Применение технологий проектной деятельности в развитии детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Андреянова Елена Николаевна

Технология проектирования – один из способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. Сегодня в дошкольных учреждениях широко используются и объяснительно-иллюстративные методы обучения, и методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление; моделирование проблемных ситуаций; экспериментирование; опытно-исследовательская деятельность; решение кроссвордов, головоломок, шарад и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер.

Таким образом, основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог основное внимание обращает на вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologii.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологий проектной деятельности

в развитии детей

среднего дошкольного возраста


Введение

Технология проектирования – один из способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. Сегодня в дошкольных учреждениях широко используются и объяснительно-иллюстративные методы обучения, и методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление; моделирование проблемных ситуаций; экспериментирование; опытно-исследовательская деятельность; решение кроссвордов, головоломок, шарад и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер.

Таким образом, основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог основное внимание обращает на вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми по разным разделам программы «От рождения до школы», включать в него различные методики и технологии.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГОС к основной образовательной программе. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Таким образом, в дошкольном учреждении проектная технология рассматривается как один из вариантов интеграции содержания образования (интеграция на основе единого проекта). Использование данного метода в образовательной деятельности дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования – начальной школе.


Технологии проектной деятельности как основа развития детей младшего дошкольного возраста

Знание только тогда знание, когда оно обретено

усилиями своей мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой

Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность  по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная  от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям (например, «Могут ли прожить друг без друга домашние животные и человек?»). В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза («Домашние животные нуждаются в человеке, как и человек, нуждается в домашних животных»), которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). На этом этапе мы использовали модель «четырёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям четыре вопроса: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем что-то узнать? Что узнали?» Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические обозначения-символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребёнка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. После составления совместного плана действий начинается 3 этап работы.

  • III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. За время работы над проектами в нашем дошкольном учреждении они были обновлены и дополнены новым материалом, который дети используют в своих исследованиях.

Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану, систематизировать необходимые материалы и информацию и т. д.  И как результат, прежде всего, в ходе проектной деятельности расширились представления детей об окружавшем мире, это было связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Дети приобрели  навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки, навыки коллективной работы, осознание значимости вклада в общее дело. 

Организация работы  в форме проекта  способствовало  развитию творческого потенциала и исследовательских способностей, направленных главным образом на развитие у детей самостоятельности и гибкости мышления, способности к саморазвитию.

Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастных особенностей и  учитывать при выборе и построении модели будущего проекта.

 

Работа над проектом

Первый этап – Выбор темы.

Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:

  1. Что знаю?
  2. Чего хочу узнать?
  3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план — схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;

Второй этап – Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап – презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

  • организует презентацию проекта (праздник,  занятие, досуг),составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Методические рекомендации по применению технологий проектной деятельности в образовательном процессе ДОО

Игровое экспериментирование

 Тема: “Лед – это вода”

 Цель:

 - создать условия для расширения представления детей о свойствах льда;

 - тает в тепле;

 -развивать мышление при выборе способа действия;

 -стимулировать формулирование выводами детьми;

 -воспитывать аккуратность в работе.

 Материал: замороженные льдинки, теплая вода, тарелочки, салфетки.

 Предварительная работа: наблюдение за таянием льда, игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.

 Ход занятия 

Воспитатель читает загадку: В реке вода не подвижна и тверда.

 Что же случилось с водой?

 Ответы детей:

 -она превратилась в лед;

 -зимой вода в реке замерзла;

 -и т.д.

 Воспитатель: Я оставила воду в формочке на улице, а вода замерзла. Как нам быть, что делать? Как освободить форму ото льда?

 После того как дети предложат свои варианты воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиции “хорошо — плохо”.

 Предполагаемые суждения анализа в скобках рядом с гипотезой:

 -можно погреть в руках, они теплые, лед растает (хорошо – лед растает, плохо – руки замерзнут);

 -можно отогреть в варежках (хорошо – лед растает, плохо – варежки намокнут);

 -можно положить на батарею (хорошо – лед растает, плохо – долго ждать);

 -можно положить в теплую воду, там лед растает;

 -можно оставить просто в группе, у нас тепло;

 Выбирают три гипотезы и проверяют их:

 -поставить на батарею;

 -погреть в руках;

 -положить в теплую воду.

 Помочь детям проверить свои гипотезы, подготовить всё необходимое для проведения опыта.

 Выводы:

 -быстрее всего лед тает в теплой воде;

 -я своим теплом погрела, и лед растаял, только руки замерзли;

 -на батарее лед не таял дольше всего.

 Затем проводиться игра: “Солнечные лучики и льдинка ”. Воспитатель в роли льдинки дети вроде солнечных лучиков. Солнечные лучики обнимают льдинку со всех сторон и льдинка тает.

 Вывод:

 Изучение и анализ тематической литературы, проведенная опытно экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

 Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.

Список используемых источников

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
  2. Закон об образовании РФ.
  3. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога.// Первое сентября, № 9–2004, с. 12–15.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.
  5. Вода и жизнь: экологические проекты/ Шабалина З.С., Воскобойник И.Н., Петриченко Т.И., Михайлова О.А., Князева Л.А. – Ярославль: 2005. – 70с.
  6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64с .
  7. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. - М., 2000. - С. 32 - 33.
  8. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1997.
  9. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124 -131
  10. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. – М.: Аркти, 2010. – 80с.
  11. Терехова Г.В. От проекта к культуре проектирования// http://helborblog.blogspot.com/2010/01/blog-post_8685.html
  12. Ховякова А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста . // Детский сад от А до Я №2 2010 с 144-150
  13. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства»
  14. Концепция модернизации российского образования

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html