Лепка как вид продуктивной деятельности в развитии детей среднего дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Корнилова Наталья Евгеньевна

В настоящее время внимание многих педагогов и психологов привлекает проблема сенсомоторного развития на занятиях лепкой, так как от него очень зависит речь ребенка, мелкая моторика, воображение, память, творческие способности движения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Лепка как вид продуктивной деятельности в развитии

детей среднего дошкольного возраста

В настоящее время внимание многих педагогов и психологов привлекает проблема сенсомоторного развития на занятиях лепкой, так как от него очень зависит речь ребенка, мелкая моторика, воображение, память, творческие способности движения ребенка.

Чувство прекрасного, желание творить красивое – сложные психологические качества личности. Данное чувство формируется у ребёнка с самого раннего возраста и особенно важно в период среднего дошкольного возраста, так как именно в этот момент у ребёнка формируются навыки самостоятельности. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, у него формируются навыки к самостоятельным действиям без помощи взрослых.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. При этом основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание. Когда ребенок раскатывает и разминает пластилин, мышцы и суставы пальцев получают полезную нагрузку. Лепка пластилином позволяет активизировать сенсорное развитие ребенка, развивает правильное восприятие формы предметов, правильную передачу пространственных отношений между ними. Это — самый осязаемый вид творчества.

Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Все виды деятельности формируют самостоятельный подход в поиске новых способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удаления лишней массы. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.

Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные формы, образы или целые композиции. Образовательное и воспитательное значение лепки велико, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений, содействует воспитанию и формированию самостоятельности.

Лепка -  это вид изобразительной деятельности, в процессе которого дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

По содержанию и тематике различают: сюжетную, предметную, декоративную, комплексную.

- В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем, например, в рисовании, так как в лепке ребенок имеет дело в реальный объем, и ему нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных.

Однако они быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом. А также дети лепят отдельные конкретные изображения (овощи, фрукты, животных, бытовые предметы, транспорт и т.д.);

- В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой: по смыслу (Серый Волк и Красная Шапочка, Лиса и Колобок), по размещению в пространстве (объединяются в сюжет на обшей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, обороняются, смотрят в одну сторону или друг на друга);

- В декоративной лепке дети создают декоративные изделия - вазы, панно, маски, тарелки, лепные орнаменты, архитектурные и интерьерные элементы для кукольных домиков, замков для игр и спектаклей. Многими из этих поделок можно украсить помещение. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись.

- В комплексной лепке произвольно или для решения поставленной задачи комбинируют разные способы лепки. Например, вылепив рыбку украшают ее лепным узором; создав персонажей к сказке, украшают одежду прорезным орнаментом или налёпами.

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки:

1) по памяти;

2) с натуры;

3) по схеме;

4) по рисунку;

5) по словесному описанию.

По способу организации детей и характеру лепка может быть индивидуальной и коллективной т.е. в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с играми.

Так же, как и на занятиях рисованием, при лепке используется художественное слово, для того чтобы вызвать у детей более яркие образы предметов, создать эмоциональное настроение. Это могут быть стихи, песни, загадки, потешки, которыми начинаются или заканчиваются занятия. При подборе литературных произведений нужно учитывать специфику лепки, а поэтому описания предметов должны больше касаться формы, строения, размера и меньше - цвета, запаха и других свойств. Расширяя представления детей о форме, пропорциях предметов и способах лепки, важно проводить с ними небольшие беседы по их работам. В основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы. Иногда он предлагает ребятам самим решить, как вылеплена форма, переданы ее строение и пропорции, прочно ли соединены части. При изображении цыпленка, снеговика, девочки, посуды и других предметов можно предложить детям стеку для нанесения мелких деталей - глаз, рта, носа. В дальнейшем дети познакомятся с объемным изображением мелких деталей, но в данной группе, пока действия пальцев еще недостаточно развиты, можно нанести эти детали стекой путем графического изображения. Кроме того, дошкольники средней группы могут стекой резать глину на части, иногда снимать лишнюю, таким образом постепенно приучаясь к лепке с инструментом. Работа детей со стекой требует особого внимания со стороны воспитателя. Важно приучать ребят правильно, своевременно пользоваться ею, производить лишь нужные операции, а для этого необходимо им показать способы работы. Например, чтобы обозначить цыпленку глаза, его устанавливают на доске, придерживая левой рукой, и стекой, которая находится в правой руке, намечают глаза.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизируют работу обеих рук;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Самое главное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Основные задачи развития детского творчества в лепке следующие:

- развивать интерес к данному виду деятельности;

- учить, начиная с младшей группы, создавать форму предметов на основе восприятия действительности путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков;

- подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм.

- по мере возможности в каждой возрастной группе научить свободно пользоваться способами лепки и выразительными средствами;

- постепенно научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдений окружающего, от слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия произведений искусства;

- учить детей активно воспринимать указания воспитателя, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств.

В связи с тем, что развитие творчества, умение детей свободно задумывать тему и решать ее зависит от того, насколько они владеют техникой лепки, на эту сторону следует обратить большое внимание. На каждом занятии наряду с задачами творческого характера ставятся задачи обучения детей технике лепки. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка. С целью развития художественного творчества на занятиях лепкой работа должна состоять из нескольких этапов.

На первом этапе детям дают задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: по установке воспитателя (сочини, придумай, найди, измени) дети действуют совместно с педагогом, проявляя при этом элементы творчества.

