Конспект НОД для детей старшего возраста по художественно-эстетическому развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий "Хохломские ложки"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Таурит Анастасия Анатольевна

Конспект НОД для детей старшего возраста по художественно-эстетическому развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий "Хохломские ложки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma.docx505.47 КБ
Файл hohlomskaya_rospis.pptx967.82 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

      Ознакомление с русским декоративным прикладным искусством, декоративная роспись хохломских ложек.

Обучающие задачи:

     - ознакомить с предметами декоративно-прикладного искусства;

     - учить рисовать хохломские узоры - закругленную ветку с ягодами, узоры на разном фоне - красном, черном, желтом;

     - развивать умение в соответствии с фоном подбирать самостоятельно краски для узора.

      Развивающие задачи:

- расширять представления детей о русском прикладном искусстве;

- познакомить детей с историей происхождения хохломской росписи;

- знакомить с особенностями внешнего вида и элементами хохломской росписи.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать любовь к русскому народному творчеству;

- формировать эстетический вкус и умение видеть красоту созданного изображения.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи.

Методические приемы: показ иллюстраций, игровой прием, музыкальное восприятие, аппликация.

Виды образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная.

Оборудование:

Предметы декоративно-прикладного искусства для рассматривания; хохломские изделия, ложки; заготовки-силуэты ложек на желтом фоне; кисти; краски гуашевые (красная, желтая, черная, зеленая); салфетки; баночки с водой; образец, выполненный педагогом.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

На столах разложены предметы декоративно-прикладного искусства.

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.

Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет исполнения ассоциировался с чем-то прекрасным, красивым, а также отождествляли с румянцем солнца и его свечением.

Этот вид росписи как будто пронизан лучами света, а изделие само излучало свет от золотого сияния, так как, всматриваясь в него, перед глазами смотрителя возникали чудесные видения.

 -Ребята, посмотрите: сколько разных предметов, украшенных яркими и нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой. Представьте: если бы не было художников, какими бы стали все вещи, предметы, которыми мы с вами пользуемся? (Мрачными, скучными, некрасивыми). Кто рисует красивые узоры на кастрюлях, тарелках, чашках? Правильно, художники-мастера рисуют красивые узоры. Все, чем пользуются люди, все, что нас окружает, должно быть не только полезным и удобным, но и красивым (демонстрация хохломских изделий).

2. Основная часть.

Перед тем как начать работу, давайте поговорим о деталях хохломской росписи и посмотрим презентацию.

-Возьмите предметы в руки, рассмотрите их. Расскажите, ребята, что вы видите на хохломских изделиях? (На одних изделиях золотые листья, ягоды, на других - золотой фон.) Из какого материала изготавливают хохломские изделия? (Из дерева.) Какими элементами украшены изделия? (Разными ягодами, листьями, декоративными цветами.) Какие цветосочетания характерны для хохломской росписи? Назовите ее основные цвета. (Красный, черный и желтый). А дополнительные цвета? (Зеленый).

Просмотр презентации:

Сегодня я предлагаю вам превратиться в хохломских мастеров и расписать ложки.

Физминутка "Зарядка".

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

Показ приемов работы:

У вас на столах лежат ложки желтого цвета. Хорошенько продумайте узор, которым вы будете украшать ложку. Подберите цвет краски, который вам потребуется.

Обратите внимание на последовательность изображения узора:

- вверху и внизу ложки рисуем кайму;

- в середине ложки рисуем слегка изогнутую веточку;

- на веточке изображаем ягодки и листья;

- в оставшихся незаполненными местах на ветке изображаем завитки и травку.

Дети приступают к выполнению творческого задания.

3. Заключительная часть.

-Молодцы, ребята! Вы работали, как настоящие мастера. Ваши ложки получились красивыми, яркими, нарядными!

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хохломская роспись

Слайд 2

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в селе Хохлома. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери .

Слайд 3

Элементы и мотивы хохломской росписи Различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и « колосочки », любовь к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.

Слайд 4

Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;

Слайд 5

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;

Слайд 6

«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

Слайд 7

Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы. При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Слайд 9

Спасибо за внимание!

Слайд 10

Презентацию подготовила Таурит Анастасия Анатольевна воспитатель ГБДОУ №3 Калининского района Санкт-Петербурга