Формирование способности у детей 4-го г.о. с ОВЗ к планированию деятельности в процессе занятий лепкой
методическая разработка по аппликации, лепке

Андреева Ирина Юрьевна
Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичными материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета — формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем и в активной речи ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование способности у детей 4-го г.о. с ОВЗ  к планированию деятельности в процессе занятий лепкой»

                                    Воспитателя                                           Андреевой Ирины

Юрьевны

Актуальность  проблемы Изобразительная деятельность (лепка) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, также она связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуется наблюдательность, развиваются эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичными материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета — формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем и в активной речи ребенка.

Задачи

• пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни.

• сформировать у дошкольников изобразительные навыки и умения.

 • Развивать у детей способность анализировать  образ изображаемого объекта и планировать последовательность и способы передачи его в лепке.

Лепка в дошкольном возрасте является тем видом изобразительной деятельности, в котором ребенок с помощью мягких изобразительных материалов (глины, пластилина, пластика, легомассы, теста и др.) создает объемные образы полной или частичной трехмерности, которые имеют высоту, ширину, толщину.

Технология лепки.

Под технологией лепки понимается владение детьми инструментом, способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу. Технология формируется приемами обследования предметов (игрушек) и техническими навыками лепки. Обследование образа дает возможность детям самостоятельно находить приемы лепки. Технология лепки, которой предшествует обследование и изучение конструктивного строения образов, формируется как система двигательных умений, построенных на усвоении ряда навыков обследования натуры. Дети получают знания о форме, строении предметов с опорой на геометрическую основу, о некоторых пропорциях частей изображаемого и передаче их в лепке. Особое внимание обращается на то, как дети пользуются приемами лепки: сплющиванием, вдавливаниям, загибанием краев, сглаживание, оттягивание небольших деталей, расплющиванием и тому подобное.

Вместе с этим обогащается и развивается словарь ребенка, коммуникативные навыки, связную речь, ведь малыш называет форму предмета, описывает образ, уточняя его особенности, оценивает произведение народного мастера. Изготовление детьми глиняных изделий в детском саду и в семье формирует образное мышление, развивает память, внимание, воображение и другие психические процессы, непосредственно влияющие на результативность овладения навыками письма в школе, способствует координации руки и глаза, укреплению мышц кисти руки, совершенствует пространственную ориентацию на плоскости листа. Лепка в дошкольном возрасте способствует общему развитию ребенка и подготовке его к школе.

Правильному воспроизведению изображаемого в лепке должно предшествовать исследовательская деятельность ребенка. Она заключается в том, что воспитатель организует не простое созерцание, а систематическое тактильно-зрительное восприятие, наблюдение и познание основных особенностей изобразительной натуры. Исследования О.В.Запорожца, Е.И.Игнатьева подтверждают, что любая деятельность имеет подготовительную и исполнительную части.

 К подготовительной части входит обучение детей тактильно-зрительному восприятию натуры во время ее обследования перед процессом лепки. Детей  учат способам обследования натуры (игрушки, скульптуры и т. п), знакомят с простейшими геометрическими объемными фигурами (шар, цилиндр, конус, треугольник, круг, квадрат) во время дидактических игр и упражнений: «Найди предмет, похожий на эту фигуру», «Найди предмет, похожий на шар, куб, конус...», «Узнай на ощупь», «На что похож этот предмет?»  

Чтобы хорошо вылепить предмет, нужно представить его образ. Это можно детально сделать с помощью руки, через прикосновение которой ребенок изучает пространственные признаки предмета (объем, форму, фактуру и т. п). И.М.Сеченов подчеркивал важность ощупывающих движений рук и глаз в чувственном познании. Форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, полнее. Ими ребенок ощупывает предмет со всех сторон, и в этом определении большую роль играет изменение формы поверхности ладони, которая дает возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и тому подобное. Глаза учатся объемному видению при помощи руки (И.М.Сеченов). Изучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические, выделить основную часть, соблюдая соотношение частей изображаемого. Вместе с этим обогащается и развивается словарь ребенка, коммуникативные навыки, связную речь, ведь малыш называет форму предмета, описывает образ, уточняя его особенности, оценивает произведение народного мастера. Итак, прежде чем лепить натуру, дети должны выучить ее конструктивное устройство и разложить на отдельные части, определив форму, объем каждой с помощью осязательного и зрительного восприятия.

