Главные вкладки

    Проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы»
    проект по аппликации, лепке (младшая группа)

    Педагогический проект, темой которого является использование нетрадиционных техник рисования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_2018-2019.docx27.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 12 компенсирующего вида Московского района

     Санкт-Петербурга

    Проект на тему:

    «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы»

    Проект разработали воспитатели 2-й младшей группы: Догадаева Н.В.

                                                                                                           Артемьева И.О.

    Санкт-Петербург

    2018

    Паспорт проекта.

    Проект по теме:

    «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы».

    Проблема:

     У детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

    Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, лепке, аппликации, положительно влияя на художественно-эстетическое развитие дошкольников, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

     «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка».

     Актуальность: 

     Изобразительная  деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития мелкой моторики и творческих  способностей детей.

    Она способствует:

    - развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

    -  развитию способности нестандартно мыслить;

    -  готовности к активности творческого характера;

    - умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

    - формированию эстетического отношения к миру.

    - пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

    - внимания и усидчивости;

    - изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

             Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.                                         

    Цель:

     Развитие мелкой моторики и творческих способностей младших дошкольников посредством  использования     нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

    Задачи:

    Для воспитателя:

    - определение основных направлений и педагогических задач по развитию мелкой моторики в дошкольном возрасте;

    -  выявление новых эффективных форм и методов  развития мелкой моторики на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта и нетрадиционных техник рисования;

    - анализ содержания и методик работы по использованию традиционной  и нетрадиционной техник изображения с целью развития детского творчества;

    - определение основных направлений и педагогических задач по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте;

    - выявление новых эффективных форм и методов  развития творческих способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта и нетрадиционных техник рисования;

    - определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей;

    содействие освоению детьми традиционных и нетрадиционных техник рисования.

     

    Для детей:

    - знакомство  и освоение детьми нетрадиционных техник рисования, сочетая различные материалы и технику изображения;

    - привлечение детей к творческому экспериментированию с изобразительными материалами;

    -   воспитание уверенности, самостоятельности, инициативности в художественно-изобразительной   деятельности; стремления к творческой самореализации;

    - формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

    Для родителей:

    - вовлечение родителей в совместную творческую деятельность;

    - повышение их педагогической компетентности в области художественно-эстетического развития  детей.

    Тип проекта:

    Долгосрочный- 2018-2019 гг., познавательно-развивающий, творческий.

    Участники проекта:

    Дети 2-й младшей группы, воспитатели, родители.

    Предмет:

    Условия процесса развития мелкой моторики и творческих способностей в  изобразительной деятельности детей младшего возраста.

    Объект исследования:

    Мелкая моторика детей 2-й младшей группы.

    Гипотеза:

      При создании следующих условий развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста  наиболее эффективно:

    1)           Организация целенаправленной деятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье.

    2)           Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    3)           Также условием развития мелкой моторики и творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел;

    4)           Комплексное и системное использование методов и приемов нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

    Обеспечение проекта: 

    Методическое: педагогическая, методическая литература, образцы работ художников, картины.

    Материально – техническое: магнитофон для прослушивания музыки, краски (гуашь, акварель), карандаши, мелки, пластилин, мелкозернистые крупы, цветная бумага, природный и бросовый материал и т. д.

    Интегрируемые виды деятельности:

    - игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, игры-инсценировки);

    - познавательно-исследовательская деятельность (игры-экспериментирования, эксперименты и наблюдение  за свойствами красок и материалов);

    - продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок);

    - коммуникативная деятельность (беседы, рассказы, показы, объяснения, сочинение рассказов, рассматривание) ;

    - трудовая деятельность (поддержание чистоты и порядка своего рабочего места и своих принадлежностей)

    - двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковые игры);

     - музыкально-художественная деятельность (слушание музыки);

    - чтение художественной литературы, просмотр образцов работ(восприятие произведения с решением проблемных ситуаций).

    Ожидаемые результаты:

    - интерес, активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

    - умение находить новые способы для художественного изображения;

    - умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

     - активная творческая деятельность совместно с родителями.

    Этапы реализации:

    1 этап: анализ литературы и оснащение материально-технической базы.

    составление перспективного плана работы, диагностирование детей.

    2 этап: Выполнение плана и текущая оценка результата, внесение изменений, коррекция.

    3 этап: Анализ полученных результатов, презентация для детей и педагогов  ДОУ.

    4этап: Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

    План реализации проекта.

    1. Подготовительный этап: ( Декабрь).              

    Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования.

    Анализ  развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;

    • Подбор и систематизация  форм  организации детей, методов и приемов, способствующих развитию  способностей  детей.
    • Активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
    • Подбор дидактических, пальчиковых и подвижных игр по теме проекта

    Разработка и систематизация консультативного материала для родителей.

    1. Основной этап: ( Январь – апрель).

    Активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

    • Реализация намеченных мероприятий с детьми  (непосредственно образовательная деятельность,   совместная деятельность);
    • Организация и  пополнение развивающей среды:

     создание уголка эстетического восприятия.

    • Изготовление дидактических игр: «Соедини по линиям и раскрась», «Какое настроение?», «Составь композицию», «Составь фигуру», лото «Узнай элемент узора».
    • Организация выставок детских рисунков для родителей:

    «Снегопад»,«Зимний лес», «Зайчик», «Галстук для папы», «Солнышко ясное», «Открытка для мамы», «Букетик вербы»; «Кораблик».

    Проведение серии экспериментов и наблюдений за свойствами красок и материалов.

    • Обогащение опыта исследовательских действий.

          

    1. Заключительный этап: Май, июнь.
    • Анализ  результатов, подведение итогов,  прогнозирование дальнейшей деятельности.
    • Анализ результатов педагогической работы.
    • Подведение итогов.
    • Оформление результатов работы по теме самообразования.
    • Представление материалов на педсовете.

     С помощью нетрадиционных техник рисования можно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.

     

    Рекомендации для педагогов и родителей.

    Для  развития мелкой моторики и   творческих способностей дошкольников необходимо:

    • Создать условия:  подготовить  необходимые материалы для творчества  и найти время   для игры с ними;
    • Вызвать желание  у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес   к окружающему миру,
    • Проявлять терпение   к  неожиданным идеям и решениям ;
    • Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе   творческого поиска;
    • Проявлять интерес  к совместной  продуктивной деятельности и экспериментированию  с художественными материалами;
    •   Проявлять симпатию к  попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.

     

    Вывод:

    • Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность  способствует  развитию мелкой моторики и  творческих способностей младших дошкольников.
    • Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной   деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение ,   «погружают» ребенка в атмосферу творчества.
    • Роль педагога, во – первых,  сформировать  способность Смотреть и Видеть, Чувствовать — Познавать — Творить,  вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего,  с помощью каких материалов и  оборудования); во – вторых, вовлечь  родителей  в активную совместную деятельность.
    • Только так у ребёнка возникнет желание  проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

     

    Список литературы:

    1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 201207г.

    2. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.

    3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2014г.

    4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2012г.

    5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

    6. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995г.

    7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 3 – 4 лет. – М., 2010.

    8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

    9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

    10. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

    11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

    12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

    13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 2011. - №11


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»

    Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...

    Проект "Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение....

    Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования для развития мелкой моторики рук»

    Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования, которые способствуют развитию мелкой моторики рук....

    Мастер – класс для родителей: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

    Цель:        повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей посредством применения нетрадиционных техник рисования....

    консультация для родителей "Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

    quot;Лепка, как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"...