Проект "Космические тайны"
проект по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? В эпоху первого полета человека на орбиту все дети страны мечтали стать космонавтами. В наши дни такие полеты стали обыденной реальностью, и поэтому интерес к космонавтике постепенно угасает.

 Мечта вчерашних мальчишек — стать космонавтом — не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа — герои любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, развивают страхи. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Профессия космонавта отважная и героическая. Сегодня актуально, в плане социализации, воспитать в детях, особенно в мальчиках, интерес к этой профессии.

С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнать новую, интересную информацию про космос?  Самым эффективным является метод проектов. Этот метод позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на организованных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.  

Цель проекта

Приобщение детей к знаниям о вселенной, об освоении человеком космического пространства.

Дать представление о значении космических исследований для жизни людей на Земле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx55.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №119  

«НЕЗНАЙКА»

                                                           Воспитатель: Алексеева Е.И.

Проект

Тема: «Космические тайны»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта: опытно-экспериментальный

Длительность проекта: 2 недели

Участники проекта: Дети, воспитатель, родители.

Проблема

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Актуальность проекта

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? В эпоху первого полета человека на орбиту все дети страны мечтали стать космонавтами. В наши дни такие полеты стали обыденной реальностью, и поэтому интерес к космонавтике постепенно угасает.

 Мечта вчерашних мальчишек — стать космонавтом — не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа — герои любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, развивают страхи. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. 

Профессия космонавта отважная и героическая. Сегодня актуально, в плане социализации, воспитать в детях, особенно в мальчиках, интерес к этой профессии.

С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнать новую, интересную информацию про космос?  Самым эффективным является метод проектов. Этот метод позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на организованных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.  

Гипотеза

Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Цель проекта

Приобщение детей к знаниям о вселенной, об освоении человеком космического пространства.

Дать представление о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Планируемый результат:

Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной и мировой космонавтике, о значении космоса в жизни человека.

В ходе реализации проекта дети узнают об ученых и исследователях в области космологии.  Проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.

2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.

3. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

4. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

5. Прививать любовь к родной стране, планете Земля, уважение к героям освоения космоса.

6. Формировать предпосылки поисково - исследовательской деятельности, познавательную инициативу.

Образовательная область «Речевое развитие»

1.Активизировать и обогатить словарь детей (солнечная система, названия планет, спутник, орбита); совершенствовать слуховое внимание.

2.Упражнять в правильном звукопроизношении.

3.Поощрять желание пользоваться специальной терминологией.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Формировать умение действовать по правилам в компаниях.

2. Развивать умение согласовывать собственное действие с действиями других детей.

3. Воспитывать желание помочь, чувство ответственности.

4. Формировать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.

5.Способствовать эмоциональному благополучию детей путем использования игровых моментов, приемов индивидуализации.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1.Развивать творческие способности в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: музыкальной, изобразительной (разукрашивание планет, изготовление макета солнечной системы, лэпбука «Загадочный космос»).

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Упражнять в приобретении двигательного опыта через выполнение физминуток.

Методы и приёмы:

Исследовательские: экспериментирование, вопросы проблемно – поискового характера, наблюдения, решение логических задач.

Игровые: моделирование, проигрывание ситуаций, сюжетно – ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические игры.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр слайдовых презентаций.

Словесные: рассказ воспитателя, беседы, чтение художественной литературы, использование загадок, стихов, поговорок.

Пути реализации проекта:

I Этап - Подготовительный.

1.Создание условий для реализации проекта.

2.Изучение методической литературы по теме.

3.Составление алгоритма проектной деятельности.

4.Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (создание космолаборатории, приобретение познавательной литературы); подбор фотоматериалов, оформление дидактических, сюжетно-ролевых игр; подборка художественной литературы.

5. Работа с родителями (консультации для родителей; советы для родителей; оформление памяток, буклетов).

6. Подбор познавательной литературы  «Все  о космосе», К. Булычёв. «Тайна третьей планеты», В. Медведев. «Звездолёт Брунька», В. Кащенко. «Найди созвездия», В. Бороздин. «Первый в космосе», В. Бороздин «Звездолётчики», П. Клушанцев. «О чём рассказал телескоп», А. Леонов. «Шаги над планетой Н. Носов. «Незнайка на Луне».

II  Этап – Основной (Практический)

 

Тема мероприятия

Взаимодействие с родителями

Школа будущих космонавтов

НОД

Тема: «Солнце- звезда».

