Проект "Дымковская барыня"
проект по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Федотовская Елена Сергеевна

Краткосрочный проект по декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки для детей старшей группы ДОО на тему:  «Дымковская барышня» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дымковская барыня37.18 КБ
Файл fedotovskaya_dymka_1.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕСИТЕТ

«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству в условиях ФГОС ДО»

Краткосрочный проект по декоративной росписи по мотивам

дымковской игрушки для детей старшей группы ДОО на тему:

 «Дымковская барышня»

Подготовил:

Федотовская Елена Сергеевна,

педагог доп.образования по изодеятельности

МБДОО ЦРР д/с № 17 «Василёк» г. Лобня

Москва - 2018г

Содержание

Введение …………………………………………………..

3

Актуальность проекта …………………………………….

3

Проблема проекта ………………………………………...

3

Цель проекта ………………………………………………

3

Задачи ……………………………………………………...

4

Методы и приёмы реализации проекта ………………….

4

Предполагаемый результат ………………………………

5

Материально – техническое обеспечение ………………

5

Этапы реализации проекта ……………………………….

6

Планирование ООД.

Этапы лепки дымковской барышни. …………………….    

7

Интеграция областей ……………………………………..

9

Анализ проделанной работы. …………………………….

10

Глоссарий ………………………………………………….

10

Литература ………………………………………………...

10

Электронные ресурсы …………………………………….

10

Введение

Народное декоративно - прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Тип проекта: познавательно – творческий проект.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, родители.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей, презентация.

Актуальность.

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Проблема

- недостаточные представления детей по декоративной лепке по мотивам народной пластике (воспитанники старшей группы не лепили и не расписывали дымковскую игрушку - барышню).

Цель проекта: познакомить детей с лепкой и росписью дымковской игрушки – барышни.

Задачи:

1. Развивающие:

  • развивать желание лепить игрушку своими руками.
  • развивать чувство цвета при составлении узоров.

2. Образовательные:

  • учить лепить дымковскую игрушку конструктивным способом;
  • учить соединять части фигурки;
  • формировать умение рисовать элементы дымковской росписи.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Методы и приёмы реализации проекта

Методы:

  • наглядные - наблюдение, показ, образец;
  • словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
  • практические – показ способов лепки (общий и индивидуальный);
  • репродуктивные – повторение ранее изученного.
  • игровые методы - игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Приёмы лепки:

  • прием раскатывания;
  • прием вытягивания;
  • прием  примазывания;
  • прием кручения;
  • прием сглаживания.

Предполагаемый результат: в результате совместной деятельности воспитанников и педагога сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть элементы росписи. Узнают приемы лепки дымковской барышни.  

Материально – техническое обеспечение: пластилин, дощечки для лепки, салфетки, видеоролик «Дымковская игрушка», презентация «Весёлая Дымка», настольно – печатные игры «Собери целое».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятие

Задачи

Литература

Подготовительный этап

1

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Повысить компетентность педагога.

  1. Альбом «Дымковские игрушки». Основы народного и декоративного искусства.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М., «Карапуз», 2008
  3. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Издательство МОЗАИКА-Синтез Москва 2008
  4. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Москва «Просвещение», 1984

2

Подбор методической литературы для реализации проекта

Изучить литературу по теме

3

Подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, видеоролики, организация развивающей среды в группе.

Систематизировать материал для реализации проекта.

4

Разработка комплексно – тематического планирования по теме проекта.

Изучение орнамента, основных цветов и особенности дымковской росписи.

Системно выполнить проект.

Формировать умение рисовать элементы дымковской росписи с помощью печатки – тычка и кисти.

Основной этап

5

Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества.

Проведение целевых наблюдений, игры.

Развивать кругозор детей, наблюдательность, творчество.

Дымковские раскраски.

6

Организованная образовательная деятельность.

Учить лепить дымковскую барышню. Развивать чувство цвета при составлении узора.

Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Изда-тельство МОЗАИКА-Синтез Москва 2008

Заключительный этап

7

Выставка детских работ.

Познакомить детей из других групп, воспитателей и родителей с результатом проекта. Повысить интерес к художественному творчеству.

Планирование организованной образовательной деятельности с детьми.

Осуществление основного этапа. Этапы лепки барышни.

№ п/п

Этапы лепки

Задачи

Интернет ресурс:

1.

Для лепки нам понадобиться каркас - верхняя часть обычной пластиковой бутылки. Каркас для Барыни детям дома отрезают родители.

Раскатываем из пластилина колбаски и размазываем колбаски по форме бутылки.

Облепить каркас бутылки

  1. http://ped-kopilka.ru/blogs/anastasija-vladimirovna-sadkovkina/master-klas-dymkovskaja-barynja.html
  2. Дымковская игрушка. Художественный альбом для занятий с детьми 6 – 8 лет.

2.

 Из пластилина лепим колбаску толщиной от 0,5 см и длиной примерно 10—15 см. Получаем плоскую ленту, которую легко можно сосборить.

Прикладываем оборку к юбке и заглаживаем, стараясь не помять деталь.

Украшаем фартук оборкой.

3.

Основа создаётся из комка пластилина. Скатываем шарик нужного размера и облепливаем крышку бутыли.

Создание основы туловища.

4.

Из пластилина достраиваем спину барышни, из шара лепим голову.

Формируем спину и голову

5.

1) Из тонких колбасок делаем жгутики.

