ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.
олимпиадные задания по аппликации, лепке на тему

Швецова Ирина Петровна

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.

ЧУДО-ПТИЦЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filimonovskaya_igrushka.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.

ЧУДО-ПТИЦЫ

Цели: познакомить с филимоновской игрушкой; учить лепке по мотивам филимоновской игрушки.

Оборудование: учителю: слайдовый мультимедийный материал «Филимоновская игрушка», «Чудо-птицы», изделия промысла; детям: пластилин, стеки, посуда для воды, полотенце для рук, клеенка, дощечка для работы.

Ход занятия

I. Изучение нового материала.

1. Игра-загадка.

Учитель готовит настольный театр в виде ширмы, расписанной по мотивам филимоновского узора. За ширмой находятся игрушки филимоновского промысла.

-        К нам в гости приехали артисты из деревни Филимоново
Тульской области. Познакомьтесь с ними.

Учитель выставляет игрушки по одной перед ширмой.

  • Угадайте, кого изобразили мастера. (Дети называют.)
  • Расскажите об особенностях игрушек. Обсуждаются особенности каждой игрушки.

-        Составьте небольшой рассказ или сказку про них (можно
инсценировать).

2. Рассказ учителя о промысле.

Рассказ сопровождается показом слайдового материала «Филимоновская игрушка».

  • Деревня Филимоново, что в Тульской области, прославилась удивительной глиняной игрушкой. Около этой деревни есть залежи хорошей белой глины. Существует легенда, что жил здесь когда-то старик Филимон, который первым и придумал делать необыкновенные игрушки из глины. Так его именем и назвали деревню Филимоново.
  • Филимоновские игрушки очень простые по исполнению. Посмотрите, какие у них упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками (слайды, игрушки). Такую игрушку не спутаешь с дымковской и каргопольской. Посмотрите на барыньку (слайд), она совсем не такая, как дымковская. Чем она отличается? Юбка у нее высокая колоколооб-разная с небольшим расширением книзу. Верхняя часть туловища гораздо короче юбки. На очень маленькой головке высокая изящная шляпка. А вот длинноногие вытянутые солдатики в приталенных френчах и полосатых штанах. Есть совсем фантастические звери. Вот чудо-зверь (слайд) с головой оленя, в руках у него курица. На спине индюк, на хвосте цыпленок.

Все игрушки очень веселые, а когда их много - это просто праздник (слайд). Какие цвета для росписи используют мастера? Роспись очень яркая. Любимые цвета филимоновских мастеров: желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый.

- Какие элементы узора вы видите? Мастера причудливо сочетают совсем простые элементы: полоски, дуги, точки, пересекающиеся линии, которые образуют звездочки. Всех животных мастера, как правило, раскрашивают полосками и точками. Смотришь   на  филимоновские   игрушки,   и   сердце   радуется

от такой яркой красоты.

- У филимоновской игрушки есть одна загадка. Почему-то взрослые очень трудно определяют, кого вылепили мастера, а детям всегда сразу понятно, что это за образ. Это не удивительно, ведь филимоновская игрушка и создана для детской игры, на радость малышам.

          Физкультминутка

Куры крыльями махали.

(Машут руками и поворачиваются в стороны.)

Ко-ко-ко!

Куры клювами стучали.

(Приседания.)

Ко-ко-ко!

И за Петей побежали.

(Бег на месте.)

Ко-ко-ко!

Петя в желтых сапогах

Ходит по песку.

(Ходьба с высоким подниманием колен.)

А потом как закричит:

Ку-ка-ре-ку!

(Взмахи руками, похлопывания.)

3. Обсуждение этапов работы.

- Сегодня мы будем лепить птиц по мотивам филимонов-ских. Посмотрите, какие чудесные птицы получились у мастеров.

Показ слайдового материала «Чудо-птицы» в нии старинных русских детских песенок. Курочка ряба Все овес толкла, Просо сеяла, Горох веяла.

                                                                * * *

Сорока, сорока, Куда ты летала? -К пану Ивану.

  • Что пан делает?
  • Круты горы пашет.

* * *

-        Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Далеко ли летал?

  • До Куликова поля, До матушкина дома.
  • Что тебе матушка дала?
  • Овин с овсом, Мерина с хвостом, Курицу в опаре. Петуха в заваре.

* * *

 Слетелися птицы с моря, Садилися птицы на угоре. Пели они небылицы Про всякие птицы: На море орлица - царица, Красная девица - тетерка, Серая утица - попадьица,

Зуек - дьячок, Дикие гуси - дворяна, Лебеди - крестьяна, Журавли - рыбаки.

-        Рассмотрите филимоновского петушка. У него простая
форма. Из скольких частей вы бы его вылепили?
(Подставка
в виде пенечка, туловище, шея с головкой, хвост.)
Какого цвета
пластилин выберете? Какие узоры видите? Какого цвета эле
менты узора?

-        Вы можете вылепить петушка, уточку, курочку. Помните,
что ваша птичка должна быть яркой. Филимоновские мастера
при лепке птиц использовали небольшие детали лепнины, ис
пользуйте и вы такую возможность.

П. Самостоятельная работа детей.

Учитель оказывает дифференцированную помощь, обращает внимание на оригинальные образцы игрушек, на слайдовый материал как образец для подражания.

III.        Выставка-защита детских работ.

Защита работ в виде небольших рассказов, составленных детьми о своих вылепленных петушках, уточках, курочках.

IV.        Итоги занятия.

  • С какой игрушкой познакомились на этом занятии? Понравилось ли вам лепить игрушки по мотивам народных промыслов?
  • Чем вас привлекает народная игрушка? Можете ли вы отличить игрушки и изделия разных промыслов?

На последнем занятии учитель может предложить игру-загадку «Угадай, какому промыслу принадлежит изделие?». Для этого необходим мультимедийный материал, в котором будут представлены изделия хохломских, гжельских, дымковских, семеновских, загорских, полхов-майданских, богородских, карго-польских, филимоновских мастеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора....

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»...