Конспект занятия кружка по тестопластике на тему «Подкова» для детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Бурцева Оксана Анатольевна

Использование данного материала позволяет расширить представления детей о значении оберегов, вызвать желание создавать их ,побуждать придумывать декоративную композицию: разное расположение узора в соответствии с формой изделия.Упражнять детей в самостоятельном применении различных способов и приёмов лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_lepke_iz_solenogo_testa.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:



Цель: активизировать творческую самостоятельность и активность детей.
Задачи:
1.Расширять представления детей о значении оберегов, вызвать желание создать их.
2.Упражнять детей в самостоятельном применении различных способов и приёмов лепки.
3.Продолжать учить подбирать разнообразный материал для изготовления задуманной поделки, сочетая природный материал и изобразительный.
4.Учить передавать назначение поделки, опираясь на знание особенностей культуры и быта русского народа.
5.Побуждать придумывать декоративную композицию: разное расположение узора в соответствии с формой изделия.
6.Развивать сенсомоторные качества, творчество, эстетическое восприятие, речь (активный словарь – расплющить, разгладить, подкова; пассивный словарь – оберег, клещи, объявлен).
7.Воспитывать любовь и заботливое отношение к своей семье; аккуратность при выполнении поделки.

Предшествующая работа:
1.Беседа о профессии кузнеца. Рассматривание подковы.
2.Знакомство с разными видами злаковых и зерновых культур: название, особенности прорастания, использования, значение и традиционный смысл, придаваемые в легендах и поверьях русского народа.
Материал:

Демонстрационный:
-обереги: домовёнок,
колокольчики (медный и глиняный),
подковы (металлическая, деревянная, берестяная, глиняная);

Раздаточный:
фартуки клеёнчатые,подносы,соленое тесто,стеки,дощечки,монетки (достоинством 1 копейка),
-зёрна: гречи,пшеницы,гороха
-влажные салфетки

Ход занятия.                                                                                             Воспитатель: Ребята,что, по-вашему, семья?
Дети: - Когда все живут вместе.
-Любят друг друга.
-Есть мама, папа, дети. И т.д.
Воспитатель: Ребята, а вы переживаете, когда с вашими родными людьми в семье случаются какие-то неприятности, несчастья?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы бы хотели как-то попытаться уберечь, оградить от неприятностей свою семью?
Дети: Да.
Воспитатель: А как, по-вашему, это можно сделать?
Дети: дают ответы.
Воспитатель: А вот в старину на Руси люди придумывали различные предме-ты-обереги. Их было большое множество и каждый оберег предохранял  че-ловека или его дом от разного вида неприятностей или даровал что-то этому дому.
Воспитатель демонстрирует разные виды оберегов:
-Домовой следил за хозяйством и порядком в доме, поэтому ему «дарили» ве-ник. А почему, как вы думаете, его веник украшали разными пред-метами?
Дети: -гречей и пшеном – чтобы в доме всегда было сытно;
-денежка – к достатку;
-шишка – к богатому урожаю;
-цветы – чтобы дом был красивый.
Воспитатель (продолжает демонстрацию оберегов):
- колокольчики отпугивали нечистую силу;
-а подкова приносила в дом счастье. Почему?
Ребёнок: подкову делали из металла. А металл раньше дорого стоил. Металлических вещей в домах почти не было. И если человек находил металлическую подкову, он мог из неё наделать ножей, гвоздей, топор, молоток –всё, что в хозяйстве пригодится.
Воспитатель: Счастья хотелось каждой семье, но не всем удавалось найти железную подкову. Тогда придумали делать подковы не для лошадей, а в подарок на счастье.                                                    Воспитатель: сегодня я вам предлагаю сделать такие подковы. Из какого материала вы бы хотели сделать?
Дети: дают ответы.
Воспитатель: Я вам предлагаю сделать подкову из соленого теста. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Для начала мы с вами подготовим наши ручки и сделаем  пальчиковую гимнастику:
  

Этот пальчик самый толстый                                                                             Самый толстый и большой.                                                                                                     Этот пальчик для того,                                                                                                          Чтоб указывать его.                                                                                                                               Этот пальчик самый длинный                                                                                                  И стоит он в середине.                                                                                                  Этот пальчик безымянный,                                                                                                          Он избалованный самый.                                                                                                       Этот пальчик хоть и мал                                                                                                          Очень ловок и удал.

