Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи с использованием песочной терапии.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Коломеец Светлана Юрьевна

В статье говорится о том как можно эффективно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми с ОНР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие мелкой моторики18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Коломеец Светлана Юрьевна

учитель-логопед

МБДОУ №46 г. Читы

Забайкальский край

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

с использованием песочной терапии.

Детям с недоразвитием речи, наряду с речевой симптоматикой, общей соматической слабостью  присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Особое значение для развития речи и других психических функций имеют также движения пальцев и кистей рук.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Работы Бехтерева В.М. доказали влияние манипуляций рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

Существуют самые разнообразные формы упражнений по развитию движений пальцев:

Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «собака», «киска» и т.д.; движения – сопротивления;

движения пальцев, передающие динамические образы: «гармошка» - раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе; активные движения пальцев, в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме; движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками; игры с мозаикой; пальчиковые игры с пластилином; игры с бумагой; действия с ножницами; действия с толстыми нитками; действия с крупой, семенами: перебирание, выкладывание, разбор; действия с водой; действия с песком: пересыпание, лепка, рисование; действия с мелкими предметами, игрушками; действия с пуговицами; рисование пальчиками; показ сказок пальчиками;

Хочу более подробно остановиться на одном из них. Это – действия с песком.

Именно в песочнице ребенок строит свой первый дом в жизни, сажает дерево, придумывает сюжет. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно.

Игры с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Играя в песке, создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Именно поэтому, в играх с песком можно проводить коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в доступной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Сам принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической психотерапии.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка. Но как оптимально использовать их, мало кто знает.

 Эффективно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми с ОНР можно:

1. Для совершенствования мелкой моторики:

- скольжение ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

2.  Выполнения артикуляционных упражнений:

«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

3.  Автоматизации изолированных звуков:

- «Заведи мотор» автоматизация звука [р] произносится звук [р], проводя указательным пальцем дорожку по песку.

4. Развития фонематического слуха:

«Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

5. При формировании грамматического строя речи:

«Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

6.  Для обучения грамоте:

«Напиши на песке»– ребенок пишет заданные буквы, слоги, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.

7.  Для развития связной речи:

«Дорисуй картинку и составь предложение» - рисуем на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы и составляем с этими словами предложения, сказки, небылицы.

При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности – ребенку должно быть интересно! У него должна быть положительная мотивация.

Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития. 
У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.

Перенос традиционных занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С Общим недоразвитием речи.

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи.    Для стимулирования развит...

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Консультация для воспитателей.

Виды детской деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук....

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи....

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи с использованием аппликации из ниток

В настоящее время одной из актуальных проблем в современной педагогической практике является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья....