Главные вкладки

    Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет
    рабочая программа (средняя группа) на тему

    Корсунова Людмила Викторовна

       Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_sayt.docx28.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Соловушка» г. Зернограда

    Р А Б О Ч А Я  П Р О Г Р А М М А

    кружка  «Юный исследователь»

    (опытно-экспериментаторская деятельность)

    для детей дошкольного возраста

    от 4  до 5 лет

     

    Срок реализации программы 

    2016 - 2017  г.

                                                    Руководитель кружка

                                                                    воспитатель группы «Звездочки»

                                                                     Корсунова Людмила  Викторовна

     2016 г.

    Пояснительная записка

       Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
         В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого  является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.
          Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

        В данной программе участвовали дети средней группы 4 -5 лет.  Программа рассчитана на 1 год.

    Кружок проводится 1 раз в две недели, по 20 минут.

     

    ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

    Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;

    Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;

    Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;

    Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;

    Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

    Красители:  гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

    Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

    ЦЕЛЬ:
    Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.

    ЗАДАЧИ:

    Создать условия для экспериментальной деятельности.

    Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.

    Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).

    Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Месяц

    1 неделя

    2 неделя

    Октябрь

        «Запасливые стебли»

     «Куда тянутся корни?»

    Ноябрь

    «Вертушка»

    «Реактивный шарик»

    Декабрь

    «Замерзание жидкостей»

    «Поможем воде стать чистой»

    Январь

    «Волшебная бумага»

     Занятие № 1

    «Волшебная бумага»

    Занятие№2

    Февраль

    «Приключения Буратино»

    «Испытание магнита»

    Март

    «Мир ткани»

    «Парашют – зонтик»

    Апрель

    «Наша группа»

    «Дом на курьих ножках»

    Май

    «Дом, в котором я живу»

    « Мы пишем книгу»

    ОКТЯБРЬ

    1. «Запасливые стебли»

    Цели:

    - доказать, что стебли некоторых растений могут накапливать влагу;

    - воспитывать аккуратность при работе с водой;

    - стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

    Материал:

    - губки; бруски деревянные, не окрашенные; лупа; невысокие ёмкости с водой; глубокая ёмкость.

    Предварительная работа:

    - поливка комнатных растений, рыхление почвы; рассматривание строения растения в книгах.

     

    2. «Куда тянутся корни?»

    Цели:

    - установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды;

    - подвести детей к выводу, что корни тянутся за водой;

    - развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

    - воспитывать бережное отношение к природе.

    Материал:

    -  два растения в горшках с поддонами;  вода,  отстоявшаяся для полива; модель зависимости растений от факторов внешней среды.

    Предварительная работа:

       -рассматривание корневой системы растений.

    НОЯБРЬ

    1. «Вертушка»

    Цели:

    - выявить, что воздух обладает упругостью;

    - понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

    - развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность;

    - развивать умение делать изделие по алгоритму.

    Материал:

    - вертушка; бумага, ножницы, палочки, гвоздики.

    Предварительная работа:

    - наблюдение за ветром во время прогулки; выполнение логопедического упражнения «Забей в ворота мяч»; надувание воздушных шаров.

    2. «Реактивный шарик»

    Цели:

    - выявить, что воздух обладает упругостью;

    - понять, как может использоваться сила воздуха (движение);

    - развивать чувство взаимовыручки;

    - стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

    Материал:

    - воздушные шары; вата; шарики, сделанные из бумаги, тазик с водой, бумажные кораблики.

    ДЕКАБРЬ

    1.«Замерзание жидкостей»

    Цели:

    - познакомить с разными жидкостями;

    - выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей;

    - развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений.

    Материал:

    - емкости с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молоком, соком, растительным маслом; схема, алгоритм деятельности.

    2. «Поможем воде стать чистой»

    Цели:

    - развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу;

    - развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;

    - создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды;

    - развивать умение схематично изображать проделанные действия;

    - закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.

    Материал:

    - грязная вода в тазике;  емкость для воды;  воронки, ткань, бумажные салфетки, марля, вата, тряпочки, клеенки.

     Предварительная работа: 

    -  чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», свободное экспериментирование.

    ЯНВАРЬ

    1. «Волшебная бумага» (1 часть)

    Цели:

    - способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги -  точное копирование рисунка;

    - развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости;

    - развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата;

    - стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

    - воспитывать чувство взаимопомощи.

    Материал:

    -  листы белой и копировальной бумаги для каждого ребенка, карандаши.

    2. «Волшебная бумага» (2 часть)

    Цели:

    - способствовать расширению знании детей о свойствах копировальной бумаги – возможность получения нескольких копий рисунка;

    - развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

    - подвести детей к пониманию зависимости количества копий от силы нажима на карандаш.

    Материал:

    - листы белой бумаги, копировальной, карандаши для каждого ребёнка.

    Предварительная работа:

    - свободное экспериментирование с копировальной бумагой.