 Вместе с этим обогащается и развивается словарь ребенка, коммуникативные навыки, связную речь, ведь малыш называет форму предмета, описывает образ, уточняя его особенности, оценивает произведение народного мастера. Изготовление детьми глиняных изделий в детском саду и в семье формирует образное мышление, развивает память, внимание, воображение и другие психические процессы, непосредственно влияющие на результативность овладения навыками письма в школе, способствует координации руки и глаза, укреплению мышц кисти руки, совершенствует пространственную ориентацию на плоскости листа. Лепка в дошкольном возрасте способствует общему развитию ребенка и подготовке его к школе.

Способы лепки

В детском саду для создания изделий из пластилина используют три способа лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.  

Конструктивный способ. Конструктивный способ лепки — предмет изготавливается из отдельных частей. Дети изготавливают каждую часть изделия из отдельных кусочков пластилина , а затем скрепляют их между собой. Изделие начинают изготавливать из наибольшей части (животных — с туловища), а затем переходят к выполнению меньших (шея, голова, ноги, хвост и тому подобное). Когда отдельные части для изделия заготовлены, их объединяют в одно целое, сравнивая по величине и форме, уточняют их пространственное расположение, плотно соединяют и прилепляют друг к другу, обобщают форму.

 Скульптурный способ Скульптурный способ лепки заключается в том, что изделие изготавливают из одного целого комка глины, применяя такие приемы, как вытяжение с целью удлинения формы (шея), оттягивание, прищипывание, разрезания стекою, сглаживания пальцами. Такой способ лепки наиболее сложный и требует от детей любого возраста четкого представления о форме, пропорции, конструктивное строение изображаемого.

 Комбинированный способ Комбинированный способ лепки (из целого куска и отдельных частей) сочетает в себе приемы скульптурного способа, которым выполняют основные части предмета, с присоединением отдельно вылепленных частей. Например, туловище и лапы животного лепят из целого куска глины, а другие части — отдельно и затем присоединяют к основной.

 Кроме того, применяют приемы прищипывания, оттягивания. Прием рельефной лепки используют для создания шерсти животных, перьев птиц, чешуи рыб, крыльев птиц. Например, накладывают небольшие кусочки пластилина  на основную форму, а пальцами и стекою оказывают придание  им нужной формы.

Технические приемы лепки

 Основные технические приемы лепки связанные с работой руки, в частности пальцев и ладони. В зависимости от формы предмета, действия рук во время лепки бывают разными.

 Поэтому очень важно научить детей основным техническим приемам  работы с  пластилином.

Во время лепки используются такие технические приемы :

- раскатывание валикоподобной формы для изготовления удлиненных, круглых, цилиндрических предметов. Раскатывание осуществляют продольными движениями рук в противоположном направлении: правая — вперед, левая — назад и наоборот.

-скатывание шарообразной формы для изготовления шарообразных предметов. Скатывание — это одновременные круговые движения рук: правая — вправо по часовой стрелке, левая — влево, против часовой стрелки. Пальцы обеих рук полусогнуты в форме чашечки.

-расплющивание шарообразной формы; Во время сдавливания и расплющивания руки движутся навстречу друг другу с одновременным нажимом на материал. Для сдавливания пластилина  надо нажать на него меньше, для расплющивание — сильнее. Чтобы получить более точную форму, можно прибегнуть к сплющиванию или расплющиванию глины или пластилина о поверхность доски.

