Конспект занятия кружка по тестопластике на тему «Подкова» для детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Бурцева Оксана Анатольевна

Использование данного материала позволяет расширить представления детей о значении оберегов, вызвать желание создавать их ,побуждать придумывать декоративную композицию: разное расположение узора в соответствии с формой изделия.Упражнять детей в самостоятельном применении различных способов и приёмов лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_lepke_iz_solenogo_testa.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:



Цель: активизировать творческую самостоятельность и активность детей.
Задачи:
1.Расширять представления детей о значении оберегов, вызвать желание создать их.
2.Упражнять детей в самостоятельном применении различных способов и приёмов лепки.
3.Продолжать учить подбирать разнообразный материал для изготовления задуманной поделки, сочетая природный материал и изобразительный.
4.Учить передавать назначение поделки, опираясь на знание особенностей культуры и быта русского народа.
5.Побуждать придумывать декоративную композицию: разное расположение узора в соответствии с формой изделия.
6.Развивать сенсомоторные качества, творчество, эстетическое восприятие, речь (активный словарь – расплющить, разгладить, подкова; пассивный словарь – оберег, клещи, объявлен).
7.Воспитывать любовь и заботливое отношение к своей семье; аккуратность при выполнении поделки.

Предшествующая работа:
1.Беседа о профессии кузнеца. Рассматривание подковы.
2.Знакомство с разными видами злаковых и зерновых культур: название, особенности прорастания, использования, значение и традиционный смысл, придаваемые в легендах и поверьях русского народа.
Материал:

Демонстрационный:
-обереги: домовёнок,
колокольчики (медный и глиняный),
подковы (металлическая, деревянная, берестяная, глиняная);

Раздаточный:
фартуки клеёнчатые,подносы,соленое тесто,стеки,дощечки,монетки (достоинством 1 копейка),
-зёрна: гречи,пшеницы,гороха
-влажные салфетки

Ход занятия.                                                                                             Воспитатель: Ребята,что, по-вашему, семья?
Дети: - Когда все живут вместе.
-Любят друг друга.
-Есть мама, папа, дети. И т.д.
Воспитатель: Ребята, а вы переживаете, когда с вашими родными людьми в семье случаются какие-то неприятности, несчастья?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы бы хотели как-то попытаться уберечь, оградить от неприятностей свою семью?
Дети: Да.
Воспитатель: А как, по-вашему, это можно сделать?
Дети: дают ответы.
Воспитатель: А вот в старину на Руси люди придумывали различные предме-ты-обереги. Их было большое множество и каждый оберег предохранял  че-ловека или его дом от разного вида неприятностей или даровал что-то этому дому.
Воспитатель демонстрирует разные виды оберегов:
-Домовой следил за хозяйством и порядком в доме, поэтому ему «дарили» ве-ник. А почему, как вы думаете, его веник украшали разными пред-метами?
Дети: -гречей и пшеном – чтобы в доме всегда было сытно;
-денежка – к достатку;
-шишка – к богатому урожаю;
-цветы – чтобы дом был красивый.
Воспитатель (продолжает демонстрацию оберегов):
- колокольчики отпугивали нечистую силу;
-а подкова приносила в дом счастье. Почему?
Ребёнок: подкову делали из металла. А металл раньше дорого стоил. Металлических вещей в домах почти не было. И если человек находил металлическую подкову, он мог из неё наделать ножей, гвоздей, топор, молоток –всё, что в хозяйстве пригодится.
Воспитатель: Счастья хотелось каждой семье, но не всем удавалось найти железную подкову. Тогда придумали делать подковы не для лошадей, а в подарок на счастье.                                                    Воспитатель: сегодня я вам предлагаю сделать такие подковы. Из какого материала вы бы хотели сделать?
Дети: дают ответы.
Воспитатель: Я вам предлагаю сделать подкову из соленого теста. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Для начала мы с вами подготовим наши ручки и сделаем  пальчиковую гимнастику:
  

Этот пальчик самый толстый                                                                             Самый толстый и большой.                                                                                                     Этот пальчик для того,                                                                                                          Чтоб указывать его.                                                                                                                               Этот пальчик самый длинный                                                                                                  И стоит он в середине.                                                                                                  Этот пальчик безымянный,                                                                                                          Он избалованный самый.                                                                                                       Этот пальчик хоть и мал                                                                                                          Очень ловок и удал.

