Индивидуальный план самообразования на тему"Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму детей подготовительной группы"
материал (подготовительная группа)

Островская Людмила Григорьевна

 В материале прописаны :цель,задачи,формы работы, средства,ожидаемый результат,форма предоставления результатов ,используемая литература.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

Индивидуальный план самообразования

Должность  :воспитатель

ФИО : Островская Людмила Григорьевна

Индивидуальная тема  :

«Использование  нетрадиционных

техник рисования для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму  детей подготовительной группы  »

Санкт –Петербург

2022


Должность  :воспитатель

ФИО : Островская Людмила Григорьевна

Индивидуальная тема  :  «Использование  нетрадиционных

техник рисования для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму  детей подготовительной группы  »

Когда начата работа над темой 01 сентября 2022 

Когда предполагается закончить работу над темой май 2023

Цель самообразования по теме:   развитие мелкой моторики рук у детей подготовительной группы посредством нетрадиционных техник рисования

Задачи самообразования:

1. Познакомить и расширить представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

2. Вызвать у детей устойчивый интерес к рисованию через использование нетрадиционных техник рисования;

3. Развивать способность детей сочетать различные техники в одной работе;

4. Развивать  воображение, творчество, умение выбирать необходимые материалы для выполнения поставленной задачи, используя полученные ранее умения и навыки;

5. Развивать мелкую моторику рук посредством применения новых техник рисования;

6. Продолжать расширять у детей опыт творческой деятельности, используя нетрадиционные техники;

7. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии; 

Формы работы:

  • Беседа.
  •  Наблюдение  Экспериментирование
  • Восприятие художественной литературы
  • Показ
  • Рисование с использованием нетрадиционных материалов в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной художественной деятельности
  • Оформление выставок
  • Рассматривание наглядно- иллюстративного материала
  • Игры (дидактические, настольно- печатные, на мелкую моторику, массаж и самомассаж пальцев рук)
  • Экскурсии (музей, школа искусств)
  • Участие в городских и районных конкурсах.

Средства

  • Совместная деятельность взрослого и детей
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Развивающая предметно-пространственная среда

Ожидаемый результат:  к выпуску в школу у дошкольников сформируются определенные способности:

  • Повысится уровень развития мелкой моторики, будут способны выполнять задания, требующие координацию кистей и пальцев рук;
  • Дети познакомятся с многообразием нетрадиционных техник рисования;
  • Разовьют  умение находить новые способы изображения предметов;
  • Проявят умение самостоятельно подбирать инструменты, материалы  и способы для отражения в рисунке окружающего мира и предметов;
  • Научатся сочетать различные техники в одной работе и передавать в рисунках и в другой деятельности (лепке, конструировании из природного материала) свои эмоции и впечатления;
  • Сформируют умение выбирать необходимые материалы для выполнения поставленной задачи, используя полученные ранее умения;
  • Разовьют  мелкую моторику рук посредством применения новых техник рисования  и пальчиковых игр;

Этапы проработки материала:

Подготовительный этап – Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор необходимых технологий, подбор диагностического материала и диагностика уровня развития моторики у детей.

Основной этап - Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций, создание картотек

Заключительный этап - Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме.

Форма предоставления результатов:

  • Выставка рисунков, поделок, выполненных в нетрадиционных техниках рисования « Выставка необычного искусства».
  • Открытое занятие с использованием нетрадиционной техники рисования и  пальчиковых игр.

I. Значение развития мелкой моторики рук дошкольника.

     Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

     «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель.

     «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.

     Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

     Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.

     Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи.

     В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

     В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

     Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

     Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т.п.

     Если работа по развитию мелкой моторики рук будет поводится в системе, то к концу дошкольного возраста кисти рук ребенка станут более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

II. Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук дошкольника.

     Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

     На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь персонажу, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение.

      В процессе обучения необходимо обращать внимание ребят не только на технику, но и на  выразительную сторону изобразительной деятельности. Следует учить детей передавать форму и цвет предмета композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания в декоративном узоре.

      На занятиях важно предлагать ребенку различные виды деятельности. Например, дети рисуют елочку. Сопутствующими заданиями могут быть такие, как словесное описание или рассказ о ней, выкладывание елочки из палочек, счет елочек и определение размера (большая, маленькая). Для закрепления полученных знаний полезно проводить дидактические игры и упражнения по изучаемой теме. Кроме того, в процессе работы полезны игровые моменты и динамические паузы (фикультминутки).

       Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют, и восхищает детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

      Как сказал Сухомлинский В.И. «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поэтому считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

      Нетрадиционные техники рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

      Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные нетрадиционные приемы способствует этому.                                                    Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности детей.   Благодаря изодеятельности развивается зрительно- двигательная координация, происходит развитие функции руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

      В подготовительной группе планирую познакомить с  новыми техниками нетрадиционного рисования такими как:

“Монотипия”

Этот метод таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (Не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

«Монотипия пейзажная»

Ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, что бы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии так же можно использовать лист бумаги кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем он накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

«Рисование на мокрой бумаге»

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целы ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой – рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумагу, или только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образом.

