Проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы»
проект по аппликации, лепке (младшая группа)
Педагогический проект, темой которого является использование нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2018-2019.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12 компенсирующего вида Московского района
Санкт-Петербурга
Проект на тему:
«Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы»
Проект разработали воспитатели 2-й младшей группы: Догадаева Н.В.
Артемьева И.О.
Санкт-Петербург
2018
Паспорт проекта.
Проект по теме:
«Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы».
Проблема:
У детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, лепке, аппликации, положительно влияя на художественно-эстетическое развитие дошкольников, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
«Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка».
Актуальность:
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития мелкой моторики и творческих способностей детей.
Она способствует:
- развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- развитию способности нестандартно мыслить;
- готовности к активности творческого характера;
- умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
- формированию эстетического отношения к миру.
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Цель:
Развитие мелкой моторики и творческих способностей младших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи:
Для воспитателя:
- определение основных направлений и педагогических задач по развитию мелкой моторики в дошкольном возрасте;
- выявление новых эффективных форм и методов развития мелкой моторики на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта и нетрадиционных техник рисования;
- анализ содержания и методик работы по использованию традиционной и нетрадиционной техник изображения с целью развития детского творчества;
- определение основных направлений и педагогических задач по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте;
- выявление новых эффективных форм и методов развития творческих способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта и нетрадиционных техник рисования;
- определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей;
- содействие освоению детьми традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Для детей:
- знакомство и освоение детьми нетрадиционных техник рисования, сочетая различные материалы и технику изображения;
- привлечение детей к творческому экспериментированию с изобразительными материалами;
- воспитание уверенности, самостоятельности, инициативности в художественно-изобразительной деятельности; стремления к творческой самореализации;
- формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Для родителей:
- вовлечение родителей в совместную творческую деятельность;
- повышение их педагогической компетентности в области художественно-эстетического развития детей.
Тип проекта:
Долгосрочный- 2018-2019 гг., познавательно-развивающий, творческий.
Участники проекта:
Дети 2-й младшей группы, воспитатели, родители.
Предмет:
Условия процесса развития мелкой моторики и творческих способностей в изобразительной деятельности детей младшего возраста.
Объект исследования:
Мелкая моторика детей 2-й младшей группы.
Гипотеза:
При создании следующих условий развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста наиболее эффективно:
1) Организация целенаправленной деятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье.
2) Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
3) Также условием развития мелкой моторики и творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел;
4) Комплексное и системное использование методов и приемов нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Обеспечение проекта:
Методическое: педагогическая, методическая литература, образцы работ художников, картины.
Материально – техническое: магнитофон для прослушивания музыки, краски (гуашь, акварель), карандаши, мелки, пластилин, мелкозернистые крупы, цветная бумага, природный и бросовый материал и т. д.
Интегрируемые виды деятельности:
- игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, игры-инсценировки);
- познавательно-исследовательская деятельность (игры-экспериментирования, эксперименты и наблюдение за свойствами красок и материалов);
- продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок);
- коммуникативная деятельность (беседы, рассказы, показы, объяснения, сочинение рассказов, рассматривание) ;
- трудовая деятельность (поддержание чистоты и порядка своего рабочего места и своих принадлежностей)
- двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковые игры);
- музыкально-художественная деятельность (слушание музыки);
- чтение художественной литературы, просмотр образцов работ(восприятие произведения с решением проблемных ситуаций).
Ожидаемые результаты:
- интерес, активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
- активная творческая деятельность совместно с родителями.
Этапы реализации:
1 этап: анализ литературы и оснащение материально-технической базы.
составление перспективного плана работы, диагностирование детей.
2 этап: Выполнение плана и текущая оценка результата, внесение изменений, коррекция.
3 этап: Анализ полученных результатов, презентация для детей и педагогов ДОУ.
4этап: Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.
План реализации проекта.
- Подготовительный этап: ( Декабрь).
Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования.
Анализ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
- Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию способностей детей.
- Активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- Подбор дидактических, пальчиковых и подвижных игр по теме проекта
Разработка и систематизация консультативного материала для родителей.
- Основной этап: ( Январь – апрель).
Активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
- Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность);
- Организация и пополнение развивающей среды:
создание уголка эстетического восприятия.
- Изготовление дидактических игр: «Соедини по линиям и раскрась», «Какое настроение?», «Составь композицию», «Составь фигуру», лото «Узнай элемент узора».
- Организация выставок детских рисунков для родителей:
«Снегопад»,«Зимний лес», «Зайчик», «Галстук для папы», «Солнышко ясное», «Открытка для мамы», «Букетик вербы»; «Кораблик».
Проведение серии экспериментов и наблюдений за свойствами красок и материалов.
- Обогащение опыта исследовательских действий.
- Заключительный этап: Май, июнь.
- Анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности.
- Анализ результатов педагогической работы.
- Подведение итогов.
- Оформление результатов работы по теме самообразования.
- Представление материалов на педсовете.
С помощью нетрадиционных техник рисования можно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.
Рекомендации для педагогов и родителей.
Для развития мелкой моторики и творческих способностей дошкольников необходимо:
- Создать условия: подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними;
- Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру,
- Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям ;
- Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска;
- Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами;
- Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.
Вывод:
- Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию мелкой моторики и творческих способностей младших дошкольников.
- Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение , «погружают» ребенка в атмосферу творчества.
- Роль педагога, во – первых, сформировать способность Смотреть и Видеть, Чувствовать — Познавать — Творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во – вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность.
- Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.
Список литературы:
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 201207г.
2. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.
3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2014г.
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2012г.
5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
6. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995г.
7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 3 – 4 лет. – М., 2010.
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
10. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 2011. - №11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования (влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей).
Мастер-класс по рисованию для воспитателей....
« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»
Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...
Проект "Очумелые ручки" (Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья).
Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение....
Мастер-класс Тема: «Использование кинетического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
развитие мелкой моторики и творческих способностей детей через внедрение игр с кинетическим песком...
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ»
Повышение опыта педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей-инвалидов и детей с ОВЗ....
Индивидуальный план самообразования на тему"Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму детей подготовительной группы"
В материале прописаны :цель,задачи,формы работы, средства,ожидаемый результат,форма предоставления результатов ,используемая литература....
Мастер - класс "Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ»
Детей не сложно удивить.Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство дошкольника.Они становятся активными участниками, интересуются ...