Главные вкладки

    «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики детей»
    консультация на тему

    Григорьева Татьяна Алексеевна

    Мастер - класс для педагогов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master_-_klass_no2_netraditsionnoe_risovanie.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка»

    Мастер – класс для педагогов

    «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики детей»

      Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством подготовки руки дошкольника к письму.

       Задачи:

    - установить причину затруднения овладением письма у дошкольников;

    - научить сочетать на практике несколько нетрадиционных техник рисования;

    - повысить уровень мастерства педагогов.

    Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

    Оборудование: оформление зала – работы детей с использованием нетрадиционных техник рисования; столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, баночки, тарелочки, одноразовые вилки, деревянные палочки, овощи, сухие листья, тазы с водой, салфетки на каждого педагога, полотенца.

    Предварительная работа: изучение специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; творческая работа детей.

                                                    *    *    *

    - Добрый день уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего мастер – класса: «Развитие мелкой моторики детей, как подготовки руки к письму через нетрадиционные способы рисования».

    В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычными стали ситуации, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или не достаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.

    Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной  руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим ТРЕНИНГ, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

    По развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагается разнообразная методическая литература:

    1. «Пальчиковая  гимнастика»
    2. «Пальчиковые игры»
    3. «Система игровых упражнений».

       Всё это в комплексе мы внедряем в занятия с дошкольниками по нетрадиционному рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования,  мы учим: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования.

    Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства.

    По словам М. Шкляровой: «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

    В.А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

    Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:

    Младший дошкольный возраст

    - рисование пальчиками;

    - оттиск печатками из картофеля, моркови;

    - тычок жёсткой полусухой кистью.

    Старший и подготовительный возраст

    - «ладонная» техника;

    - рисование поролоновым тампоном;

    - оттиск печаткой из ластика;

    - фотокопия – рисование свечой;

    - отпечатки листьев.

    Старший и подготовительный возраст

    - кляксография обычная и трубочкой;

    - монотопия предметная и пейзажная;

    - печать по трафарету;

    - раздувание краски;

    - расчёсывание краски;

    - рисование нитками;

    - рисование солью;

    - батик (рисование по ткани) и другие.

    Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА. 

    Основная техника печатки.

    В начале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для э того берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.

    Сейчас вы своими руками вместе со мной создадите свой «шедевр» нетрадиционными способами  рисования, такими как: печатка, рисование ладошкой, пальчиком, палочкой. Практическая работа педагогов –  «Ёжик – ни головы, ни ножек».  

    Можно печатку сделать из моркови. Для этого надо взять небольшую морковь, разрезать её пополам  вдоль. В выпуклую сторону моркови вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону макнём в нужную для работы краску и начнём печатать. Например: «Весёлые гусенички». Педагог показывает несколько работ, которые выполнили дошкольники среднего возраста. Практическая часть педагогов. 

    Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ. Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при  изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)

    Сейчас мы с вами будем рисовать этой техникой плюшевого медвежонка. Педагог показывает и объясняет приёмы нестандартного способа рисования. Практическая работа педагогов.

    Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных НИТОК. 

    Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объёмным. Далее идёт показ и объяснения красивых картинок из разноцветных ниток.

    Практическая часть педагогов.

    Ещё один интересный приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ. 

    Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами:

    • при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.

    Педагог показывает несколько работ выполненные в этой технике. Идёт показ с объяснением картин: «Бабочка-красавица», «Одуванчик золотой».

    Спасибо за прекрасные ваши работы!

    Итог подводится в виде анкет для педагогов.

    Ф.И.О., № д/с____________________________________________________

    Что Вы для себя сегодня узнали нового?____________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вы хотели бы собраться ещё раз и попробовать рисовать другими нестандартными способами?________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                           Большое спасибо!

    Ф.И.О., № д/с____________________________________________________

    Что Вы для себя сегодня узнали нового?____________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вы хотели бы собраться ещё раз и попробовать рисовать другими нестандартными способами?________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                           Большое спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

    Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз...

    Проект "Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение....

    Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования для развития мелкой моторики рук»

    Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования, которые способствуют развитию мелкой моторики рук....

    Мастер – класс для родителей: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

    Цель:        повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей посредством применения нетрадиционных техник рисования....

    Проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы»

    Педагогический проект, темой которого является использование нетрадиционных техник рисования....