Кружковая работа по тестопластике "Мукосолька"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Ковалева Татьяна Александровна

лепка, развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx99.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Учѐными доказано, что развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Актуальной  данная деятельность является  потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребѐнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке. Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идѐт полное расслабление тела и души. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.  Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.   Лепка – любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке – из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

Тесто – хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира  на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

 

История возникновения  Тестопластики.

 Еѐ история уходит в глубь веков. Народности, живущие в Гималаях, до сих пор с помощью деревянных форм изготавливают фигурки из ячменной муки, которые заменяют людей и животных, приносимых когда-то давным-давно в жертву божествам. Один из народных художественных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста. И если раньше поделки из теста имели символический или мистический смысл, то теперь умельцы лепят всѐ, что угодно – лишь бы было пѐстро и красиво. В Китае, начиная с 17 века, делают марионетки из теста. В Греции из теста традиционно пекут великолепные венки, украшенные пышным орнаментом. Узбекские женщины из поколения в поколение выпекают декоративные лепѐшки, которые вывешивают на стенки домов. В Восточной Европе изделия из теста, как и в прежние времена, не окрашивают: типичный коричневый цвет выпечки считается особенно красивым. В Польше, Чехии и Словакии на протяжении веков остаются очень популярными картины из теста. Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солѐное тесто. Во время Первой Второй мировых войн искусство изготовления солѐного теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта традиция стала возрождаться. В последние двадцать лет

оно вызывает всѐ больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников. Хотя поделки из теста – древняя традиции, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Рецепт 1 cт. муки 1 ст. соли «Экстра» 2 ст. ложки растительного масла 125 мл. воды

Этапы изготовления изделий из соленого теста: 1. Замешивание теста. 2. Изготовление изделий. 3. Сушка изделий 4. Раскрашивание изделий.

Материал для кружка - соленое тесто - ножички (тупые) - доски - кисти - краска, гуашь, клей - шаблоны, формочки

Методы и приемы обучения:

 1. Последовательное знакомство с различными видами лепки:

 • Конструктивный - является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки. • Пластический - изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление. • Комбинированный - этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2. Словесный метод:  • беседа, рассказ; • объяснение, пояснение; • вопросы; • словесная инструкция;

 3. Наглядный метод:  • рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия); • показ выполнения работы (частичный, полностью); • работа по технологическим картам. 4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей: • математикой; • развитием речи; • художественной литературой.  

Техника безопасности - не употреблять тесто и готовые изделия в пищу; - следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами; - тщательно вымывать руки после завершения работы.

Высушивание, раскраска.

 Если вы собираетесь лепить из солѐного теста цветные поделки, в смесь или часть смеси нужно добавить цветной краситель, гуашь, красочки. Удобнее всего подкрасить воду и затем влить еѐ в сухую смесь. Хорошо сразу сделать несколько нужных цветов. Хранить тесто лучше всего в целлофановых пакетах или пластиковых коробках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике. Поделки из солѐного теста нужно очень хорошо высушивать в духовке или при комнатной температуре. После высушивания изделия раскрашивают пищевой краской, гуашью или акварелью. Последние штрихи можно нанести фломастером. Раскрашивание временно размягчит поверхность изделия. Следует дать тесту снова подсохнуть на воздухе или в теплой духовке.

Возможные проблемы и их решение.

 Список проблем, которые  могут возникнуть при сушке или оформлении игрушки из соленого теста: 1. Тесто покрылось пузырями или трещинками после сушки. Это может быть вызвано неправильным выбором муки или невыполнением правил сушки. Мука для лепки подойдет самая простая и недорогая – низкосортная ржаная или пшеничная. А сушить изделие следует без лишней спешки в слегка разогретой духовке с приоткрытой дверцей. А вообще, лучше, если поделка будет сохнуть естественным образом. 2. Изделие потрескалось после окрашивания. Так может произойти, если Вы начали красить еще недостаточно подсохшую поделку. Досушите ее на свежем воздухе, сгладьте шероховатости наждачной бумагой и окрасьте повторно. 3. Изделие потрескалось ввиду большой толщины. В таком случае с обратной стороны либо снизу нужно удалить излишек теста. А чтобы крупное изделие подсохло в духовке равномерно, его нужно периодически переворачивать. 4. Откололся какой-либо элемент. Можно попробовать приклеить его клеем ПВА, но лучше просто загладить неровность и задекорировать каким-либо украшением. 5. Поделка потускнела после окрашивания. Дополнительное покрытие лаком способно вернуть цвету былую насыщенность и сделать поделку ярче.

