Проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы»
проект по аппликации, лепке (младшая группа)

Педагогический проект, темой которого является использование нетрадиционных техник рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2018-2019.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 компенсирующего вида Московского района

 Санкт-Петербурга

Проект на тему:

«Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы»

Проект разработали воспитатели 2-й младшей группы: Догадаева Н.В.

                                                                                                       Артемьева И.О.

Санкт-Петербург

2018

Паспорт проекта.

Проект по теме:

«Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы».

Проблема:

 У детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, лепке, аппликации, положительно влияя на художественно-эстетическое развитие дошкольников, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

 «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка».

 Актуальность: 

 Изобразительная  деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития мелкой моторики и творческих  способностей детей.

Она способствует:

- развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

-  развитию способности нестандартно мыслить;

-  готовности к активности творческого характера;

- умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

- формированию эстетического отношения к миру.

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

         Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.                                         

Цель:

 Развитие мелкой моторики и творческих способностей младших дошкольников посредством  использования     нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Задачи:

Для воспитателя:

- определение основных направлений и педагогических задач по развитию мелкой моторики в дошкольном возрасте;

-  выявление новых эффективных форм и методов  развития мелкой моторики на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта и нетрадиционных техник рисования;

- анализ содержания и методик работы по использованию традиционной  и нетрадиционной техник изображения с целью развития детского творчества;

- определение основных направлений и педагогических задач по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте;

- выявление новых эффективных форм и методов  развития творческих способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта и нетрадиционных техник рисования;

- определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей;

содействие освоению детьми традиционных и нетрадиционных техник рисования.

 

Для детей:

- знакомство  и освоение детьми нетрадиционных техник рисования, сочетая различные материалы и технику изображения;

- привлечение детей к творческому экспериментированию с изобразительными материалами;

-   воспитание уверенности, самостоятельности, инициативности в художественно-изобразительной   деятельности; стремления к творческой самореализации;

- формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Для родителей:

- вовлечение родителей в совместную творческую деятельность;

- повышение их педагогической компетентности в области художественно-эстетического развития  детей.

Тип проекта:

Долгосрочный- 2018-2019 гг., познавательно-развивающий, творческий.

Участники проекта:

Дети 2-й младшей группы, воспитатели, родители.

Предмет:

Условия процесса развития мелкой моторики и творческих способностей в  изобразительной деятельности детей младшего возраста.

Объект исследования:

Мелкая моторика детей 2-й младшей группы.

Гипотеза:

  При создании следующих условий развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста  наиболее эффективно:

1)           Организация целенаправленной деятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье.

2)           Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

3)           Также условием развития мелкой моторики и творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел;

4)           Комплексное и системное использование методов и приемов нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Обеспечение проекта: 

Методическое: педагогическая, методическая литература, образцы работ художников, картины.

Материально – техническое: магнитофон для прослушивания музыки, краски (гуашь, акварель), карандаши, мелки, пластилин, мелкозернистые крупы, цветная бумага, природный и бросовый материал и т. д.

Интегрируемые виды деятельности:

- игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, игры-инсценировки);

- познавательно-исследовательская деятельность (игры-экспериментирования, эксперименты и наблюдение  за свойствами красок и материалов);

- продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок);

- коммуникативная деятельность (беседы, рассказы, показы, объяснения, сочинение рассказов, рассматривание) ;

- трудовая деятельность (поддержание чистоты и порядка своего рабочего места и своих принадлежностей)

- двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковые игры);

 - музыкально-художественная деятельность (слушание музыки);

- чтение художественной литературы, просмотр образцов работ(восприятие произведения с решением проблемных ситуаций).

Ожидаемые результаты:

- интерес, активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

 - активная творческая деятельность совместно с родителями.

Этапы реализации:

1 этап: анализ литературы и оснащение материально-технической базы.

составление перспективного плана работы, диагностирование детей.

2 этап: Выполнение плана и текущая оценка результата, внесение изменений, коррекция.

3 этап: Анализ полученных результатов, презентация для детей и педагогов  ДОУ.

4этап: Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

План реализации проекта.

  1. Подготовительный этап: ( Декабрь).              

Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования.

Анализ  развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;

  • Подбор и систематизация  форм  организации детей, методов и приемов, способствующих развитию  способностей  детей.
  • Активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
  • Подбор дидактических, пальчиковых и подвижных игр по теме проекта

Разработка и систематизация консультативного материала для родителей.

  1. Основной этап: ( Январь – апрель).

Активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

  • Реализация намеченных мероприятий с детьми  (непосредственно образовательная деятельность,   совместная деятельность);
  • Организация и  пополнение развивающей среды:

 создание уголка эстетического восприятия.

  • Изготовление дидактических игр: «Соедини по линиям и раскрась», «Какое настроение?», «Составь композицию», «Составь фигуру», лото «Узнай элемент узора».
  • Организация выставок детских рисунков для родителей:

«Снегопад»,«Зимний лес», «Зайчик», «Галстук для папы», «Солнышко ясное», «Открытка для мамы», «Букетик вербы»; «Кораблик».

Проведение серии экспериментов и наблюдений за свойствами красок и материалов.

  • Обогащение опыта исследовательских действий.

      

  1. Заключительный этап: Май, июнь.
  • Анализ  результатов, подведение итогов,  прогнозирование дальнейшей деятельности.
  • Анализ результатов педагогической работы.
  • Подведение итогов.
  • Оформление результатов работы по теме самообразования.
  • Представление материалов на педсовете.

 С помощью нетрадиционных техник рисования можно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.

 

Рекомендации для педагогов и родителей.

Для  развития мелкой моторики и   творческих способностей дошкольников необходимо:

  • Создать условия:  подготовить  необходимые материалы для творчества  и найти время   для игры с ними;
  • Вызвать желание  у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес   к окружающему миру,
  • Проявлять терпение   к  неожиданным идеям и решениям ;
  • Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе   творческого поиска;
  • Проявлять интерес  к совместной  продуктивной деятельности и экспериментированию  с художественными материалами;
  •   Проявлять симпатию к  попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.

 

Вывод:

  • Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность  способствует  развитию мелкой моторики и  творческих способностей младших дошкольников.
  • Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной   деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение ,   «погружают» ребенка в атмосферу творчества.
  • Роль педагога, во – первых,  сформировать  способность Смотреть и Видеть, Чувствовать — Познавать — Творить,  вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего,  с помощью каких материалов и  оборудования); во – вторых, вовлечь  родителей  в активную совместную деятельность.
  • Только так у ребёнка возникнет желание  проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

 

Список литературы:

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 201207г.

2. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.

3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2014г.

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2012г.

5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

6. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995г.

7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 3 – 4 лет. – М., 2010.

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

10. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 2011. - №11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»

Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...

Проект "Очумелые ручки" (Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья).

Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение....

Мастер-класс Тема: «Использование кинетического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

развитие мелкой моторики и творческих способностей детей через внедрение игр с кинетическим песком...

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ»

Повышение опыта педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

Индивидуальный план самообразования на тему"Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму детей подготовительной группы"

В материале прописаны :цель,задачи,формы работы, средства,ожидаемый результат,форма предоставления результатов ,используемая литература....

Мастер - класс "Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ»

Детей не сложно удивить.Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство дошкольника.Они становятся активными участниками, интересуются ...