Цель: Сформировать представление о солнце, как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле.

Тема: «Космический мир»

Цель: Систематизировать и расширять представления детей о космонавтике, познакомить с искусственными спутниками земли.

Тема: «Животные в космосе».       Цель: Обогатить знания детей о первых покорителях космоса.

Тема: «Космос»       

Цель: Формировать  представления о космосе, освоении космоса людьми.

Тема:  «Будем  космонавтами»      Цель: Закрепить знания детей о планетах, нашей планете- Земля.                           Тема: «Путешествие в космос».     Цель: Закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе.                            Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать логику, внимание, память при решении поставленной задачи.

Тема: «Покорители космоса».       Цель: Систематизировать знания детей о первых космонавтах.                      

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.

Приглашение к участию.

Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.

Активное участие в подборе книг, иллюстраций,

энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе.

Планетарий

Просмотр электронных презентаций:

«Планеты Солнечной системы».

«Животные в космосе».

«Освоение космоса»

Просмотр фильмов:

«Юрий Гагарин».

«Первый полёт».

Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы.

Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:

  • «Тайна красной планеты».
  • «Загадочная планета».
  • «Незнайка на Луне».

Читальный зал

Чтение произведений о космосе:

  • Рассказ «Счастливого пути, космонавты»
  • Е.П.Левитан «Твоя Вселенная» Е.П.Левитан «Звёздные сказки».
  • Л.Талимонова «Сказки о созвездиях».
  • Рассказы по картинкам «На чем люди летают в космос».
  • Н.Носов «Незнайка на Луне».

Чтение поэтических произведений:

  • Чтение стихотворений современных поэтов о Космосе, Вселенной, подвигах космонавтов.

«Копилка мудрых мыслей» - разучивание пословиц, поговорок, загадок о космосе и космонавтах.

Чтение произведений.

  • Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах».

Консультация

 «Что детям можно рассказать о космосе».

Вместе с детьми выучить новую поговорку, стихотворение, загадку.

 

Космолаборатория

Опыты

Опыт «Звезды светят постоянно»

Опыт «Ночное небо»

Опыт «Запуск ракеты»

Опыт «Солнечные часы»

Опыт «Солнечная система».

Опыт с электрической лампочкой «Солнце и Земля».

Опыт с лучом света «День и ночь». «День и ночь №2».

Опыт «Кто придумал лето?».

Опыт «Затмение солнца».

Опыт «Вода в скафандре».

Опыт «Вращение Луны».

Опыт «Голубое небо».

Опыт «Далеко - близко».

Опыт «Далеко ли до Луны?».

Опыт «Далекое свечение».

Опыт «Дневные звезды».

Опыт «Затмение и корона».

Опыт «Звездные кольца».

Экспериментирование в домашних условиях, предложить картотеку опытов.

Эксперимент

«Месяц в домашних условиях».

  • Эксперимент

«Как образуются метеоритные кратеры».

  • Моделирование созвездий из светящихся фольгированных или картонных звездочек.
  • Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина).

Творческая мастерская «Космос»

Лепка «Ракета».

Лепка «Инопланетяне».

Поделка из бросового материала «Космический шлем».

Конкурс «Юный художник» - рисунки о космосе.

Рисование «Загадочный космос».

Рисование «Дорога к звёздам»

(в технике свечка + гуашь)

Ручной труд «Летающая тарелка» (одноразовые тарелочки, пустые бутылки из-под минеральной.

воды).

Создание книги рисунков «Этот загадочный космос».

  • Конкурс совместных поделок детей и родителей «Этот удивительный космос».
  • Создание фотогалереи «Хочу всё знать о космосе».

Космическая игротека

Дидактические игры

«Звездный путь».

«Восстанови порядок в солнечной системе».

«Собери разные слова из задуманного слова «космос».

«Найди лишнее».

«Куда летят ракеты».

«Подбери созвездие».

«Разные картинки».

«Подбери одежду для космонавта».

«Что ближе, что дальше?» (Определять расстояние между

планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки.)

Конструктивные игры:

Складывание созвездий из мозаики.

Из деревянного конструктора - «Космодром».

Из лего - «Роботы».

Из пластмассового конструктора- «Космический корабль».

Конструирование планет солнечной системы из бархатной бумаги.