Тесто мнем, мнем, мнем!

(Руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)                                                                                                                      Пироги мы испечем!

Воспитатель: Присаживайтесь за столы. Обратите внимание на то, что находится у вас на столах.
Возьмем кусок теста, скатаем толстый и длинный цилиндр. Согнем его дугой. Разложим на доске. Расплющим, разгладим, чтобы получилась ровная поверхность.
Чтобы поверхность получилась более гладкая и ровная, её можно проте-реть влажными пальцами. Для этого у вас на столах есть подносы с вла-жными салфетками. Подровнять края с внутренней и внешней стороны вам поможет стека. Только не забудьте в «клещах» подковы проделать стекой сквозные дырочки, чтобы в них вдеть шнурок или верёвочку,после того, как подкова высохнет.

Воспитатель: (обращает внимание детей на поднос с разными видами украшений)
-из разного вида круп на подкове можно выложить различный узор или цветы. (Обращает внимание детей на таблицу, где представлены разные виды узоров из природного материала). Те, кто затрудняется, может посмотреть в таблицу.
-чтобы подкова выглядела красивее и несла несколько значений, можно использовать сразу несколько видов украшений.
Руководство деятельностью детей.
Воспитатель: Прохор, с чего ты начнёшь свою работу?
Ребёнок: скатаю цилиндр.
Воспитатель: (худ.слово) Кто любит трудится, тому без дела не сидится.
Воспитатель: -Ребята, не забывайте, чтобы зёрнышки прочно держались, их слегка надо вдавить в глину.                                                                             Воспитатель: Подкову вешали над входной дверью «клещами» вверх (т.е. раскрытой частью к небу), чтобы добрые силы, спустившись с неба, могли войти в подкову и остаться в доме. А если подкова висит «клеща-ми» вниз, то добрые силы уйдут в землю.
Воспитатель: в конце работы не забудьте вытереть руки влажными салфетками. Их вы найдёте на своих рабочих местах.
Воспитатель предлагает детям аккуратно разместить свои работы на демонстрационном столе
Анализ детских работ
Воспитатель: посмотрите, как вы замечательно сегодня потрудились. Сколько оберегов будет в ваших семьях!
А все подковы одинаковые?
Дети: нет.
Воспитатель: А чем они отличаются друг от друга?
Дети: На некоторых есть узор, а на некоторых надпись, все по-разному использовали украшения.
Воспитатель: конечно все мы с вами хотим, чтобы наши семьи были счастливы: жили в достатке, в красивом и уютном доме, где всегда пахнет пирогами и блинами. Я думаю, что эти обереги помогут сохранить и преумножить счастье и благополучие в ваших домах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет

 Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями....

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет

        Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.     Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомлениядетей с ми...

Тестопластика как нетрадиционный вид лепки детей дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию статью о тестопластике детей дошкольного возраста....

Конспект занятия кружка по тестопластике на тему «Подкова» для детей дошкольного возраста

Использование данного материала позволяет расширить представления детей о значении оберегов, вызвать желание создавать их ,побуждать придумывать декоративную композицию: разное расположение узора в со...

«Использование приема тестопластики, как нетрадиционного вида лепки детей дошкольного возраста.»

В последние годы среди педагогов дошкольных учреждений возрос интерес к соленому тесту, как материалу для лепки с детьми. Появилась методическая литература, были разработаны рекомендации в помощь восп...

Тестопластика как нетрадиционный вид лепки детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается нетрадиционный вид лепки – лепка из солёного теста, развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, развитие сенсорной чувствительности (восприятие ф...