проект " Русская изба"
проект по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Ненастьева Елена Николаевна

Долгосрочныи проект по работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект " Русская изба"46.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 по взаимодействию с семьями воспитанников подготовительной к школе группы №8

«Русская изба».

 Актуальность  проекта.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности, с приобщением его к  русской народной  культуре, к  традициям и обычаям русского народа.

 Проблема:  

    Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой мы живём, гордость за нее. Поэтому и детям, и их родителям, и нам, воспитателям,  необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования,  историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры, воспитание в традициях отечественной народной культуры, приобщение детей и их родителей к народным традициями, обычаям, русскому фольклору  поможет в дальнейшем с   вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Гипотеза  проекта.

Реализация проекта позволит объединить усилия всех участников образовательного процесса для успешной социализации ребёнка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям.  Дети и родители познакомятся с малыми формами фольклора, научатся играть  в русские народные игры, познакомятся с народными обычаями и праздниками, с русскими народными  ремёслами.  

Цель проекта

 Приобщение детей и их родителей к русской народной  культуре, к  традициям и обычаям русского народа,  воспитание  патриотических чувств и духовности.

Задачи проекта

  1. Формировать интерес детей и их родителей к  русской народной культуре, гордость за свой народ, уважение к прошлому.
  2. Познакомить со старинными русскими традициями.
  3. Вовлекать родителей в процесс реализации проекта совместно с детьми.
  4. Вызывать у детей и их родителей эмоциональное сопереживание и участие в играх: подвижных, русских народных, старинных.
  5.  Развивать эстетический и художественный вкус  через   творчество.  
  6. Знакомить с разными видами устного фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы). 
  7. Знакомить с календарными праздниками.

Вид проекта: комплексный.

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2015 – май 2016 г. г.)

Состав участников: дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников.

Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:

Для детей.

  • Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
  • имеют представления о традициях русского народа, о народных календарных праздниках;
  • осознают принадлежность к своему народу;
  • используют в активной речи устный народный фольклор;
  • знают русские народные сказки и их героев;
  • желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;
  • имеют представления о национальном костюме русского народа, о русских народных ремёслах;
  • бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества;
  • появится в группе мини – музей «Русская изба».

Для родителей.

  • Родители проявляют интерес к  русской народной культуре;
  • имеют представления о традициях русского народа, о народных календарных праздниках;
  • испытывают гордость за свой народ, уважение к прошлому;
  • вовлечены в процесс реализации проекта совместно с детьми;
  • желают и умеют играть в народные игры совместно с детьми;
  • разовьётся творческий потенциал семьи, укрепятся доброжелательные взаимоотношения между детьми и родителями в процессе совместной деятельности;
  • появится в группе мини – музей «Русская изба».

Для педагогов.

  • Повысится профессиональная компетентность педагогов в вопросах организации совместной деятельности в процессе приобщения детей к русской народной культуре;
  • внедрят в педагогическую практику разнообразные формы и методы работы по данному направлению;
  • создадут условия для взаимодействия с семьями воспитанников по данному направлению.
  • появится в группе мини – музей «Русская изба».

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

  1. Научно-методические: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов.
  2. Материально-технические: аудиосистема, мультимедийное оборудование.
  3. Наглядно-дидактические: предметы русского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.
  4. Аудиозаписи с  русскими народными сказками, песнями.
  5. Иллюстрированные книги с русскими народными сказками.

  Содержание проекта

Этап

Содержание работы (деятельности)

Формы работы с родителями

Срок проведения

Формы работы с детьми

Срок проведения

Начальный (организационный ) этап

сентябрь – октябрь 2015 г.

Диагностика на выявление имеющихся у детей представлений  о русских народных традициях и праздниках,  национальном костюме русского народа, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров: «Что мы знаем о Руси».

Определение цели и задач проекта.

Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом.

Составление плана основного этапа проектирования.

   «У самовара» - расширять знания о гостеприимстве, хлебосольстве; формировать культуру общения на основе русских традиций чаепития. Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» - формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей, их характере, особенностей

Консультация.

Сентябрь.

Гостиная для родителей.

Октябрь.

Беседа.

Октябрь

Чтение художественной литературы.

Октябрь.

Практический этап

ноябрь 2015 г. –

 март  2016 г.

Рисование «Люблю берёзу русскую».

«Жостовские подносы».

 

  «Его величество  - тесто» -  воспитывать интерес к народным промыслам, понимать  особенности изготовления изделий из теста.

Лоскутное творчество – воспитывать интерес к народным промыслам, понимать  особенности шитья покрывала из лоскутов ткани.

«Весёлая коляда».

 

   «Веселая ярмарка» - формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности. Плетение корзин (бумага).

«Краеведческий музей» - формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа.

   

«Пасхальные куличи и яйца», «Жаворонки» из соленого теста.

Вечер русских народных подвижных игр

 «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов

 Устное народное творчество.

Народные промыслы России. Оберег (из веника).

Народные промыслы России. Гжель. Посуда.

 Выставка работ семейного творчества

 Гостиная для родителей.

Ноябрь.

Мастер – класс.

Ноябрь.

Мастер – класс.

Декабрь.

 Праздник в русских народных традициях Январь.

Творческая мастерская для родителей.

Февраль.

 

Экскурсия в музей.

Февраль.

 

 Творческая мастерская.            Март.

 Гостиная для родителей.  Разучивание подвижных игр вместе с детьми.

Март.

 

 

 

Творческая мастерская.        Апрель.

Выставка работ совместного с родителями творчества.           Апрель.

 

НОД. Художественно – эстетическое развитие. ИКТ

Ноябрь

 

Разучивание колядок, подвижных игр. Январь.

НОД. Познание.

  Февраль.

Подвижные игры

Март

НОД. Познание.