Цель:  раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии. Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Задачи:

 Образовательные: 1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста; 2. учить соблюдать правила техники безопасности; 3. учить стремится к поиску, самостоятельности; 4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

 Развивающие: 1. развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм,  образцов, поиске новых решений в создании композиций; 2. развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим        воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой,              глазомером; 3. формирование способности к творческому раскрытию,    самостоятельности, саморазвитию; 4. формирование способности к самостоятельному поиску методов и   приемов, способов выполнения .

Воспитательные: 1. воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;      2.  воспитывать умение четко соблюдать  необходимую            последовательность действий.         3. воспитывать умение организовать  свое рабочее место, убирать за  собой.    

 Ожидаемые результаты кружка:

должны уметь: .   - приготовить тесто;  -  отламывать от большого куска теста небольшие кусочки; - скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики; - раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски; - последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы; - расплющивать; - соединять в виде кольца; - защипывать края формы; - лепить из нескольких частей; - соблюдать  пропорции; - сглаживать поверхности формы; - присоединять части; - прижимать; - примазывать; - вдавливать; - лепить с натуры; - лепить по представлению; - лепить на воображение; - устойчивость изделия; - выразительность образа; - работать  с красками; - пользоваться  дополнительными материалами; - пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;                                                                                               -  соблюдать технику безопасности;                                                                                                             - оценивать свою работу и работы своих товарищей;                                                                            -  работать в коллективе.

Тематическое планирование

Сентябрь:

 Занятие 1. Тема «Яблоки и груши». (игра в «магазин») Цель: Учить лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре « Магазин». Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки. Материал: Солѐное тесто, муляжи фруктов, веточки, гвоздика ,перец.

  Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками яблок и груш. Цель: Учить раскрашивать изделия после просушки. Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Материал: Краски «Гуашь», кисточки.  

Занятие 3. Тема: Декоративная тарелка «Роза». Цель: Учить, из отдельных частей , лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат. Материал: Солѐное тесто, стеки, тарелка.  

 Занятие 4. Тема: Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы». Цель: Продолжать учить раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка. Оформлять работу на тарелке. Материал: Краски «Гуашь», тарелка.    

Октябрь:

 Занятие 1. Тема: «Колючий ѐжик». Цель: Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку. Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали , смачивая водой. Дополнять работу грибками, яблочками. Материал: солѐное тесто, семена от яблок, кисточка, вода.

  Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками ѐжика. Цель: Учить детей раскрашивать ѐжика после просушки, используя чѐрный и серый цвет, смешивая краски. Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, лак.

  Занятие 3. Тема: «Грибы»

Цель:  Учить рассматривать грибы, выделять их части, форму; делить тесто на две части, передавать их форму ножки (столбик), шляпки – из шара сделать диск; лепить несколько грибов – семейство на пластине. Материал: соленое тесто, муляжи грибов, кисточка, вода.

Занятие 4. Тема: Раскрашивание красками  "Грибы". Цель: Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию. Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей.  

Ноябрь:

 Занятие 1. Тема: «Божья коровка» (на листике) Цель: Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, используя налепы, дополнительный материал для оформления. Пользоваться формочкой для вырезания листика. Уметь регулировать силу нажима при выполнении налепов. Материал: Солѐное тесто, формочка «листик»,семена яблок, веточки, игрушка.

   Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками «Божья коровка ». Цель: Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы. Уметь использовать навыки нетрадиционного рисования - пальчиком, для рисования точек. Упражнять в способах работы с красками, оформлении работы на листике. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей  .

