Консультация для воспитателей на тему "Тестопластика как средство развития мелкой моторики у дошкольников"
консультация по аппликации, лепке

Воздействие тестопластики на развитие мелкой моторики дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testoplastika.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тестопластика как средство развития мелкой моторики у дошкольников

При работе с дошкольниками важно помнить, что уровень развития мелкой моторики рук является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Именно поэтому актуальным является «Художественно-эстетическое развитие», где очень популярен в последнее время такой вид творчества как тестопластика, один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, а в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками.

  Что же такое мелкая моторика? Физиологи отмечают, что это тонкие и точные движения пальцев, от развития которых напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук.

И так, для достижения цели – развитие мелкой моторики рук у дошкольников с помощью тестопластики, должны быть решены следующие задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук, координацию и тактильные ощущения рук
  • Развивать у детей навыки лепки
  • Вовлекать детей в коллективную творческую деятельность, совместную работу, взаимопомощь
  • Развивать воображение
  • Воспитывать у детей интересе к декоративно-прикладному искусству через ознакомление с национальным ремеслом

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребенок начинает понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов — лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Соленое тесто –  это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ:

  • Не оставляет следов
  • Легко отмывается
  • Безопасно для детей
  • Экологически чистый, натуральный материал
  • Не вызывает аллергии
  • Состав теста абсолютно безопасен, это важно, так как дети любят пробовать все «на зубок»
  • Дети с удовольствием выполняют задания, используя необычный материал
  • Можно лепить из окрашенного теста и расписать уже готовое изделие
  • Можно сушить на воздухе
  • Не прилипает к рукам при формовке

Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным, лишь с тем исключением, что нужно выбирать цвет для будущей композиции и не особенно усердствовать при смешивании цветов, может получиться серо-коричневый оттенок. Хотя и это не проблема, ведь после обжига тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.

Мы решили проводить занятия по лепке из соленого теста, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. Работа с тестом привлекает не столько своей доступностью и экологичностью, сколько безграничными возможностями. Среди них выделяют следующие способы лепки:

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Занятия по лепке должны опираться на интересы, уровень развития, индивидуально-личностные качества ребенка. Исследования показывают, что при регулярном проведении занятий тестопластикой, уровень развития мелкой моторики повышается.

Формирование и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук, является стимулом развития центральной нервной системы и всех психических процессов (воображения, памяти, внимания, мышления). Это способствует успешной социализации ребенка, развитию его культуры общения. Работа с тестом также способствует подготовки руки письму, ознакомлению с элементарными геометрическими формами, развитию уверенности в своих силах, воле, самостоятельности.

Помимо этого, способы выполнения лепки из соленого теста позволяет ребёнку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи. Дети начинают понимать, что предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. Появляется понятие вариативности.

Как дополнительное следствие работы с тестом ребенок проявляет самостоятельность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляет любознательность, способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам.

Таким образом, в ходе работы с соленым тестом не было выявлено недостатков или отрицательного воздействия тестопластики на воспитанников. Данный вид деятельности интересен всем детям, особенно если использовать фантазию и увлечь их в мир удивительных, фигурок, выполненных своими руками. Тестоплатика также положительно влияет на развитие художественно-эстетического восприятия ребенка и на его психологическое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук дошкольников с НОДА"

Консультация "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук дошкольников с НОДА"...

Консультация "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук дошкольников"

laquo;Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»    Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и м...

Консультация для воспитателей ДОУ "Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей"

С помощью пластилинографии у детей развивается не только мелкая моторика, но и творческие способности....

Консультация для воспитателей Тема: «Изонить как средство развития мелкой моторики рук дошкольника»

    Работа в технике изонить развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал...

Консультация для воспитателей: «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у дошкольников»

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистя...

Консультация для воспитателей Тема: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей»

   Тема: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей»Цель: создание эмоционального настроя на мероприятие; повышение профессио...