На втором этапе дают задания, которые ведут ребят к целенаправленным действиям и поискам. Ребенок, действуя вместе с воспитателем, начинает понимать, что приобретенные умения можно комбинировать и видоизменять. И, наконец, третий этап — это задания, ведущие ребенка к самостоятельным действиям по обдумыванию замысла в различных видах деятельности, к планированию своих действий, отбору выразительных средств.

У среднего дошкольного возраста творческие возможности шире, чем у детей во второй младшей группы. Они уже владеют многими способами лепки, умением использовать такие выразительные средства, как изображение формы, дополнение предмета деталями, усиливающими образ.

Занятия по замыслу у детей 5-7 лет носят более глубокий характер, чем у детей средней группы. Объясняется это тем, что у ребят больше знаний об окружающем, больше умений в области лепки. Пользуясь этим, воспитатель ведет детей к умению заранее (за день до занятия) обдумать тему для лепки.

При этом занятия по замыслу могут быть ограничены темой. В подготовительной группе работа строится таким образом, чтобы дети, выполняя задания творческого характера, научились самостоятельно и планомерно действовать во время изображения предметов, Этому помогают заранее составленные детьми эскизы декоративных пластинок, блюд, подносов. Эскизы выполняются в карандаше.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Развитие мелкой моторики у детей происходит благодаря нервной, мышечной, костной системам организма и органам чувств. Все они взаимосвязаны, и развитие одной - дает толчок к развитию другой. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Отечественные физиологи в своих исследованиях подтверждают связь развития рук с развитием мозга, в частности речевых зон. Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т.п. - один из проверенных способов развития мелкой моторики. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основная задача занятий по лепке - обучение детей приемам возможно более точного воспроизведения предмета. При этом под точностью воспроизведения предмета понимается не подробное копирование его внешних свойств, а умение схватить главное, определяющее. Заниматься лепкой важно не только в рамках учебной программы, но и в процессе индивидуальной и домашней работы. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. При этом основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание. Темы занятий должны предполагать широкое ознакомление воспитанников с окружающей действительностью, с искусством.

Подводя итоги, можно сказать, что для развития детского творчества на занятиях по лепке в разных возрастных группах пользуются разнообразными приемами обучения и в первую очередь теми, которые стимулируют проявление самостоятельности, активности, инициативы детей, которые развивают детскую фантазию и представления. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление; развивается мелкая моторика, воспитывается творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительная память, понимание скульптурных материалов и их возможностей. И можно говорить, что использование занятий изобразительного искусства, а именно по лепке, является одним из эффективных средств развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.  

Список литературы

  1. Алексахин Н.Н. Учимся лепить и расписывать [Текст] /Н.Н. Алексахин// Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9. - С.23-27.
  2. Белевич Е.К. Обучение детей средней групп лепке [Текст] /Е.К. Белевич// Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. - С.29-33.
  3. Волкова А.А. Лепка в детском саду [Текст] /А.А. Волкова//Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11/12. - С.33-37.
  4. Ворончихина Ф.М. Лепка и игры [Текст] /Ф.М. Ворончихина//Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С.30-33.
  5. Давыдова Л. Первые уроки лепки [Текст] /Л. Давыдова//Семья и школа. - 2011. - № 4.
  6. Каюмова Р. Развитие творческого воображения в лепке [Текст] /Р. Каюмова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 3/4. - С.17-18.
  7. Комарова Т.С. Учитесь рисовать и лепить [Текст]/Т.С. Комарова, Е.В. Лебедева, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова. - М.: Логос, 2009. - 68 с.
  8. Лепилов К.М. Лепка в семье и в школе [Текст]: пособие для воспитателей и преподавателей/К.М. Лепилов. - СПб.: Нева, 2012. - 32с.
  9. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков [Текст]/Т.А. Ткаченко. - М: Издательство «ЭКСМО», 2010. - 129 с. (С.90-94.)
  10. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику [Текст]/ Т.А. Ткаченко. - М: Издательство «ЭКСМО», 2007. - 99 с., С.45-49.
  11. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду [Текст] /Н.Б.Халезова. - М: Просвещение, 1986. - 32 с. (С.22-26.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка в художественном развитие детей среднего дошкольного возраста.

2.1. Влияние лепки на развитие ребенка       Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.        Лепка...

Применение технологий проектной деятельности в развитии детей среднего дошкольного возраста

Технология проектирования – один из способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое пове...

Особенности сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой .

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо ...

Лепка как средство художественного развития детей среднего дошкольного возраста.

Лепка как художественное развитие детей среднего дошкольного возраста.Влияние лепки на развитие ребенкаЛепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Лепк...

План Самообразования «Проектная деятельность в развитии детей среднего дошкольного возраста"

План по самообразованию на период 2020 – 2021ггвоспитателя МКДОУ ХМР Детский сад «Светлячок» д. ШапшаЕремеевой Юлии Леонидовны, воспитателя, соответствие занимаемой должности Те...

Лепка как вид продуктивной деятельности в развитии детей среднего дошкольного возраста

В настоящее время внимание многих педагогов и психологов привлекает проблема сенсомоторного развития на занятиях лепкой, так как от него очень зависит речь ребенка, мелкая моторика, воображение,...

Конспект открытого просмотра НОД по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста «Лепка лошадки».

Задачи 1.Учить лепить лошадку комбинированным способом. 2.Закреплять различные способы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание. 3.Воспитывать самостоятельность и творчество. Словар...