“Печатание листьями”

Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовывать кистью.

“Рисование нитками”

Ниткография- выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Существет этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

“Рисование мыльной пеной”

Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.

“Рисование методом наката”

Технология рисования. Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы веревка оставляла следы.

“Рисование ребром картона”

Технология рисования. Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

“Рисование с помощью соли”

Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.

Рисование методом напыления”

Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

“Клеевая техника” (витражи)

Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно клей ПВА) сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.

“Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами, ногами”

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступнёй ноги, а может быть и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается рбенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились – а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями.  Хорошо, если мы научим пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным.

«Разрисовка маленьких камешков»

Разумеется, чаще всего ребенок изображает на плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитке, больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В той связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, малнькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой – под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наночится яркая густая краска – и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

“Рисование по кругу”

Техника рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.

“Мятый рисунок”

Техника рисования. На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

“Рисование по клейстеру”

Технология рисования. Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палочку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть.

“Рисование по стеклу”

Техника рисования. Гуашь смешать с клеем ПВА в соотношении 1: 2. На бумаге простым карандашом нарисовать сюжет. Поверх нарисованной картинки положить стекло, обвести рисунок и закрасить.

“Рисование методом тычка”

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Можно взять сразу готовую ватную палочку. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

“Печатание спичечным коробком”

Техника рисования. Край спичечного коробка окунается в краску и делается оттиск на бумаге. Дорисовывать детали.

“Оттиск поролоном” (пенопластом)

Почему о все склонны думать, что если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролоном. Советуем делать из него самые разные маленькие геометрические фигуры, а затем прикепить х тонкой проволокой к палочке или не заточенному карандашу. Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон, в отличие от ваты, хорошо моется). Вначале дети будут хаотично рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты – сначала из одного вида фигур, затем из двух трех.

«Знакомая форма – новый образ»

Ребенок обводит на бумаге любой выбранный им предмет. Затем превращает его во что то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. Такой метод разнообразить творческую деятельность ребенка, разовьет фантазию ребенка и свободу мысли.

«Рисование с помощью открыток»

Перебирая старые открытки научите ребенка вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Порой детям трудно нарисовать собаку или жука. Их можно взять готовыми, а к собачке или жуку пусть он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад.

«Кляксография»

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

«Кляксография с трубочкой»

Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография с ниткой» (Загадочные рисунки)

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8-10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривается, потом обводиться или дорисовывается взрослыми или детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

«Граттаж» (метод волшебного рисунка)

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (Елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой – рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

«Цветной граттаж»

Ребенок натирает свечой весь лист так, что бы он весь был покрыт полностью слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

     Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Используемая литература:

  1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
  5. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
  6. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  7. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
  8. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  9. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  10. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  11. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
  13. Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки». Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
  14. 3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
  15.  Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г

Форма итогового отчета по самообразованию

(по окончании работы над темой самообразования)

Должность

ФИО

Тема учреждения

Индивидуальная тема

Срок и период работы над темой

Задачи самообразования

Используемые формы организации самообразования

(конференции, семинары, олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа по самообразованию).

Изучена литература

Посещено открытых мероприятий

Наработанный материал

Форма предоставления материалов

План по внедрению материалов в собственную практику

План по распространению опыта внутри ОО

Рекомендации старшего воспитателя

Посещение методических мероприятий

№п/п

Мероприятия по темы

Тема мероприятия

Дата проведения

Анализ

План работы по самообразованию

 «Использование  нетрадиционных

техник рисования для подготовки руки к письму   детей подготовительной группы  »

Этапы

Содержание работы

Сроки

1

Диагностический

Диагностирование детей старшей группы в начале учебного года

Сентябрь

2

Прогностический

Анализ результатов работ в начале года, выявление изменений, анализ результатов работ в конце учебного года по

развитию навыков при работе в нетрадиционных формах рисования

Сентябрь-январь -апрель

3


Практический

Планирование работы с детьми, подбор игр, упражнений и занятий в  старшей группе

Разработка конспектов

Расширение картотеки по пальчиковым играм

Проведение занятий, игр в режиме дня

В течение года

4

Обобщающий

Организовать выставку детских работ, выполненных в нетрадиционных техниках рисования,

Апрель-май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Очумелые ручки" (Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья).

Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение....

Мастер – класс для родителей: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

Цель:        повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей посредством применения нетрадиционных техник рисования....

Конспект занятия с детьми по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму в средней группе «Путешествие в лесу».

профилактика и преодоление имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения....

Проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы»

Педагогический проект, темой которого является использование нетрадиционных техник рисования....

Влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики детей четвертого года

Статья: Влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие  мелкой моторики детей четвертого года...