  Занятие 3. Тема: «Пластина – лицо человека»

Цель: учить детей составлять лицо из отдельных частей (овал-лицо, круги-глаза, полоски-прическа и т.п.); познакомить со способами изготовления нужных деталей; учить отображать увиденное на рисунке в поделке. Материал: Картон, зубочистка, чеснокодавка (для волос), бусинки.  

Занятие 4. Тема: Раскрашивание красками "Лицо человека" Цель: Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию (лицо). Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей.

Декабрь:

 Занятие 1. Тема: «Снеговики».  Цель: Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солѐным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом. Материал: солѐное тесто, семена вишни, фундука, шарф, шапка.

  Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками «Снеговики». Цель: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить видеть конечный результат задуманной работы. Материал: Краски «Гуашь», кисточка.

  Занятие 3. Тема: «Нарядная ѐлочка» Цель: Учить детей вырезать ѐлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук, Использовать знакомые приѐмы лепки в новой творческой ситуации. Материал: Трафарет «Ёлка» из картона, стека, семена разных фруктов, бисер.   Занятие 4. Тема: раскрашивание красками « Нарядная ѐлочка». Цель: Учить раскрашивать ѐлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ѐлке. При украшении ѐлки использовать разные дополнительные материалы Материал: Краски «Гуашь», кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти.  

Январь:

 Занятие 1. Тема: «Дед Мороз». Цель: Учить детей использовать знакомые приѐмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание. Уметь пользоваться чесночницей для выдавливания теста для волос и бороды. Развлечь детей. Материал: Солѐное тесто, чесночница, стека, веточка ели.

  Занятие 2.Тема: Раскрашивание красками  «Дед Мороз». Цель: Учить детей раскрашивать готовое изделие из солѐного теста красками, способам работы с ними. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Учить радоваться результатам своего труда. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, веточка ели, конфетти.

  Занятие 3. Тема: «Пингвины на льдине». Цель: Учить лепить фигурку из целого куска, используя приѐмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Использовать фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей, сообразительность. Материал: Солѐное тесто, фольга, пенопласт.

  Занятие 4. Тема: Раскрашивание красками «Пингвин на льдине». Цель: Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию. Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей.  

Февраль:

 Занятие 1. Тема: «Кружка для папы». Цель: Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нѐм углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. Материал: Солѐное тесто.  

 Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками  кружки для папы Цель: продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку. Материал: Краски «Гуашь», семена фруктов, кисточка.

  Занятие 3. Тема: «Рамка для фото». Цель: Закрепить технические навыки и приѐмы при лепке рамки из солѐного теста. Упражнять в лепке цветов из отдельных частей, составлять цветок из 6-8 частей, составлять композицию из отдельных деталей. Воспитывать интерес к творчеству. Материал: Солѐное тесто, рамка из картона разной формы, образцы цветов.  

  Занятие 4. Тема: Роспись рамки для фото. Цель: Продолжать учить рисовать красками. Самостоятельно подбирать цвет, уметь смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать у детей эстетические восприятия, чувство цвета. Материал:  Краски «Гуашь», кисточки, бусинки.  

Март

 Занятие 1. Тема: «Корзина с цветами» Цель: Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой. Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка. Лепить знакомые цветы и листья. Развивать воображение, желание дарить радость другим. Материал: Соленое тесто коричневого, красного, жѐлтого, зелѐного цвета, вилка, трафарет корзинки, стека.  

 Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками  корзинки и цветов. Цель: Разложить цветы, после просушки, в корзину приклеить, покрыть лаком. (баллончик) Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия, Материал: Краски «Гуашь», лак, кисточка.  

 Занятие 3. Тема: «Подковка на счастье». Цель: Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы. Закрепить умение ,из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия. Материал: Солѐное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька), кисточка.

  Занятие 4.Тема: Раскрашивание красками подковки, цветов. Цель: Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, семена фруктов, бисер.  

Апрель

Занятие 1.Тема: «Весѐлые человечки » Цель: Учить лепить весѐлых человечков, используя приѐмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание. Для соединения частей использовать спички, палочки. Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой. Учить работать коллективно. Материал: Солѐное тесто, зубочистки, семена фруктов кисточка.

  Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками весѐлых человечков. Цель: Формировать навыки аккуратности при работе с красками. Научить видеть конечный результат задуманной работы. Дополнять работу, украшая одежду своих человечков, Материал: Краски «Гуашь», кисточка, бусинки, бисер.

   Занятие 3.Тема: «Сердечко с птичками». Цель: Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать сердечко по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой. Лепить птичек, используя приѐмы оттягивания, сплющивания, передавая пропорции, характерные особенности. Воспитывать интерес к творчеству. Материал: Солѐное тесто, шаблон, стека, семена разных фруктов, бусинки.

  Занятие 4. Тема: Раскрашивание сердечка с птичками. Цель: Продолжать учить ловко действовать кистью, развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей, бусинки, бисер.  

Май.

  Занятие 1. Теме «Поросѐнок в тазике». Цель: Учить составлять фигурку поросѐнка из нескольких частей, соблюдая пропорции, использовать палочки для скрепления деталей. Уметь применять навыки и умения, полученные ранее. Закрепить умение лепить тазик, используя приѐм вдавливания, выравнивания краѐв. Вызвать интерес к творчеству. Материал: Солѐное тесто, палочки бусинки. Семена фруктов.

 Занятие 2. Тема: Раскрашивание красками поросѐнка в тазике, оформление в рамку. Цель: Учить смешивать краски для получения нужного оттенка. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, круглая крышка (от майонеза), клей.

  Занятие 3. Тема: «Мышки на сыре». Цель: Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краѐв). Развивать творческое воображение, интерес к работе. Материал: Соленое тесто, стека, кисточка, нитки (для хвоста).

  Занятие 4. Тема: « Раскрашивание красками « Мышки на сыре». Цель: Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат соей работы. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей, нитки разного цвета.

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой

«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста»

  • Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть  знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.
  • Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, ис торию.
  • Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.
  • Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами    (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
  • Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатовОказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
  • Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.
  • На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
  • Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое!
  • Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как ра бота закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры труда
  • Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.

СИСИТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ

Цель: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, замысел, способность проявить творчество детей 5-6 лет.

Критерии

  1. Содержание изображения.
  2. Передача формы:
  • форма передана точно:
  • есть незначительные искажения;
  • искажения значительные, форма не удалась.
  1. Строение предмета:
  • части расположены верно;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы не верно.
  1. Передача пропорций предмета в изделии:
  • пропорции предмета соблюдаются;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы не верно.
  1. Композиция. В этом критерии более полная и точная характеристика овладения детьми композицией двух групп показателей: «а» и «б»:

а) расположение фигур:

  • по всей доске;
  • не продумана, носит случайный характер;

б) отношение по величине разных изделий составляющих сюжет:

  • соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорциональность разных предметов передана не верно.
  1. Передача движения:
  • движение передано достаточно четко;
  • движение передано неопределенно, неумело;
  • изображение статичное.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия.

  1. Цвет. (лепка из теста) В этом критерии выделяются две группы показателей: первая - «а» - характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая - «б» - творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

а) цветовое решение изображения:

  • передан реальный цвет предметов;
  • есть отступление от реальной окраски;
  • цвет предметов передан не верно;

Анализ процесса деятельности.

  1. Характер лепки. В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:

а) характер лепки:

  • по частям
  • из целого куска
  • комбинированным способам

б) технические приемы

  1. Регуляция деятельности. В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:

а) отношение к оценке взрослого:

  • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности;
  • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается;
  • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком, созданного им изображения:

  • адекватна;
  • неадекватна (завышенная, заниженная);
  • отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

  • к предложенному заданию;
  • к процессу деятельности;
  • к продукту собственной деятельности.
  1. Уровень самостоятельности:
  • выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко;
  • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается.
  1. Творчество:
  • самостоятельность замысла;
  • оригинальность изображения;
  • стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем другим критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дастся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий -- 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

  • форма передана точно - 3 балла;
  • есть незначительные искажения - 2 балла;
  • искажения значительные, форма не удалась - 1 балл

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

(практические советы и рекомендации)

Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии,  если удастся правильно вымесить тесто.

