Тестопластика как средство развития мелкой моторики
статья по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Каждый взрослый человекпомнит своё детство, когда перед Новым годом вся семья собиралась вместе, чтобы лепить вкусные домашние пельмени. Порой целый день вся семья изготавливала такие народные изделия из теста с фаршем. Кроме этого, дети часто помогали своим бабушкам и мамам стряпать пирожки, месить тесто на домашнюю лапшу.

К сожалению, в настоящее время такая традиция крайне редко встречается в современных семьях. Возможно, именно по этой причине многие дети отстают в развитии мелкой моторики, и, как следствие, в речевом развитии. Теперь современный родитель все больше уделяет время на записи ребенка к логопеду, на хождения по развивающим кружкам. Возможно, куда лучше, когда ребенок совместно с мамой изготавливает из обыкновенного теста различные кулинарные, пусть не шедевры, но очень вкусные изделия. Работая совместно дети сближаются с родителями, получают опыт, который пригодится им в жизни. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testoplastika_kak_sredstvo_razvitiya_melkoy.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тестопластика как средство развития мелкой моторики

Каждый взрослый помнит своё детство, когда перед Новым годом вся семья собиралась вместе, чтобы лепить вкусные домашние пельмени. Порой целый день вся семья изготавливала такие народные изделия из теста с фаршем. Кроме этого, дети часто помогали своим бабушкам и мамам стряпать пирожки, месить тесто на домашнюю лапшу.

К сожалению, в настоящее время такая традиция крайне редко встречается в современных семьях. Возможно, именно по этой причине многие дети отстают в развитии мелкой моторики, и, как следствие, в речевом развитии. Теперь современный родитель все больше уделяет время на записи ребенка к логопеду, на хождения по развивающим кружкам. Возможно, куда лучше, когда ребенок совместно с мамой изготавливает из обыкновенного теста различные кулинарные, пусть не шедевры, но очень вкусные изделия. Работая совместно дети сближаются с родителями, получают опыт, который пригодится им в жизни.

Пластичный материал - это кладовая для развития детского творчества. Дети любят фантазировать, а материал, которому легко придать любую форму, уже сам по себе побуждает творить что-то необыкновенное.

Во время работы с пластичными материалами ребенок испытывает эстетическое наслаждение от их пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребенок осознает различные свойства глины, пластилина, теста, знакомится с объемной формой строением и пропорциями предметов у него развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Занятия лепкой способствуют развитию осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем, чаще всего, всеми десятью, а это способствует в свою очередь развитию мелкой моторики.

Лепка приводит ребят к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений, является подспорьем при прохождении курса естествознания.

Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и, переходя к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.

Актуальность данной темы посвящена изучению развития мелкой моторики у ребенка.

Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь.

Говоря о развитии тонкой моторики руки важно заметить, что хорошим подспорьем в данной работе можно выделить тестопластику, как один из составляющих успешного развития мелкой моторики.

Тесто по своему составу более теплое, более податливое, а как это важно для детских неумелых ручек, работа с тестом захватывает все внимание ребенка, будит воображение, фантазию, а вместе с этим развивает умелость рук.

Тестопластику, многие авторы, часто предлагают, как начальный этап в занятиях лепки, так как с ним легче работать, не нужно много усилий, чтобы его разогреть, в отличие от пластилина.

С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным, лишь с тем исключением, что нужно выбирать цвет для будущей композиции и не особенно усердствовать при смешивании цветов, может получиться серо-коричневый оттенок. Хотя и это не проблема, ведь после обжига тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.

Проведенное тестирование детей, показало, что уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Исходя из данных, мы построили систему занятий направленную на развитие мелкой моторики у детей, опирающуюся на индивидуально-личностные качества детей, их интересы и способности, и уровень развития мелкой моторики.

Повторное тестирование детей на развитие мелкой моторики показало, что после проведения системы игр-занятий, результаты стали более высокие.

Подводя итоги, нужно сказать, что разработанная и проведенная нами система игр-занятий с соленым тестом является одним из важнейших и естественных путей решения проблемы развития мелкой моторики.

Нужно отметить большой простор для развития художественных работ при оптимальной нагрузки на всю кисть от запястья до кончиков пальцев обеих рук.

Уровень развития мелкой моторики у ребят вырос. Об этом говорят результаты тестирования.

Изучив эту тему можно сделать следующие выводыразвитие мелкой моторикиследует начинать как можно в более раннем возрасте, и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений: запуск волчков, лепка из глины и теста, катание карандашей пальчиком, пальчиковая гимнастика, вкладыши, конструктор, массаж кистей рук, вырезывание, рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, гуашью, углем, акварелью и т. д., игры с песком, водой, и многое другое.

Родителей и педагогов беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе, как правильно укрепить пальцы рук, развивать силу, выносливость мышц кисти, для того чтобы избежать трудностей с письмом.

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка напрямую связано с его общим физическим развитием, поэтому необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

Далее необходимо ограничить использование в рисовании фломастеров, они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев рук. Предпочтение следует отдать карандашам, восковым мелкам.

Очень положительно влияет на развитие мелкой моторики такие виды работы как лепка из теста, пластилина и глины, рисование, раскрашивание, всевозможные обводки, аппликация, нанизывание бусин на нить, пирамидки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязание обоих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и перех...

Инновационный проект "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук"

Проект направлен на совершенствование овладения способами изготовления простейших игрушек. Проект применим в качестве коррекционного методического материала для работы в группах компенсирующей направл...

Опыт работы " Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста ."

Лепка из солёного теста имеет важное значение для развития мелкой моторики кистей обоих рук ,зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов ,формирования умений и навыков работы ...

Тестопластика – как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Значение развития мелкой моторики невозможно недооценивать. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие мелко...

Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Вот уже год я в  детском саду веду кружок «Мукосолька». Занятия в кружке дают уникальную возможность детям создать свой удивительный мир.  Целью работы кружка является создание у...

План работы"Тестопластика, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста посредством тестопластики...