Игра -импровизация 

«Обитатели космоса» (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)

  Сюжетно-ролевые игры

  • «Уроки Звездочёта».
  • «Полет в космос».

   Подвижные игры

  • «Солнце – чемпион».
  • «Невесомость».
  •  «Лабиринт».
  • Поиск вместе с родителями информации на тему: «Загадочный космос».
  • Создание фотоальбома  
  • «Такие разные планеты»

Папка-передвижка для родителей «Умные задачки для детей»

Помощь в изготовлении атрибутов для игр

(элементы костюмов, бросовый материал).

 

Музыкальная гостиная

Слушание космической музыки.

  • Музыкальные произведения группы Зодиак.

Известные советские песни:

«Кто тебя выдумал, звездная страна?»

«Мы в космос улетаем на работу»

  • «Я-Земля!».
  • «Знаете, каким он парнем был!».
  • "На пыльных тропинках далёких планет...".
  • "Мы в космос улетаем на работу...".
  • "И на Марсе будут яблони цвести".
  • Александр Зацепин «Тайна третьей планеты». Ксения Ларионова «Ключ на старт».
  • С.Светикова «Свет любви» (из мультфильма "День рождения Алисы") Земляне «Трава у дома».

Совместное прослушивание

«Космические мелодии,  песни про космос»

 

Итоговое мероприятие:

Продукт: Выставка детских рисунков «Космос- наше будущее».  Макета «Солнечная система». Витраж на окне в раздевалке «Солнечная система».

Лэбпук: «Загадочный космос».

Приложения:

НОД

Тема: «Солнце- звезда».

Цель: Сформировать представление о солнце, как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле.

Тема: «Космический мир»

Цель: Систематизировать и расширять представления детей о космонавтике, познакомить с искусственными спутниками земли.

Тема: «Животные в космосе».      

Цель: Обогатить знания детей о первых покорителях космоса.

Тема: «Космос»       

Цель: Формировать представления о космосе, освоении космоса людьми.

Тема: «Будем космонавтами»      

Цель: Закрепить знания детей о планетах, нашей планете- Земля.                          

Тема: «Путешествие в космос».     

Цель: Закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе.                            Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать логику, внимание, память при решении поставленной задачи.

Дидактические игры

  • «Звездный путь».
  • «Восстанови порядок в солнечной системе».
  • «Собери разные слова из задуманного слова «космос».
  • «Найди пару».
  •  «Подбери созвездие».
  • «Разные картинки».
  • «Подбери одежду для космонавта».
  • «Что ближе, что дальше?» (Определять расстояние между планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки.)

Сборник «Художественное творчество детей»

Сказки о космосе.

Сборник стихотворений.

Загадки о космосе.

Интересное о космосе (легенды).

Глазные гимнастики: «Планеты», «Звездное небо», «Созвездия».

Консультация для родителей «Знакомим ребенка с космосом»

Конспект сюжетно-ролевой игры «Полет в космос».

Используемая в работе с детьми литература.

Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.

Дубкова С.И., “Сказки звёздного неба”, “Белый город”, М.

Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс.

Левитан Е, П. "Твоя Вселенная".

Левитан Е.П. "Звёздные сказки".

Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.

Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей”.

Порцевский К.А.“Моя первая книга о Космосе”.

«Расскажите детям о космосе». (Карточки для занятий в детском саду.)

Талимонова Л. "Сказки о созвездиях"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии "Тайны Кощея Бессмертного"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии для детей старшего дошокольного возраста....

Проект с детьми средней группы "Тайна моего имени".

Проект с детьми "Тайна моего имени"....

НОД "Тайны птичьего мира"

НОД "Тайны птичьего мира" I 1. Организационный момент. 2. Задание 1 «Дополни рассказ рисунками» 3. Логическая задачка. 4. Задание 2 «Зимующие птицы» 5. Беседа с детьми о перелетных птицах. 6. Д...

"Море и морские тайны"

ГБОУ  КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА   Д/С № 778 ПРОЕКТ НА ТЕМУ : «Море и морские  тайны»....

Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе "Тайны моря"

Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе....

«Тайна синего моря»

расширять представления детей об окружающем мире;познакомить детей с обитателями морских глубин....

Сценарий новогоднего утренника " Тайна книжного шкафа"

Чудесный сценарий на Новый год, с большим количеством разнообразных сценок и костюмов....