Рецепт теста.  Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо вымесите. Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь.

Хранение теста. На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.

Окрашивание теста и готовых поделок. 

Окрашивание теста при замешивании. После того как мука смешана с солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в каждую добавить подкрашенную воду. Окрашивая разными цветами порции смеси, мы получаем различную окраску соленого теста. Можно в качестве красителя использовать пищевую краску, гуашь или акварель. После замеса тесто следует разложить в полиэтиленовые пакеты или пластиковые емкости по цветам.

Окрашивание поделок после того, как они высохли. После полного высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя гуашевые, акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью.  Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое — цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть акриловым лаком.

Особенности лепки. Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т.д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали прима зывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из тру бочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т.д.

Вылепленное изделие сушится в духовке при низкой температуре и с открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала поделку выдерживают 1-2 дня на воздухе, затем досушивают в духовке).

Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров изделия. Для сушки толстых изделий требуется несколько часов, другие изделия могут быть готовы после недолгого периода запекания.

Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с одной-двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый золотистый оттенок.

Хранение  и рестоврация готовых поделок. Поделки из соленого теста следует хранить в сухом месте, иначе они напитаются влагой и раскрошатся. Обращаться с ними нужно осторожно. Однако, если какой-то элемент отломается, его можно приклеить клеем ПВА. Если по изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми кусочками теста.

Уход за поделками из соленого  теста.  Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого  теста можно время от времени просушивать в духовке.

Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:

  • доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
  • салфетки  - бумажные и тканевые;
  • различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
  • инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;
  • печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
  • формочки для кексов, формочки для игр с песком;
  • трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
  • соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
  • природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
  • бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
  • пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
  • клей ПВА;
  • кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.

Сделать кусты или волосы для фигурки из теста можно, пропустив тесто через дуршлаг или чесноковыжималку. Лопаточка для жаренья рыбы очень удобна для переноса фигурок без повреждений или перекладывания фигурок с противня. Лопаточкой можно наносить рисунок на поверхность теста. Линейкой удобно делит тесто на части. Ножницы нужны для того, чтобы обозначить иголки ежа или сделать фигурке рот и т.д.

ВАРИАНТЫ ПОДЕЛОК ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

Скульптура из соленого теста

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто натуральное или окрашенное, стеки, зубочистки, фольга, футлярчики киндер-сюрпризов, дополнительный материал (кусочки меха, пуговки, бусинки, леска и т.д.).

Полезные советы: 

  • изготавливая объемные поделки, удобно использовать уже окрашенное тесто. Чтобы скульптура не деформировалась, оно должно быть тугим.
  • Из соленого теста трудно лепить большие вертикальные  фигуры, поэтому, если поделка задумана высокой и неустойчивой, обязательно нужно посадить ее на каркас.
  • В процессе лепки объемной скульптуры следует сначала сформировать основу из фольги, затем облепить ее соленым тестом. В качестве основы можно использовать футлярчики киндер-сюрпризов.
  • Для более четкой передачи образа к тесту можно добавить дополнительные  материалы. Так тесто отлично комбинируется с бисером, ракушками, нитками, сухоцветами и т.д. Из ниток выходят замечательные волосы, из лески - усы, из меха – борода.  Из пластмассовых палочек от чупа-чупсов или зубочисток  получаются чьи-нибудь белоснежные зубы или бивни. А из бисера, бусинок, перца горошком, мелких пуговиц – глаза.
  • Если изделие получилось очень объемным, то сушить его нужно долго, для миниатюрного изделия времени для просушки надо меньше. Чем меньше игрушка, тем больше шансов, что она не растрескается в духовке.
  • Высушивая работы в духовке, нужно быть внимательным, так как они могут подгореть, и вид у поделок будет непривлекательным.

Медали и медальоны из соленого теста

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто натуральное или окрашенное, стеки,  трубочки для коктейля, пластмассовые трафаретки, трафареты из плотного картона, дополнительный материал (пуговки, бусинки, бисер, ракушки и т.д.).