Тесто мнем, мнем, мнем!

(Руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)                                                                                                                      Пироги мы испечем!

Воспитатель: Присаживайтесь за столы. Обратите внимание на то, что находится у вас на столах.
Возьмем кусок теста, скатаем толстый и длинный цилиндр. Согнем его дугой. Разложим на доске. Расплющим, разгладим, чтобы получилась ровная поверхность.
Чтобы поверхность получилась более гладкая и ровная, её можно проте-реть влажными пальцами. Для этого у вас на столах есть подносы с вла-жными салфетками. Подровнять края с внутренней и внешней стороны вам поможет стека. Только не забудьте в «клещах» подковы проделать стекой сквозные дырочки, чтобы в них вдеть шнурок или верёвочку,после того, как подкова высохнет.

Воспитатель: (обращает внимание детей на поднос с разными видами украшений)
-из разного вида круп на подкове можно выложить различный узор или цветы. (Обращает внимание детей на таблицу, где представлены разные виды узоров из природного материала). Те, кто затрудняется, может посмотреть в таблицу.
-чтобы подкова выглядела красивее и несла несколько значений, можно использовать сразу несколько видов украшений.
Руководство деятельностью детей.
Воспитатель: Прохор, с чего ты начнёшь свою работу?
Ребёнок: скатаю цилиндр.
Воспитатель: (худ.слово) Кто любит трудится, тому без дела не сидится.
Воспитатель: -Ребята, не забывайте, чтобы зёрнышки прочно держались, их слегка надо вдавить в глину.                                                                             Воспитатель: Подкову вешали над входной дверью «клещами» вверх (т.е. раскрытой частью к небу), чтобы добрые силы, спустившись с неба, могли войти в подкову и остаться в доме. А если подкова висит «клеща-ми» вниз, то добрые силы уйдут в землю.
Воспитатель: в конце работы не забудьте вытереть руки влажными салфетками. Их вы найдёте на своих рабочих местах.
Воспитатель предлагает детям аккуратно разместить свои работы на демонстрационном столе
Анализ детских работ
Воспитатель: посмотрите, как вы замечательно сегодня потрудились. Сколько оберегов будет в ваших семьях!
А все подковы одинаковые?
Дети: нет.
Воспитатель: А чем они отличаются друг от друга?
Дети: На некоторых есть узор, а на некоторых надпись, все по-разному использовали украшения.
Воспитатель: конечно все мы с вами хотим, чтобы наши семьи были счастливы: жили в достатке, в красивом и уютном доме, где всегда пахнет пирогами и блинами. Я думаю, что эти обереги помогут сохранить и преумножить счастье и благополучие в ваших домах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет

 Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями....

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет

        Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.     Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомлениядетей с ми...

Программа кружка «Пластилиновые картинки» по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

     Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, спо...

Тестопластика как нетрадиционный вид лепки детей дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию статью о тестопластике детей дошкольного возраста....

Конспект занятия кружка по тестопластике на тему «Подкова» для детей дошкольного возраста

Использование данного материала позволяет расширить представления детей о значении оберегов, вызвать желание создавать их ,побуждать придумывать декоративную композицию: разное расположение узора в со...

«Использование приема тестопластики, как нетрадиционного вида лепки детей дошкольного возраста.»

В последние годы среди педагогов дошкольных учреждений возрос интерес к соленому тесту, как материалу для лепки с детьми. Появилась методическая литература, были разработаны рекомендации в помощь восп...