Статья "Развитие познавательной активности детей 3-5 лет в процессе занятий лепкой"
статья по аппликации, лепке (средняя группа)

В данной статье рассматривается актуальность, значение лепки для развития дошкольников, дана информация об особенностях развития познавательного интереса. Далее представлены цель, задачи,  условия развития познавательной активности у детей в процессе занятий лепкой, практические материалы по организации работы, направленной на развитие познавательного интереса в процессе лепки: представлены эффективные методы и средства, приемы и формы обучения на занятиях лепки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tokarevoy_n.s.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей 3-5 лет

 в процессе занятий лепкой.

                                              http://samsvoimirukami.ucoz.ru/_nw/2/s17021287.jpg

Автор: Токарева Надежда Степановна, воспитатель I категории

Организация: МБДОУ №127 г. Мурманска

Населенный пункт: город Мурманск

       

            В психолого-педагогических исследованиях Г.И.Щукина трактует понятие «познавательный интерес» как «избирательную направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденцию, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие».

        Выделение уровней развития познавательного интереса обозначены по восходящей как любопытство - обусловлено чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами и является реакцией на новизну. Оно характерно для детей младшего дошкольного возраста, проявляющих интерес к внешним, ярко выраженным свойствам предметов; любознательность - отличается вниманием не к отдельным свойствам предметов, а к объекту в целом. Ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок «закидывает» взрослых вопросами об устройстве мира и окружающих явлениях; познавательный интерес - отличается постоянным стремление к умственной деятельности, самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Об устойчивости познавательного интереса свидетельствует обращение вновь и вновь        ребенка к интересующему объекту или явлению. Таким образом, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства происходят существенные изменения в развитии познавательного интереса.

        С 3 до 4 лет дети уже накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересам к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Развитие познавательных способностей в этом возрасте предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная  машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия от других машинок по этим признакам.

        В возрасте с 4 до 5 лет выделяют следующие направления развития познавательных способностей: установление взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями; знакомство с предметами и явлениями, которые ребенок не видит перед собой и не осязает; начало первых личных интересов (например, малыш начинает понимать, что ему нравится петь, лепить, рисовать и т.д.);  начало формирования положительного отношения к окружающему миру.

        Развитие познавательного интереса у детей является актуальной проблемой педагогики, т.к. современная действительность требует воспитания у детей творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Мы должны воспитывать у наших малышей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

 Развитие интереса у детей к лепке с одной стороны позволяет развивать познавательную активность, с другой - их ручную умелость. У большого количества дошкольников отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Они установили, что если движение пальцев соответствует возрасту, то и речь соответствует возрасту.

        Лепка является практической деятельностью детей, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта и является деятельностью, отвечающей потребностям и интересам детей. В процессе лепки  ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия. Именно лепка больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей.

        Правильная организация занятий по лепке, позволяет оказывать влияние на все сферы психики ребёнка:

во-первых это творческая деятельность, в ходе которой формируется фантазия и художественный вкус ребёнка,

во-вторых занятия с пластилином и глиной требуют аккуратности и терпения, что формирует волю и усидчивость,

в –третьих активная работа пальцами укрепляет мелкую моторику и стимулирует речевое развитие детей.

Принимая во внимание важность и актуальность этой темы, я уделила особое внимание разработке и  внедрению в практику  данного направления, целью которого является развитие познавательной активности детей 3 -5 лет в процессе занятий лепкой.

Определив необходимость работы по развитию познавательной активности дошкольников, я поставила перед собой следующие задачи:

  •  Развивать интерес к данному виду деятельности. 
  • Учить создавать форму предметов на основе восприятия действительности путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков.
  • Познакомить детей с различными способами лепки,  научить свободно пользоваться способами лепки и выразительными средствами; Совершенствовать технические умения и навыки лепки.
  • Постепенно научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдений окружающего, от слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия произведений искусства. 
  • Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  • Способствовать включению родителей в воспитательно-образовательный  процесс работы детского сада.
  • Воспитывать желание проявлять инициативу,   творчество.

В данной работе педагогическая идея заключается в разработке системы занятий и создания условий для развития познавательного интереса у детей 3-5 лет в процессе лепки.

На начальном этапе мною были проанализированы материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, проведено анкетирование родителей и диагностирование детей с целью выявления уровня развития устойчивого интереса к лепке (по методике Т.Г.Козаковой).

Были выявлены следующие показатели: высокий уровень - 4 детей (17 %); средний уровень - 12 детей (50 %); низкий уровень - 8 детей(33 %) . 

Исходя из полученных данных, я составила тематический перспективный план работы на год, что позволило работать по намеченной теме в системе. При планировании учебного материала были учтены дидактические принципы обучения, психофизические особенности детей, а также основные виды и приемы лепки.

 Решить поставленные задачи по развитию познавательной активности детей в процессе лепки можно при соблюдении ряда условий:

Условие 1. Создание такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом для творчества и  развития познавательной активности.

        В основе познавательного развития лежат два основных фактора: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога.

Приступая к работе в этом направлении, я старалась учесть главное, по моему мнению, условие: детям должно быть интересно.

Свою работу я начала с изучения разработок в области изобразительной деятельности разных авторов: программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой, авторскую программу и систему занятий Г.С.Швайко, методические пособия по изобразительной деятельности  Т.С Комаровой, обобщенный опыт занятий по художественно-изобразительной деятельности «Пластилинограия» Г.Н.Давыдовой.

Следующим шагом было оформление зоны деятельности в этом направлении. Создала в группе «Центр искусства», который дает возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности и творческие способности. Дети смогли свободно использовать такие материалы как пластилин, пластику, стеки, трафареты, штампы и др. В процессе использования различных материалов они знакомились с их свойствами, выразительными возможностями, приобретали навыки работы с ними, узнавали орудия человеческой деятельности и усваивали способы действия с этими орудиями. В связи с этим, запас знаний о вариативном использовании материалов расширялся. Ребенок узнал, что каждый раз необходимо учитывать свойства материалов, проверял это на деле, делал для себя открытие, что также влияет на развитие его познавательных интересов.

 Поместила в центр искусства природный и бросовый материал для выполнения небольших украшений и элементов узоров. Дети используют его для придания объекту завершенности и выразительности. Предоставила схемы лепки различных предметов, которыми могут воспользоваться дети, получившие определенные навыки в лепке. Так же эти схемы удобны для индивидуальных занятий. Для систематизации работы с детьми, изготовлена картотека игр и игровых упражнений под названием «Упражнения для маленьких пальчиков» по обучению детей формообразующим движениям. Данные упражнения, помогают ребенку, в игровой форме справиться  с возникшими трудностями, а так же служат непосредственно для подготовки руки к лепке на занятиях. Оформила тематические альбомы по изобразительной деятельности. Так как дети очень чувствительны к оценке своих действий, ожидают похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение, как со стороны сверстников, так и взрослых - организовала место для демонстрации детских работ.

Таким образом, создавая разнообразную предметно-развивающую среду, способствовала формированию и развитию познавательного интереса. Разнообразие среды позволило детям вести поисковую, исследовательскую деятельность, активизировать самостоятельную деятельность.

Условие 2. Работа по созданию индивидуально - дифференцированного подхода в образовательном процессе для проявления индивидуальности каждого ребенка. Особенности организации работы для развития интереса к лепке.

 Выполняя это условие, важно так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей реализовывались. Важна работа, как со всеми детьми, так и с детьми, которые имеют опережающее развитие или затруднения в усвоении программы.

Занятия по лепке проводила в соответствии с сеткой занятий, с учетом возрастных особенностей детей. Предпочтение отдавала подгрупповой форме проведения занятий, которая позволяет осуществлять индивидуальный подход в освоении видов и способов лепки.

Составила конспекты занятий с занимательным содержанием. Проводила работу по развитию ручной умелости, формообразующих движений, осваивала с ребятами новые способы работы с разнообразными пластичными  материалами. На  всех типах занятий присутствовал сюрпризный момент, в игровой форме создавались проблемно-поисковые ситуации, из которых дети с большей или меньшей долей самостоятельности должны были найти выход. Например, при лепке колобка якобы закончился пластилин, и детям пришлось подумать, из чего еще можно сделать части лица (глазки, носик, ротик), чтобы образ был законченным и выразительным. Применение природного и бросового материала вызывал огромный интерес у детей. На занятиях проводила игры на воображение. Например игра «Функции предметов», детям предлагается назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета в процессе лепки. Выигрывает тот, кто назовет больше вариантов (пуговица-глаз, шапочка, колесо и т.д.). А так же использовала познавательные игры. Например, игра «Корм для животных», детям предлагают рассмотреть игрушечных зверей и слепить для них подходящий корм. Выполнив такое игровое задание, ребенок без труда запомнит, что корова любит травку, кошка - рыбу, а собака – косточку. Такие игры по своей сути являются играми с  пластическим материалом, в результате которых появляется поделка. По результатам занятий проводила индивидуальную работу с теми детьми, которые испытали затруднения во время выполнения задания.

При развитии интереса к лепке в работе используются разнообразные методы и приемы, активизирующие деятельность детей:  метод активного обследования предмета перед лепкой, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов; прием «вхождения» в образ; метод музыкального сопровождения; игровые приемы и использование сказочного персонажа.

На этапе совместного творчества детям предлагала в игровой форме  интересные темы, вместе со мной ребята в процессе замысла  продумывали, обсуждали  содержание  образа, в какой технике и какими материалами будем  работать, последовательность  воплощения замысла. Дети учились выслушивать мнение другого, аргументировать свое, творчески общаться и сотрудничать. В процессе практической деятельности я пришла к выводу, что коллективная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству. На занятиях всегда царила творческая, непринужденная обстановка. При помощи сюрпризных моментов, атрибутов я  создавала эмоционально-радостное настроение, атмосферу сказочной таинственности. Дети раскрепощались, проявляли активность и инициативу, предлагали смелые решения, интересные варианты исполнения, а я побуждал их к созданию разнообразных и относительно неповторимых замыслов, учила обогащать замысел на основе наблюдения, чтения литературы.

Наличие творческих заданий, руководство со стороны взрослого – использование словесных, наглядных, игровых, творческих методов и приемов художественности, образности, яркости, занимательности, нравственного переживания, которые возбуждают положительное отношение к лепке и служат средствами развития интереса детей. Овладение техникой лепки способствует достижению цели и получения результата деятельности, что приводит к удовлетворению, которое получают дети от лепки.

Условие 3. Создание содержательной жизни ребенка.

Создание содержательной жизни ребенка невозможно без поддержки родителей. Освоение детьми программных задач проходит наиболее продуктивно,  если со стороны родителей встречается понимание. В процессе работы пытаюсь раскрыть родителям необходимость развития познавательного интереса дошкольников. Объясняю, на каком уровне находится деятельность их детей; какие задачи решаются на конкретном занятии, в чем трудности и в чем необходима помощь родителей. Рассказываю об условиях, которые следует создать  ребенку в семье для развития интереса к этому виду деятельности. Приглашая на занятия, показываю, как взрослые могут рассматривать предметы, выделять их основные качества и свойства. Регулярно организовываю творческие выставки детских работ, совместные выставки детей и воспитателя, родителей и детей.

Подводя итоги работы, хочу отметить, что за время систематических занятий по лепке дети научились работать с пластичными материалами, овладели приемами лепки, научились оформлять поделки с помощью дополнительного материала, изображать в лепке несложные предметы.

Результаты этой работы показали эффективность проведения систематических занятий по лепке для развития у детей устойчивого интереса к этому виду деятельности. 83,3% детей моей группы продемонстрировали положительную динамику развития интереса к лепке по всем его показателям (устойчивость, осознанность и активность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО

Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, что предполагает, в том ...

«Фомирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры»

Цель: содействовать усвоению знаний и развитию в игре способов познавательной деятельности, интеллектуальных операций представляющих собой основу обучения и воспитания, развитию личности.Цель: с...

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности как средство реализации ФГОС ДО»

Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любо...

"Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "

quot;Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "...

Проект "Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры"

Проектно-исследовательская работа на тему:«Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры».Продолжительность проекта: 6 месяцев.Ти...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...