Полезные советы: 

  • Дети очень любят лепить из теста замечательные медали и медальоны, а потом играть с ними. Для начала нужно комок теста поместить на ровную поверхность и придавить его ладонью. Затем раскатать скалкой вперед-назад, работая обеими руками, пока не получится тесто нужной толщины.
  • Изображение медальона можно получить с помощью пластмассовой трафаретки для печенья или пластиковой крышки от аэрозоля: слегка прижать трафаретку к тесту и сильно надавить ладонью.  Не следует в работе с детьми использовать  металлические трафаретки, при надавливании они могут поранить ладонь ребенка. 
  • Можно использовать трафарет из плотного картона: положить его на тесто и обрезать изображение по контуру пластмассовым ножом, затем удалить от заготовки, обрезанное по краям тесто.
  • Готовый медальон можно украсить бисером, налепами, жгутами и т.д.
  • Не забудьте в заготовке сделать отверстие для шнурочка, так как, когда тесто высохнет, дырочку сделать будет невозможно. 

Лепка рельефной картины

Необходимые материалы и инструменты: рамка и основа будущей картины; соленое тесто (окрашенное или натуральное); дополнительный материал: природный, бисер, бусины и т.д. (в зависимости от темы и сюжета будущей картины); скалки; различные стеки или предметы их заменяющие (зубочистки, палочки, пластиковый нож); акварельные или гуашевые краски; кисти разного размера; клей ПВА; лак.

Создание картины из соленого теста. 

Подготовка основы. Лепка рельефной картины всегда начинается с подготовки основы. Это может форма из соленого теста. Такую форму сначала нужно раскатать в лепешку, а затем обрезать до нужного размера.

По размеру рамки можно вырезать плотный картон и наклеить на него обои или однотонную ткань. Картонную основу также можно покрыть раствором клея ПВА, затем  загрунтовать тонким слоем соленого теста или посыпать манной крупой.

Оригинальные  работы получаются, если в качестве основы использовать  диски или пластинки.

Создание рельефного изображения. Сначала карандашом набрасывается  эскиз. Затем следует определить хотя бы примерную последовательность работы,  и  то какие элементы будут сделаны из теста.

Можно прямо на эскизе выполнять лепку композиции в полном объеме и затем сушить картину на теплом воздухе. Можно, соблюдая размеры, каждый элемент лепить отдельно, готовые детали сушить в духовке, затем клеем прикрепить их к основе картины. Детали будущего панно дети могут слепить с помощью различных трафаретов и шаблонов.

Цветовая обработка готового изображения. Если тесто не было окрашено при замесе, вы без особого труда раскрасите уже готовую работу.

Последние штрихи. Полученную картину вставляем в рамку. Если нет подходящей рамки, сделать ее можно самим из соленого теста, ракушек, палочек, соломинок от коктейля и т.д. 

Картину и рамку из соленого теста можно украсить бисером, бусинами, кружевом, лентами, пуговицами или природным материалом: ракушками, камушками, различными семенами, колосками и  сухими травинками, сухоцветами. Красками дополняем недостающие элементы и покрываем произведение лаком или раствором клея ПВА.  

Методические рекомендации для педагогов

Занимаясь   с  детьми лепкой из соленого теста,  педагогам следует соблюдать  следующие условия:

  • ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;
  • для того чтобы дети лепили с удовольствием, у них не должно быть недостатка в материалах и инструментах. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и настоящих инструментов (скалки, чесноковыжималка, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.), а также  иметь возможность в любую минуту действовать с ними;
  • необходимо приучать детей готовить свое рабочее место к занятию и приводить его в порядок после того, как работа закончена, поддерживать порядок на рабочем месте. Это способствует формированию у дошкольников трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда: чувства удовлетворения при виде чистоты, привычку работать аккуратно;
  • на каждом занятии педагог должен создавать творческую доброжелательную атмосферу, необходимо поощрять  и заинтересовывать ребенка самим процессом лепки, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности;
  • в процессе лепки следует исключать излишнюю опеку,  проявлять доверие к ребенку, его возможностям, формировать у детей желание выполнять самостоятельно всё то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются;
  • не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справится с предложенным заданием, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание лепить. Напротив, поощрение любой попытки ребёнка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости. Педагог должен создавать у ребенка чувство внешней безопасности, когда он знает, что его результаты его творчества не полу чат отрицательной оценки взрослого;
  • необходимо помнить о том, что дети должны получать радость от достигнутых результатов, от своей полезности другим.  Так детские работы могут украсить лестничные пролеты детского сада, групповые помещения. Свои поделки дети могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх. Максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками;
  • одним из важных средств поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Таким образом, дети могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда;
  • нельзя лишь забывать: ценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки, в процессе детского экспериментирования с инструментами и материалами, и в тех чудесных превращениях, которые даёт столь универсальный пластический материал как соленое тесто.

Упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

  1. Слепи что-нибудь необычное.  Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т.д.
  2. Ожившая фигурка. Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь – оживает. Что бы ты слепил?»
  3. Несуществующее животное. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
  4. Волшебные превращения. Ребенку говорят: «Есть две волшебные палочки: длинная и короткая, подумай, во что они могут превратиться». Ребенок в процессе лепки создает образы на основе «волшебных палочек».
  5. Поможем скульптору. Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки из соленого теста и просит помочь ему.
  6. Чего на свете не бывает? Ребенку предлагают слепить то, чего на свете не бывает (сказочное, волшебное и т.д.).
  7. Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение. Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т.д.».
  8. Добрый и злой. Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.
  9. Карлики, великаны. Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все что ты захочешь. Слепи то, что ты хотел бы увеличить или уменьшить».
  10. Машина времени. Взрослый говорит детям: «Представьте, что у нас в детском саду появилась машина времени. Вы в нее садитесь и можете путешествовать в будущее и прошлое любой страны». Детям предлагают представить, а затем слепить то, что они могли бы увидеть, путешествуя на машине времени.
  11. Загадки и отгадки. Взрослый сообщает детям, что сей час они будут слушать загадки и отгадывать их необыч ным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загад ки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылеп ленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объем ные, так и рельефные изображения. Ещё лучше поста раться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей

 Змейка

 Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Самолет

Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».

Черепаха

Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».

Жучок

Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать  две    маленькие     антенны,       вспомнить, как жужжит     жук: «Ж-ж-ж».

Машина

Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.

Аппликация на тесте

Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.

Предложите ребенку выполнить упражнения: 

«Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или  заполняет  фасолью все яблоко.

«Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

«Елочка». Зеленое тесто размять  на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста. 

Композиция «Птицы летят» - сложная и многоплановая. Начинать работу надо с подготовки эскиза. Для этой тесто-картинки не нужны дополнительные материалы. Все детали и элементы изготавливают из соленого теста.

Описание работы

1. С помощью скалки раскатайте тонкую лепешку. Это — задний план композиции. Ее форма может быть произвольной.

2. Для изготовления второго плана композиции также необходим тонкий пласт теста. Ножом вырежьте линию холмов. Смочив водой место склеивания заднего и второго планов, аккуратно склейте их.

Птицы летят. Картинка из соленого теста

3. Передний план оформите более крупными деталями: травой и цветами. Поверхность воды можно наметить волнистыми линиями.

Птицы летят. Картинка из соленого теста

4. Отдельно изготовьте фигурки летящих птиц, расположив их согласно эскизу.

Птицы летят. Картинка из соленого теста

5. После сушки композицию можно раскрасить.

Птицы летят. Картинка из соленого теста

Список литературы

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 1999.                                                                                                                                                     2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005 3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2000г 4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб., 2002. 5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986. 6. Изольда Кискальт «Солѐное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002. 7. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз- Дидактика, 2006  8. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995. 9. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000. 10. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г. 11. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000. 12. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004. 13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009. 14. Силаева К., Михайлова И. «Солѐное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004. 15 . Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005. 16. Лыкова  И.А. "Программа художественного  воспитания, обучения, и развития детей 2-7 лет; - М.: "КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА", 2009 г. - 144 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»

Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)

Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....