Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи с использованием аппликации из ниток
статья по аппликации, лепке (старшая группа)

В настоящее время одной из актуальных проблем в современной педагогической практике является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nitki_2.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АППЛИКАЦИИ ИЗ НИТОК

Паршина Татьяна Алексеевна,

воспитатель,

МБУ д/с №23 «Волжские капельки»,                                                                г. о. Тольятти, Самарская область

В настоящие время одной их актуальных проблем в современной педагогической практике является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья ежегодно растет.

Опыт работы в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи показывает, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук.  

  У большинства моих детей с ОНР отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом и речевые навыки развиты недостаточно, часто речь таких детей не соответствует возрасту. Правильная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче будет и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, обобщать, познавать  окружающую действительность, легче общаться со сверстниками и взрослыми.

А речь тесно взаимосвязана с мышлением. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, его поведении.

Таким образом, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребёнка. В.А.Сухомлинский говорил: «Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он будет умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка». 

Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё, развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, воображение, логика, память, координация, наблюдательность, речь. И как писал Кант «Рука – это своего рода внешний мозг».

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий.

Поэтому в своей коррекционно - развивающей работе для повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей с ОНР я использую различные методы и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные. Это бумагопластика, лепка из глины, пластилина и соленого теста, изготовление поделок из природного и бросового материала, из синельной проволоки, разнообразные игры и упражнения с  крупой, нитками, пряжей, бусинками, песком и водой. Дети с ОНР нуждаются в особых коррекционных технологиях, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.  

Я считаю, что работа с новыми материалами полезна и как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельности, к эксперименту, заставляет удивляться, радоваться, раскрепощаться. Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. Необычная техника дает толчок к развитию воображения, чувства вкуса, инициативы, воспитывает терпение, трудолюбие.

Поэтому со своими детьми я решила попробовать аппликацию из ниток для вязания.  Нитки – прекрасный материал для работы, он мягкий, разноцветный, хорошо клеится, режется, закручивается. Это очень увлекательный процесс, который помогает развить мелкую моторику, зрительное и тактильное восприятие. С этим материалом приятно работать и можно придумать много интересных, красивых, пушистых поделок. Изобразить можно все: птиц, зверей, насекомых, цветы, природу. Благодаря такой оригинальной технике, животное например, может стать пушистым и мягким. Хорошо смотрятся зимние картинки – снег, елочки, снеговики.

Для работы я использую шаблоны или собственные рисунки детей, часто подходящие рисунки можно найти в раскрасках. Для работы нам понадобятся: мотки ниток разных цветов, ножницы, кисти, клей ПВА, трафареты. Поделки из ниток можно выполнять  разными способами.

Самый простой способ – это выкладывание по контуру небольшие кусочки ниток. Картинка намазывается  и, отрезая от мотков нити необходимой длины, приклеивается на рисунок. Постепенно заполняется весь рисунок. Во время работы не надо торопиться и  стараться делать все аккуратно.

Следующий способ – это работа с мелко нарезанными нитками. Это очень увлекательное занятие, и оно очень нравится моим детям.

Для начала необходимо подготовим нити к работе, лучше, конечно, брать разноцветные варианты. Их необходимо мелко нарезать в коробочки, чтобы они не рассыпались по столу.

Теперь приступаем к нанесению рисунка на бумагу или картон. Рисунок хорошо намазывается клеем, а затем аккуратно посыпается  цветной крошкой из нитей, с помощью кисточки поправляем и прижимаем материал. Так продолжаем оформлять каждый элемент, пока картина не будет готова. Готовая аппликация должна сохнуть в течение 2-3 часов. После этого ненужные кусочки ниточек можно будет просто стряхнуть.

Третий способ из скрученных ниток.  В этом виде работы нитки не обрезаются, а заполняют весь рисунок целиком, для удобства их закручивают в спиральки от центра к краям.  А для того чтобы она не потеряла своей формы используем в качестве основы карандаш. После этого снимаем готовые спиральки с карандаша и приклеиваем их к картону.

Аппликация из скрученных ниток требует большей аккуратности, чем работа с нарезанными заготовками. Поэтому к знакомству с ней обычно перехожу в подготовительной группе, когда у деток уже хорошо развита мелкая моторика рук.

Когда будут освоены все способы аппликации, в поделку можно включать сразу несколько техник. Особенно красиво будут выглядеть  работы, где сочетается объемная и плоская аппликации.

В работе по изготовлению поделок из ниток рекомендуется придерживаться некоторых правил:

* подбирать задание с учетом их постепенно возрастающей сложности;

* учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

* проводить работу регулярно, систематически;

* соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

* повышать у детей интерес к данному материалу;

* заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной;

* стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Используя в своей работе разные виды ниток для аппликации при целенаправленном и  систематическом их применении,  способствует развитию мелкой моторики, развитию речи,  точности и пластичности движений пальцев рук, мыслительных процессов и определяет успешность работы по подготовке ребёнка при переходе на новую ступень образования.

Сухомлинский В. А. говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

 Список литературы:

Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Издательство «Детство - Пресс», 2013. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С Общим недоразвитием речи.

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи.    Для стимулирования развит...

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Консультация для воспитателей.

Виды детской деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук....

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи....

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи с использованием песочной терапии.

В статье говорится о том как можно эффективно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми с ОНР...