    ФЕВРАЛЬ

    1.«Приключения Буратино»

    Цели:

    - актуализировать знания детей о свойствах дерева (не тонуть в воде);

    - развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент;

    - прививать интерес к сказкам;

    - стимулировать желание помочь герою сказки;

    - воспитывать аккуратность.

    Материал:

    -  деревянные кубики, тазики, вода, дидактическая игрушка «Почемучка»

    Предварительная работа:

    - чтение сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», свободная экспериментальная деятельность детей.

    2. Тема : «Испытание магнита»

    Цели:

    - развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

    - помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;

    - способствовать воспитанию самостоятельность, развитию коммуникативных навыков.

    Материалы:

    -  магниты, большая коробка с магнетическими (кнопки, скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора) и немагнетическими (бумага, картон, резиновые игрушки, мозаика, деревянные палочки) предметами.

    Предварительная работа:

    -  игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитами в уголке экспериментирования.

    МАРТ

    1. «Мир ткани»

    Цели:

    - называть ткани: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж;

    - развивать умение сравнивать ткани по их свойствам;

    - понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей;

    - развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений.

    Материал:

    - образцы тканей: ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа; ёмкость с водой; ножницы.

    2. «Парашют – зонтик»

    Цели:

    - совершенствовать умение работать с бумагой;

    - развивать умение доводить начатую работу до конца;

    - использовать знания, приобретённые в ходе поисковой деятельности.

    Материал:

    - бумага, клей, 8 узких тесёмок, палочка на каждого ребенка, булавки.

    АПРЕЛЬ

    1. «Наша группа»

    Цели:

    - развивать желание участвовать в коллективном преобразовании группы;

    - проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет;

    - объяснить детям, что от отношения к работе зависит её результат;

    - развитие фантазии, творчества, чувства коллективизма.

    Материал:  

    - коробки разных размеров; бумага, ножницы, схемы изготовления мебели; карандаши, краски, кисточки, клей.

    2. «Дом на курьих ножках»

    Цели:

    - учиться творчески подходить к решению поставленной задачи;

    - совершенствовать умение работать с различными материалами;

    - использовать знания, приобретенные в ходе поисковой  деятельности.

    Материал:

    -картонные коробочки, бумага, клей, картон, кисточки, краски, веточки деревьев, соломка.

    Предварительная работа:

    -просмотр сказки А. Роу «Морозко», рассмотрение иллюстраций к русским народным сказкам.

    МАЙ

    1. «Дом, в котором я живу»

    Цели:

    - совершенствовать умение работать с разнообразными материалами, творчески подходить к решению поставленной задачи;

    - развитие фантазии, творчества;

    - развивать умение придавать работе законченный вид.

    Материал:

    - картонные коробочки, бумага, клей, картон, кисточки, краски, веточки деревьев, соломка.

    2. « Мы пишем книгу»

    Цели:

    - совершенствовать графические умения;

    - участвовать в коллективном создании книги;

    - понять, что от отношения к работе, зависит её результат;

    - развитие фантазии, творчества, умения работать в коллективе.

    Материал:

    - листы альбомной бумаги, карандаши, ручки, нитки для сшивания книги.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1.     О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

    2.     А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

    3.     Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»

    4.     Л. Н. Менщикова Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.

    5.     В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»

    6.     Н. В. Нищева Опыты, эксперименты, игры.

    7.     Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.

    8.     Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

    9.     Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»

    Приложение

    Работа с родителями

    Месяц

    Тема

    Форма работы

     

    Октябрь

    1

    Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка

    Консультация

    Ноябрь

    2

    Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

    Памятка

     

    Декабрь

    3

    Родители гиды на пути к познанию

    Консультация

    Февраль

    4

    Несколько золотых правил для родителей

    Памятка

    Март

    5

    Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования

    Консультация

    Апрель

    6

    Литература в помощь

    Выставка литературы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...

    Перспективный план кружка «Юный эколог» по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы.

    Перспективный план кружка «Юный эколог»  по опытно-экспериментальной деятельности с объектами не живой природы для детей старшей группы. МесяцЭксперименты, наблюдения, опытыЗадачиМатериалСен...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности «Художественно – эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2017 – 2018 учебный год

    Цель программы:проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей ...

    Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет

            Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.     Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомлениядетей с ми...

    Проектная деятельность : «Развитие театральной деятельности у детей дошкольного возраста, как средство эстетического воспитания в ДОУ»

    Проект: «Развитие театральной деятельности у детей дошкольного возраста,как средство эстетического воспитания в ДОУ»Описание. Данный материал могут использовать педагоги дошкольных образов...

    Программа кружка «Юный пешеход» по ПДД для среднего и старшего дошкольного возраста

    Пояснительная записка:Программа кружка «Юный пешеход» для среднего и старшего дошкольного возраста разработана в рамках:ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожног...

    Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

    Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...