-слепливание расплющенной формы;

-загибки краев расплющенной формы;

- вдавливания шарообразной формы;

-вдавливания валикоподобной формы;

-обострение и закругления валикоподобной формы; скрепление  валикоподобной формы в виде кольца;

-оттягивания пластилина  с основного куска; Во время оттягивания кусок пластилина держат в левой руке, а правой оттягивают частичку. Вытяжение выполняется движениями обеих рук (одновременно) в противоположные стороны с целью получения удлиненной формы.

-прищипывание. Прием прищипывания близок к оттягиванию. Тремя пальцами правой руки сдавливают. Тремя пальцами правой руки сдавливают пластилин, чтобы получить клюв птички или мордочку лисички.

-прилепливания одного куска к другому;

-оттягивание деталей;

-примазывания частей друг к другу. Чтобы примазать один кусок пластилина к другому, сначала надо прижать их и выровнять место соединения пальцем.

-защипывания краев формы или отделки ее защипыванием (батон, пирожок).

- Сглаживания всей поверхности изделия делают пальцами, ладонью..

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану:

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости (сюрпризные моменты, загадки, стихи, песни, потешки, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Лепка изделия (знакомство с предметом, последовательностью действий и приемами изображения (иногда желательно ребенку дать самому подумать, как лучше сделать поделку)). Не обязательно заранее изготавливать образец изделия. Можно рассмотреть и ощупать настоящий предмет или создавать изображение по памяти. При доработке изделия дополнительным материалом нужно обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные цвета и интересные детали).

3. Рассматривание полученной работы (только положительная оценка). Ребенок должен радоваться полученному результату и учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

На занятиях дети используют следующие способы лепки:

•  Конструктивный — лепка предмета из отдельных частей.

•  Пластический — детали предмета вытягиваются из целого куска.

•  Комбинированный — сочетание в одном изделии разных способов лепки.

К концу учебного года дети  осознанно подходят к процессу лепки и стремятся достичь желаемого результата. У детей сформирована способность лепить несложный предмет по частям, начиная с самых крупных и заканчивая мелкими, передавать их строение, величину и форму. В лепке выработаны навыки скатывания между ладонями, изменения движения рук для получения шара, овала, Необходимо продолжать развитие навыков с целью освоения скатывания  конуса, цилиндра; совершенствования  умения управлять движениями пальцев, силой нажима, сжимания, оттягивания, вдавливания.

Изученная  литература:

  1. Бородкина Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду: конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет / Ярославль: ООО «Академия развития», 2012г.
  2. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4 – 5 лет. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
  3. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Комарова, Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Педагогика, 1990.
  5. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И.А. Лыкова.- М.: Карапуз, 2007.
  6.  Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2005.
  7.  Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004.
  8. Халезова, Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. - М.: Просвещение, 1986.
  9. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область "Художественное творчество"/Т. М. Бондаренко. - 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование способностей у детей 3-4 лет при работе с разными материалами».

«Формирование способностей у детей 3-4 лет при работе с разными материалами»....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Важнейшими ключевыми задачами современного образования является разностороннее развитие творческого потенциала человека. Наиболее эффективное средство для этого - художественно-продуктивная деятельнос...

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в изобразительной деятельности.

В предлагаемом материале описаны задания, упражнения, которые являются прекрасными приёмами на играх-занятиях, когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача ...

Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа 6-7 лет) в процессе обучения спортивным играм с мячом

В данном материале представлен комплекс упражнений с мячом для развития координационных способностей  у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа 6-7 лет) в процессе обучения с...

Статья "Развитие познавательной активности детей 3-5 лет в процессе занятий лепкой"

В данной статье рассматривается актуальность, значение лепки для развития дошкольников, дана информация об особенностях развития познавательного интереса. Далее представлены цель, задачи,  у...

«Формирование алгоритмический способностей у детей среднего дошкольного возраста через внедрение цифровых технологий в образовательный процесс»

О необходимости цифровизации образования сегодня показывает время, говорят ученые и трактуют федеральные документы. Время диктует современным детям – цифровое детство. И чем раньше они будут с т...