ИКТ. Март.

Разучивание потешек, закличек, прибауток. Март

Заключительный этап

апрель 2016 г.

Мини – музей «Русская изба»

Совместная творческая деятельность детей, родителей, воспитателей. Выставка продуктов рукоделия.

Май

Контрольный (презентационный) этап

май  2016 г.

Музей «Русская изба».

Презентация итогов совместной  с родителями работы.

Май

Используемая литература:

  1.  Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001. - 256 с.
  2. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003. - 395 с.
  3. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка: (1928) Вестн. Моск. ун-та., Психология. - М., 1991, N 4. - 5-18 с.
  4. Ефимова Л.В. Русский народный костюм //Государственный Исторический музей. - М.: Издательство Советская Россия, 1989. - 314 с.
  5. Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.
  6.   Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.
  7. Клиентов А.Н. Народные промыслы - Издательство Белый город, 2008. - 47 с.
  8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.- 365 с.
  9. Интернет-источники:
  1. http://slavyanskaya-kultura.ru
  2. http://www.ethnomuseum.

муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 180»

Утверждено

Заведующий МБДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад № 180»

________________Н.В. Груздева

                                                                                         «_____»_________________2015г

Проект по взаимодействию с семьями воспитанников

 подготовительной к школе группы №8

«Русская изба»

Авторы проекта: Варникова Н. В.

 Ненастьева Е. Н.

Иваново, 2015 год

Как известно, фольклор — это основное средство народной педагогики. Народная педагогика — это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.        

В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа.  Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством русского фольклора развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.            

Русский народный фольклор — это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Разработка проекта

Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Первые представления о родной стране, которые ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, культуре, быта людей.

Введение национальной культуры в обиход дошкольников предполагает понимание и ориентацию на психологию народа, которая вырабатывается веками и поэтому позволяет наиболее адекватно формировать личность. (Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Интерес к народному творчеству является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения к народной мудрости, которая передаётся из поколения в поколение) .

Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Существенные особенности проектной деятельности с дошкольниками заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей.

Проект – это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и педагогов. С помощью проекта достигается основная цель – формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе приобщения их к русской культуре. Дети знакомятся и изучают русские народные игры, пословицы, поют русские народные песни, водят хороводы, в которых так хорошо сочетается и пение, и движение.

  хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям;

приобщение детей дошкольного возраста к духовным ценностям русского народа, воспитание национального достоинства детей.

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни  человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего  эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п.  очень поверхностно.      

Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

Основой приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества как потешки.

Потешка, не только учит движению. Она и воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», вводит ребенка в мир, учит его жить.

 Сказки. Помогают детям отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказки воспитывают гордость за свой народ, Любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Считалки - это  придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе.

Пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например: Одеваясь на прогулку, медлительному ребенку можно сказать : «Семеро одного не ждут». Во время наблюдений, при составлении календаря погоды можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д. Пословицы и поговорки для детей надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений.

 Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед

  • Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь». Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество.
  • Заклички – обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда – то давно заклички были логическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные земле тепло и влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.

Праздники

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей . Особую роль в приобщении дошкольников к народной культуре играют традиционные и обрядовые праздники.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с празднествами. Наши предки понимали праздники как период таинственности и священнодейства, в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в праздники исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии. Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Все праздники в детском саду проходят при участии родителей. Они помогают в подготовке костюмов, разучивания песен и стихов. Принимают активное участие в самих праздниках- участвуют в сценках и конкурсах.

Русские народные игры

   С момента рождения ребенок устремлен в будущее. Он овладевает культурой взрослого мира, в котором он живет. Одной и, возможно, наиглавнейшей составляющей этого процесса является участие детей в тех играх, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер.

Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «прятки», «салки», «волк и гуси», и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте. Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни.

Непосредственная  образовательная деятельность в детском саду

Основной формой образовательной деятельностью являются игры, экскурсии, беседы, рассматривание картин и практическая деятельность.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

НОД с детьми проводится как в группе, так и в мини-музее «Быт русской избы». Музей оснащен пособиями для занятий с детьми, настоящими атрибутами русского быта и направлены на выявление способностей каждого ребенка и формирования у них знаний о русской культуре. Изба используется для плановых занятий, для индивидуальной работы с детьми, музей дети посещают с целью ознакомления с русским народным декоративно – прикладным искусством, со старинными экспонатами русского быта.

Особая ценность художественно-прикладной деятельности в том, что она даёт возможность применять самые разнообразные материалы. Процесс подготовки и выбора материала развивает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям поискового характера.

Образы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, исходить из целого, добиваясь лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащают выразительность детских работ.

Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.

Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых и лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи, включают в себя цветы, ягоды, листья, птиц, зверей, которых ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, например, мастера гжельской росписи умело составляют орнаменты из травки. Злаков, птиц, полевых и садовых цветов. Маленькому ребёнку невозможно дать глубокие представления о народном искусстве. Однако, некоторые образцы народных промыслов детям показывать необходимо.

 

 

Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Русская изба»

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы....

Проект «Русская изба»

Проект «Русская изба» Информационная карта проекта1.    Полное название проекта: «Русская изба»2.    Автор проекта (Ф. И. О): Лебедева Елена Владимировна.3...

Проект «Русская изба»

Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств....

Проект «Русская изба» по знакомству детей с историей быта русского народа»

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей и направлен на воспитание духовно-нравственных чувств через ознакомление с историей своего народа. Народная культура ...

Проект «Русская изба и традиции русского народа»

Красткосрочный проект " Русская изба и традиции русского народа" в подготовительной школе....

Проект "Русская изба и традиции русского народа"

Для приобщения детей к русской культуре,  к её истокам, традициям, обычаям и был разработан мной проект на тему: "Русская изба и традиции русского народа"....