2) Из отдельных жгутиков укладываем на голове веночек.

3) Сзади прикрепляем жгутик в виде косы.

4) Закручивая по спирали, делаем пучок.

Делаем красивую прическу.

6.

1) Лепим элементы кокошника. Из шариков вылепливаем отдельные части: деталь в виде полумесяца и полоску в виде ленты, слегка изгибаем её, чтобы придать волнистость.

2) Соединяем все детали, примазываем и разглаживаем.

3) Формируем кокошник.

Делаем головной убор.

7.

Рисуем узоры на кокошнике. Лепим серёжки.

Разрисовываем лицо.

8.

Роспись барышни.

Использование основных узоров дымковской росписи.

Интеграция областей.

Познавательное развитие

Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.

1. Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой».

2. Тема: презентация «Дымковская игрушка».

Социально – коммуникативное развитие

Развивающие игры.

Цель: обогащать словарь детей. Развивать связную речь, внимание, мышление. Закрепить знания о дымковской игрушке.

1. «Найди такой же узор».

2. «Собери целое».

Речевое развитие

Цель: Рассматривание, сравнение и описание предметов. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений. Эмоционально реагировать на рассказ, задавать вопросы.

1. Тема: беседа «Особенности росписи дымковских игрушек».

2. Тема: чтение стихотворений о дымковской игрушке.

3. Тема: отгадывание загадок про дымковские игрушки.

Физическое развитие.

Подвижные игры. Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.

 «Карусель».

Анализ проделанной работы.

Дети получили первоначальные представления о лепке дымковской игрушки - барышни: из чего, как сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная) способствовало формированию обобщенного способа образа лепки фигуры барышни.

Результат.

В ходе изучения проекта по декоративной пластике по мотивам декоративной лепке «Дымковская игрушка. Барышня.» познакомились с многообразием дымковских игрушек. Усовершенствовали навык лепки фигур людей. Закрепили знания о элементах декоративной росписи (круги, точки, прямые линии, волнистые линии).

Вывод.

Необходимо совершенствовать технику лепки дымковских игрушек. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая её со всех сторон.

Глоссарий: «Дымковская игрушка», «барышня», сглаживание, вытягивание, грунтовка, белила, точка, узор.

Список литературы:

  1. Альбом «Дымковские игрушки». Основы народного и декоративного искусства.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая  группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М., «Карапуз», 2008
  3. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Издательство МОЗАИКА-Синтез Москва 2008
  4. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Москва «Просвещение», 1984

Интернет ресурсы:

  1. http://ped-kopilka.ru/blogs/anastasija-vladimirovna-sadkovkina/master-klas-dymkovskaja-barynja.html
  2. https://infourok.ru/konspekt_uroka_izo_na_temu-376565.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Московский Государственный Областной Университет «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству в условиях ФГОС ДО» Краткосрочный проект по изобразительной деятельности на тему: «Дымковская барышня» Подготовила: Федотовская Е.С., педагог доп.образования по изобразительной деятельности МБДОО ЦРР д/с № 17 «Василёк» гор. Лобня Группа № 25 Руководитель проекта: Серебрякова Л.Г.

Слайд 2

Тип проекта: познавательно-творческий Вид проекта: групповой Продолжительность проекта: краткосрочный ( 1 неделя ) Участники проекта : дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, родители. Актуальность Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Проблема - недостаточные представления детей по декоративной лепке по мотивам народной пластике (воспитанники старшей группы не лепили и не расписывали дымковскую барышню).

Слайд 3

Цель проекта : Познакомить детей с народным промыслом «Дымковская игрушка». Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников, воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства. Задачи : 1 . Развивающие: развивать желание лепить игрушку своими руками. развивать чувство цвета при составлении узоров. 2. Образовательные: учить лепить дымковскую игрушку конструктивным способом; учить соединять части фигурки; формировать умение рисовать элементы дымковской росписи. 3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Слайд 4

Предметно-развивающая среда

Слайд 5

Изготовление дымковской барышни:

Слайд 6

Изготовление дымковской барышни:

Слайд 7

Роспись дымковской барышни:

Слайд 8

Работа с родителями: Консультация для родителей Уважаемые родители! На этой неделе мы знакомимся с замечательным творчеством русского народа - Дымковской игрушкой. Цель нашей работы: приобщать детей к культуре нашей Родины, развивать у них художественный и эстетический вкус, воспитывать уважение к русскому народу . Дымковская игрушка – оригинальный народный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского (Кировского) края, в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. В орнаменте встречаются в основном простые формы: круги, точки, волнистые и прямые линии, клетка. Все цвета - яркие. *** Кружочки, клеточки, полоски - Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор От барыни иль водоноски.

Слайд 9

Работы детей:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по изонити Дымковская барыня

обучение детей технике изонить...

Конспект НОД в области «Художественное творчество» по декоративному рисованию с детьми старшей группы. Тема: «Барыни дымковский узор»

Конспект НОД в области «Художественное творчество»  по декоративному рисованию с детьми старшей группы.   Тема: «Барыни дымковский узор»...

Педагогическое мероприятие по лепке "Украсим барыне наряд"

НОД  по лепке для детей средней группы. Декоративно-прикладное творчество. "Украсим барыне наряд"...

конспект занятия "Подарок для барыни"

занятие построено в форме ТРИЗ...

"Барыня-капуста"

Совместная интегрированная деятельность познавательной направленности с элементами фольклора...