейную коммуникацию, соответствующую концептуальным основам федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Она нам дала возможность строить диалоговые, партнерские отношения между педагогом и ребенком, между ребенком и предметом. Такая форма организации помогла использовать возможность свободного перемещения, размещения и общения детей в процессе образовательного процесса.

    Слайд 8,9,10,11,12

    В работе с детьми также я использую такие формы как:  тематические беседы, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, игры, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, конкурс рисунков, праздник – путешествие, музыкальная гостиная, экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, ухвата, сарафана); некоторые занятия построены в форме инсценировок – это посиделки в мини-музее «Светелка», где дети становятся участниками событий. Во время занятий старалась активизировать мыслительную деятельность детей методом сравнения (например, «Каким был утюг раньше и каким стал сейчас?», «Чем отличается современная посуда и утварь?»). Так же ставлю проблемные задачи и  вопросы, например, «Если вы попали в прошлое, что бы вы делали? Чем занимались? Какую одежду носили?». Такие задания учат детей  делать  выводы, искать ответы через Интернет, энциклопедический материал.

    Слайд 13,14

    Моя работа не приносила бы успеха, если б в ней не принимали участия родители. Вместе с ними в этом учебном году проведены: «День национальной кухни», «Декада коренных народов». Родители показывали мастер – классы по изготовлению коми народной куклы, изделий из бересты.

    В нашей Республике живут добрые и гостеприимные люди разных национальностей. Содержательно проходят встречи с интересными людьми нашего города. Недавно, 09 апреля 2019 года одна из таких встреч состоялась с участием Валентины Витальевны Каневой, старшего воспитателя Детского сада №23 г. Усинска. Она принимала участие в квест-игре, посвященного 35 – летию г. Усинска: знакомила детей с хороводными играми, рассказала о    традиционном женском костюме, как коми люди в старину  занимались  охотой, рыболовством, оленеводством, о традиционных промыслах коми.

    Мини-музей в детском саду дарит нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений, делает слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Наша «Светелка» всегда открыта для посетителей, а экспонаты используются для проведения игр, занятий и праздников. Если в  настоящих музеях трогать ничего нельзя, а у нас не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок и родитель — лишь зрители, а здесь они — соавторы, творцы и созидатели.  Наш мини-музей это — познавательный и воспитательный центр, а самое главное, результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.

     Выступление из опыта работы на опорно-методической площадке

                              в музее трудовой и боевой славы.

    Семинар «Инновационные приемы, формы и технологии в деятельности  

                  музея дошкольной образовательной деятельности»                        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации

    В статье дается понятие об инновации, описывается инновация с точки зрения ученого, классификация инноваций. Предлагаем рассмотреть условия, признаки инновационной деятельности в дошкольной организаци...

    «Управление кадровыми ресурсами в контексте инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».

    Проект раскрывает особенности формирования начал социальной компетенции старших дошкольников. Проект предполагает изменения в управлении ДОУ, необходимые для обновления содержания дошкольного образова...

    «Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»

    В статье говорится об использовании воспитателями инновационных технологий в ДОО....

    Организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации

    В статье рассматриваются организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации. Раскрыт пер-спективный план МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приори-тетным осу...