Главные вкладки

    ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.
    олимпиадные задания по аппликации, лепке на тему

    Швецова Ирина Петровна

    ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.

    ЧУДО-ПТИЦЫ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл filimonovskaya_igrushka.docx21.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.

    ЧУДО-ПТИЦЫ

    Цели: познакомить с филимоновской игрушкой; учить лепке по мотивам филимоновской игрушки.

    Оборудование: учителю: слайдовый мультимедийный материал «Филимоновская игрушка», «Чудо-птицы», изделия промысла; детям: пластилин, стеки, посуда для воды, полотенце для рук, клеенка, дощечка для работы.

    Ход занятия

    I. Изучение нового материала.

    1. Игра-загадка.

    Учитель готовит настольный театр в виде ширмы, расписанной по мотивам филимоновского узора. За ширмой находятся игрушки филимоновского промысла.

    -        К нам в гости приехали артисты из деревни Филимоново
    Тульской области. Познакомьтесь с ними.

    Учитель выставляет игрушки по одной перед ширмой.

    • Угадайте, кого изобразили мастера. (Дети называют.)
    • Расскажите об особенностях игрушек. Обсуждаются особенности каждой игрушки.

    -        Составьте небольшой рассказ или сказку про них (можно
    инсценировать).

    2. Рассказ учителя о промысле.

    Рассказ сопровождается показом слайдового материала «Филимоновская игрушка».

    • Деревня Филимоново, что в Тульской области, прославилась удивительной глиняной игрушкой. Около этой деревни есть залежи хорошей белой глины. Существует легенда, что жил здесь когда-то старик Филимон, который первым и придумал делать необыкновенные игрушки из глины. Так его именем и назвали деревню Филимоново.
    • Филимоновские игрушки очень простые по исполнению. Посмотрите, какие у них упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками (слайды, игрушки). Такую игрушку не спутаешь с дымковской и каргопольской. Посмотрите на барыньку (слайд), она совсем не такая, как дымковская. Чем она отличается? Юбка у нее высокая колоколооб-разная с небольшим расширением книзу. Верхняя часть туловища гораздо короче юбки. На очень маленькой головке высокая изящная шляпка. А вот длинноногие вытянутые солдатики в приталенных френчах и полосатых штанах. Есть совсем фантастические звери. Вот чудо-зверь (слайд) с головой оленя, в руках у него курица. На спине индюк, на хвосте цыпленок.

    Все игрушки очень веселые, а когда их много - это просто праздник (слайд). Какие цвета для росписи используют мастера? Роспись очень яркая. Любимые цвета филимоновских мастеров: желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый.

    - Какие элементы узора вы видите? Мастера причудливо сочетают совсем простые элементы: полоски, дуги, точки, пересекающиеся линии, которые образуют звездочки. Всех животных мастера, как правило, раскрашивают полосками и точками. Смотришь   на  филимоновские   игрушки,   и   сердце   радуется

    от такой яркой красоты.

    - У филимоновской игрушки есть одна загадка. Почему-то взрослые очень трудно определяют, кого вылепили мастера, а детям всегда сразу понятно, что это за образ. Это не удивительно, ведь филимоновская игрушка и создана для детской игры, на радость малышам.

              Физкультминутка

    Куры крыльями махали.

    (Машут руками и поворачиваются в стороны.)

    Ко-ко-ко!

    Куры клювами стучали.

    (Приседания.)

    Ко-ко-ко!

    И за Петей побежали.

    (Бег на месте.)

    Ко-ко-ко!

    Петя в желтых сапогах

    Ходит по песку.

    (Ходьба с высоким подниманием колен.)

    А потом как закричит:

    Ку-ка-ре-ку!

    (Взмахи руками, похлопывания.)

    3. Обсуждение этапов работы.

    - Сегодня мы будем лепить птиц по мотивам филимонов-ских. Посмотрите, какие чудесные птицы получились у мастеров.

    Показ слайдового материала «Чудо-птицы» в нии старинных русских детских песенок. Курочка ряба Все овес толкла, Просо сеяла, Горох веяла.

                                                                    * * *

    Сорока, сорока, Куда ты летала? -К пану Ивану.

    • Что пан делает?
    • Круты горы пашет.

    * * *

    -        Петушок, петушок,
    Золотой гребешок,
    Далеко ли летал?

    • До Куликова поля, До матушкина дома.
    • Что тебе матушка дала?
    • Овин с овсом, Мерина с хвостом, Курицу в опаре. Петуха в заваре.

    * * *

     Слетелися птицы с моря, Садилися птицы на угоре. Пели они небылицы Про всякие птицы: На море орлица - царица, Красная девица - тетерка, Серая утица - попадьица,

    Зуек - дьячок, Дикие гуси - дворяна, Лебеди - крестьяна, Журавли - рыбаки.

    -        Рассмотрите филимоновского петушка. У него простая
    форма. Из скольких частей вы бы его вылепили?
    (Подставка
    в виде пенечка, туловище, шея с головкой, хвост.)
    Какого цвета
    пластилин выберете? Какие узоры видите? Какого цвета эле
    менты узора?

    -        Вы можете вылепить петушка, уточку, курочку. Помните,
    что ваша птичка должна быть яркой. Филимоновские мастера
    при лепке птиц использовали небольшие детали лепнины, ис
    пользуйте и вы такую возможность.

    П. Самостоятельная работа детей.

    Учитель оказывает дифференцированную помощь, обращает внимание на оригинальные образцы игрушек, на слайдовый материал как образец для подражания.

    III.        Выставка-защита детских работ.

    Защита работ в виде небольших рассказов, составленных детьми о своих вылепленных петушках, уточках, курочках.

    IV.        Итоги занятия.

    • С какой игрушкой познакомились на этом занятии? Понравилось ли вам лепить игрушки по мотивам народных промыслов?
    • Чем вас привлекает народная игрушка? Можете ли вы отличить игрушки и изделия разных промыслов?

    На последнем занятии учитель может предложить игру-загадку «Угадай, какому промыслу принадлежит изделие?». Для этого необходим мультимедийный материал, в котором будут представлены изделия хохломских, гжельских, дымковских, семеновских, загорских, полхов-майданских, богородских, карго-польских, филимоновских мастеров.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План конспект интегрированной позновательно-образовательной деятельности "Филимоновская игрушка"

    Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – филимоновской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и  композицию узора на изделиях; созд...

    Филимоновская игрушка

    В данном материале можно узнать о происхождении, истории развития  старинного народного промысла-филимоновской игрушки, о значении каждой фигурки....

    Народные промыслы - Филимоновская игрушка.

    Учебный материал преднозначен для старшего дошкольного возраста....

    Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

    В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

    «Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

    Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

    "Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

    Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора....