Программа кружка «Юный пешеход» по ПДД для среднего и старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Пояснительная записка:

Программа кружка «Юный пешеход» для среднего и старшего дошкольного возраста разработана в рамках:

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожного движения (с изменениями на 7 мая 2013 года № 92 – ФЗ г.Москва) (редакция, действующая с 5 ноября 2013 года)
  • Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864.

Направленность программы познавательное развитие: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.

Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Программа кружковой деятельности «Юный пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа « Юный пешеход» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Цель программы: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах поселка, во дворе и городском транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:

  • воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
  • воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
  • развивать мотивацию к безопасному поведению;
  • развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
  • развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
  • научить основным правилам дорожного движения;
  • обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
  • обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
  • формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);

Принципы реализации программы: (по Е.А. Козловской, С.А. Козловскому):

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».

Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.

Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности.

С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности.

Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно.

Реализация данной программы рассчитана на 3 года обучения с детьми средней, старшей и подготовительной к школе группы и позволит получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Кружковая деятельность состоит из различных видов деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые, с правилам, дидактические и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Кружок проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Основные направления деятельности:

Создание условий; работа с детьми; работа с родителями.

Ресурсное обеспечение кружковой работы:

1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении (настольный)

2. Центр “Светофорик” в здании ДОУ.

3. Наглядный материал:

- транспорт различного функционального назначения;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по ПДД;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;

- дорожные знаки.

4. Методический инструментарий.

5. Библиотечка “Школы светофорных наук”.

Этапы реализации системы работы:

1 этап –средняя группа(4-5)лет

 2 этап старшая группа (дети 5-6 лет);

3 этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

 

Работа с детьми

При построении кружковой деятельности по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

  • ребенок – пешеход;
  • ребенок – пассажир городского транспорта;
  • ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)

Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний детьми:

  • в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по ПДД, макет дорога в детский сад);
  • наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
  • словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); видеометод – ИКТ (просмотр, обучение).
  • в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
    личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.

Организация образовательного процесса:

Подгрупповая (до 12 человек) с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.

Кружковая деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

15-20минут-средняя группа(4-5)лет

20 – 25 минут - старшая группа (5 -6 лет),

25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).

Режим кружковой деятельности

- Общее количество часов в год – 36 часов  в средней группе,  36 часов в старшей группе, 36 часов в подготовительной группе.

- Количество часов в неделю – 1 час.

- Периодичность занятий –1 раз в неделю по 20 минут в средней группе,1 раз в неделю по 25 минут в старшей группе, 1 раз в неделю по 30 минут в подготовительной группе.

Тематический план работы в средней группе (4-5лет)

Показатели развития.

Знает:  Правила безопасности поведения на улице, дороге, в транспорте в различных погодных условиях.

Виды автотранспорта. 

Где едут машины, останавливается автобус.

Где можно играть, почему нельзя играть на проезжей части.  Что такое светофор, для чего он нужен, на какой сигнал светофора можно переходить улицу. 

Умеет ориентироваться в ближайшем окружении детского сада.

 Понимает, что без взрослых переходить улицу нельзя.

п/п

Раздел

всего часов

В том числе

теория

практика

1

Знакомимся с улицей

8

4

4

2

Участники дорожного движения

8

6

2

3

Правила поведения пассажиров и водителей

5

4

1

4

ГИБДД и инспектор ДПС

5

4

1

5

Дорожные знаки

4

4

1

    

6

Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» закрепление пройденного материала)

6

2

3

 

ИТОГО:

36

24

12

 

 

Целями кружковой работы являются:

- обучение детей безопасному поведению на дорогах города, через чтение познавательных статей, художественной литературы и изобразительное творчество;

- развивать у детей умение логически мыслить, развивать грамотную монологическую речь;

-воспитание личностных качеств - осторожности, наблюдательности, дисциплинированности, которые помогут детям адаптироваться к дорожной среде.

Содержание программы средней группы(4-5лет)

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

 

 

Раздел 1 «Знакомимся с улицей»(8ч)

Цель: расширять представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; учить видеть источник опасности для жизни и здоровья.

Раздел 2 Участники дорожного движения»(8ч)

Цель :Знакомить детей с правилами перехода через дорогу: переходить на зеленый свет светофора, смотреть по сторонам, переходить по зебре. Уяснить правило: если не соблюдать эти правила, то можно попасть под машину.

 Познакомить детей с правилами поведения на ремонтируемых участках дороги; дать понятие "автомагистрали", ее особенности.

 Уточнить понимание детьми понятия "перекресток". Познакомить с правилами перехода дороги на перекрестке. Закреплять правила поведения во дворе, улице, на дороге; развивать умение избегать травмоопасных ситуаций.

Раздел 3 «Правила поведения пассажиров и водителей»(5ч)

Цель: Уточнить понимание детьми понятия остановка. Познакомить детей с правилами ожидания, посадки в общественный транспорт и выхода из него.

Познакомить детей с правилами посадки в транспортное средство, находящееся на проезжей части и безопасного выхода из него.

 

 Раздел4  "ГИБДД и инспектор ДПС"(5ч)

Цель: Познакомить детей с Государственной Инспекцией Безопасности Дорожного движения,ее сотрудником-инспектором дорожно-патрульной службы, его ролью не дороге.

Закреплять знания правил поведения на улице, о труде сотрудников ГИБДД, развивать умение быстро реагировать на неожиданную новую ситуацию.

 

 Раздел 5 «Виды транспорта»(6ч)

Цель Уточнить представления детей о наземном транспорте. Познакомить детей с правилами поведения на дороге при встречи с машинами со спецсигналами (пожарная, полицейская, скорая помощь), знать номера телефонов экстренных служб.

Раздел 6 «Дорожные знаки»(4ч)

Цель: познакомить детей с разновидностями дорожных знаков: предупреждающие знаки, знаки приоритета. запрещающие знаки, предписывающие, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации, опознавательные знаки транспортных средств. Их роль на дороге. Познакомить со знаками сервиса, их символикой,значением.

Развлечение "Путешествие в страну дорожных знаков".

Цель: закрепление знаний о правилах дорожного движения, дорожных знаках; формировать навык безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Тематический план работы кружка

Старшая группа (дети 5 – 6 лет)

Задачи:

Учить детей, свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все

общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств города.

Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.

Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.

Показатели развития:

Дети знают, что перед переходом проезжей части надо остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.

Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.

Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

п/п

 

 

Раздел

всего часов

В том числе

теория

 

практика

1

 

Участники дорожного движения

8

4

 

4

2

 

Виды пешеходных переходов

4

2

 

2

3

 

Светофор и его сигналы

4

3

 

1

4

 

Дорожные знаки

5

3

 

1

5

 

Виды транспорта

4

4

 

1

6

 

Мы пассажиры

3

1

 

2

7

 

На загородной дороге

2

1

 

1

8

 

Безопасные места для детских игр

 

 

 

 

 

 

2

1

 

1

9

 

Праздник:«Мы знаем правила дорожного движения».

1

  

1

10

 

Экскурсия к пешеходному переходу

1

  

1

11

 

(закрепление пройденного материала)

2

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

36

20

 

16

                                                                                   

 

Тематический план работы кружка

Подготовительная к школе группа (дети 6 – 7 лет)

Задачи:

Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.

Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).

Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.

Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.

Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.

Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.

Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

Показатели развития:

Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.

Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.

Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.

Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).Знают основные знаки и термины дорожного движения.

 

 

 

п/п

Раздел

всего часов

 

В том числе

 

теория

практика

1

Движение пешеходов и их обязанности

8

4

4

2

 

 

8

 

 

Дорога. Правила перехода дороги.

13

5

3

Маршрут «Дом – Детский сад»

Дорожные знаки

7

3

4

4

Маршрутные транспортные средства.

5

3

2

5

Безопасность пассажиров.

1

 

1

6

 

 

 

 

 

Праздник «Правила дорожные знать каждому положено».     

1

1

7

Экскурсия «Осторожно перекрёсток!».                

1

 

1

 

ИТОГО:

36

18

18

 

Разработка и использование маршрута «Дом – Детский сад»

Маршрут «Дом — детский сад» — это документ, в котором излагаются схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в детский сад и обратно. Маршрут разрабатывается с помощью родителей и предлагается детям. Для этого организуется консультация для родителей с целью объяснения методики разработки маршрута и обучения детей. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в группе, где ребенок, для которого он составлен, должен уметь его объяснить.

Содержание программы

Старшая группа

36 часа (1 час в неделю)

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Раздел 1: Участники дорожного движения (8 ч)

Задачи: вырабатывать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасности движения; формировать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; расширить знания о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закрепить названия основных частей улицы, их названия, назвать основные части, на которые делится улица. Учить детей, свободно ориентироваться в своём комплексе; научить находить основные общественно – бытовые здания в ближайшем окружении. Учить адекватно, реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать своё поведение в разных ситуациях.

Раздел 2: Виды пешеходных переходов (4 ч)

Задачи: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги. Общее ознакомление детей с дорожными знаками (предупреждающие, предписывающие знаки).
Раздел 3: Светофор и его сигналы (4 ч)

Задачи: дать понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление, воспитывать внимательного пешехода; закрепить виды светофоров, место установки каждого вида (трёхцветный, двухцветный, с поворотом) светофора и назначение. Учить детей не только знать скрытую опасность, но и предвидеть её и уметь её использовать.
Раздел 4: Дорожные знаки (5 ч)

Задачи: дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке. Общее ознакомление детей с дорожными знаками: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Раздел 5: Виды транспорта (4 ч)

Задачи: расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду; Знакомить детей со специальным транспортом, его особенностями строения, оборудования; дать представление о том, что специальный транспорт может проезжать на красный сигнал светофора.

Раздел 6: Мы пассажиры (3 ч)

Цель: познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте; познакомить с работой кондуктора и водителя трамвая;

Дать понятие – «пассажиры», закрепить знания о правилах поведения пассажиров в общественном транспорте; закрепить умение общаться и обращаться друг к другу вежливо;

Раздел 7: На загородной дороге (2 ч)

Задачи: закреплять знания правил дорожного движения на загородной трассе: идти по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту, переходить дорогу в любом месте, но только убедившись, что дорога свободна.

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице.

Раздел 8: Безопасные места для детских игр (2 ч)

Задачи: дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности; обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность.

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.

Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения». (1 ч)

Задачи: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.

Экскурсия к пешеходному переходу (закрепление пройденного материала) (1 ч)

Задачи: познакомить детей с понятием «перекрёсток». Формировать понятия «можно» - «нельзя» применительно ко всем моментам, относящимся к безопасному хождению по улицам дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.

Практическое ознакомление с ПДД пешеходов на улицах и дорогах, на перекрестках.

Наблюдение за средствами регулирования движения на перекрестках, за движением транспортных средств на перекрестках, за движением пешеходов на перекрестках. Выявление нарушителей правил перехода.

Практические занятия: переход улиц на регулируемых и нерегулируемых перекрестках. Разбор ошибок. Подведение итогов.

Содержание программы

Подготовительная к школе группа

36 часов (1 час в неделю)

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Раздел 1: Движение пешеходов и их обязанности (8 ч)

Задачи: учить детей правильно вести себя на улице. Уточнить представления детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке. Учить ориентироваться на расположенных по близости улицах, в названиях общественно – бытовые здания в ближайшем окружении. Учить работать с макетами.

Раздел 2: Дорога. Правила перехода дороги. Маршрут «Дом – Детский сад»(13 ч)

Задачи: Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закрепить представления детей о светофоре, различных дорожных знаках; закрепить сигнала регулировщика, их соответствие сигналам светофора.

Напомнить детям правила перехода улицы. Воспитывать внимание, навыки ориентирования в пространстве; закрепить понятия « пешеход», «тротуар», «пешеходная дорожка».

Учить детей определять и предвидеть опасность дорожной ситуации и возможность её избежания; расширить знания об улице, дороге, перекрёстке; закрепить виды перекрёстков, правила их перехода. Разъяснить детям правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды (дождь, туман, гололёд, морозная погода, оттепель). Учить оценивать окружающую дорожную обстановку через зрение, органы слуха. Воспитывать культуру движения пешеходов.

Повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно; научить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно; научить родителей, принимающих участие в составлении маршрута, ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению возможных опасностей.

Развивать умения читать карту-схему и двигаться согласно ей. Закрепить умение переходить дорогу согласно дорожным знакам. Воспитывать дисциплинированность на дороге.

Раздел 3: Дорожные знаки (7 ч.)

Задачи: продолжать знакомить с дорожными знаками: с новым знаком «Внимание! Дети»; повторение дорожных знаков, изученных в старшей группе; закрепить знания детей о видах и назначении дорожных знаков.

Познакомить с дорожными знаками «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога». Учить воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями, различать дорожные знаки для водителей, велосипедистов и пешеходов.

Познакомить с запрещающими знаками, учить отличать их от других знаков. Развивать воображение, умение применять знания на практике.

Воспитывать культуру поведения, эстетических взглядов, наблюдательность, уважительное отношение к правилам дорожного движения.

Познакомить с предупреждающими знаками: опасный поворот, скользкая дорога, неровная дорога, крутой спуск и крутой подъем.

Раздел 4: Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров (5 ч.)

Задачи: учить детей, создавать мысленные конструкции специализированных машин; уточнить значение звукового сигнала (сирены); развивать умение решать проблемные задачи в совместной деятельности, с взрослыми используя различные дорожные ситуации, развивать интеллектуальные способности через умение решать проблемные ситуации воспитывать у детей уверенность умение смело высказывать свои мысли.

Закреплять правила движения пешеходов и транспорта; воспитывать уважение к пешеходам и водителям; продолжать приучать правилам вежливого обращения друг к другу.

Выяснить готовность ребёнка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице; проверить способность отвечать на вопросы быстро и правильно; закрепить правила поведения в транспорте и обязанности пассажиров, знание мест ожидания пассажирского транспорта. Учить детей давать оценку действий пассажира в опасных дорожных ситуациях.

Праздник: «Правила дорожные знать каждому положено». (1ч.)

Задачи: воспитывать вежливое отношение друг к другу; закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Закрепить представления детей о светофоре; закрепить умение различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные) предназначенные для водителей и пешеходов.

Экскурсия к перекрёстку: «Осторожно перекрёсток!» «Целевая прогулка  на ул. Ломоносова» (2ч.)

Задачи: закрепляются навыки правильного поведения на улице – ходить только по тротуарам, пешеходным дорожкам; действовать по сигналам светофора; закрепить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.

Ожидаемые результаты кружковой деятельности:

1. Развитие компетентного подхода: совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения ПДД, а также ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

2. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

3.Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

4. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

5. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

К концу средней группы

Дети:

  • Знают  устройство улицы – проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, однои двустороннее движение, разделительная линия.
  •  знают светофор – его действия, пешеходный светофор, действия пешеходов при различных сигналах светофора. Правила перехода улицы – по сигналам светофора, посмотреть налево направо, в специально отведённых местах – пешеходных переходах, виды пешеходных переходов – зебра, наземный, подземный.
  •  знают виды транспорта – пассажирский, грузовой, машины специального назначения – пожарная, скорая помощь, милиция; особенности движения – автобус, грузовые и легковые автомобили заправляются бензином; трамвай, троллейбус – от электричества, едут по определённому маршруту (рельсам, проводам).

К концу старшей группы

Дети:

  • Знают все сигналы светофора и рассказывают об их значении: красный, желтый — «стой», зеленый — «убедись в безопасности и иди»;
  • знают дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;
  • имеют представление об основных правилах дорожного движения, где можно переходить проезжую часть;
  • узнают разные виды транспорта, умеют классифицировать их: водный, воздушный, наземный, умеют объяснить их на -
    значение;
  • называют правила поведения в транспорте, на проезжей
    части, на улице.

К концу подготовительной к школе группе

Приобретенные ранее знания, умения и навыки по правилам дорожного движения необходимо пополнить, закрепить и расширить, добавив новые понятия.

Дети:

- умеют решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;

- узнают разные виды транспорта, умеют классифицировать: пассажирский, строительный, военный;

- имеют представление о работе регулировщика и его функциях;

- умеют классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.

Заключение:

Программа по изучению ПДД - эффективное средство снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма. При хорошо поставленной организованной работе достижение этой цели станет делом времени. Реальное выполнение данной программы должно быть основано на действующих ПДД.

Каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Только тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

Используемая литература и интернет ресурсы:

  1. http://detsad-38.narod.ru/pic/foto006.jpg -улица пдд
  2. http://detsad-38.narod.ru/pic/pdd.gif -эмблема
  3. http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-07/1247412084_b5262fa2a024.jpg -красный свет
  4. http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-07/1247412086_2de331caa741.jpg - картинки по пдд
  5. http://zdd.1september.ru/2010/02/10_8.jpg -фото пдд
  6. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: Детство – Пресс, 2007.
  7. Видеоматериал «Урок дорожной безопасности».
  8. Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора» - Мозаика--Синтез. Москва 2010.
  9. Интерактивный дорожный коврик «Букварь маленького пешехода»
  10.  Планшет по правилам дорожного движения.
  11. Пособия по правилам безопасности « Путешествие на зеленый свет» Школа семи гномов. г.Москва.
  12. Рабочая тетрадь «Безопасность» «Детство-Пресс» г.Санкт-Петербург.1997.
  13. Познавательное пособие для детей «Помощник юного велосипедиста» ООО «ГринАртВидео»2006.
  14.  Т.А. Шорыгина « Осторожные сказки. Безопасность для малышей» Москва. Прометей.Книголюб.2003.
  15. Т.А. Шорыгина « Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»ТЦ Сфера. 2008.
  16. Методические рекомендации по обучению правилам дорожного движения.Тамбов.1982.
  17. Рублях В.Э. Правила дорожного движения. Издательство «Просвещение» 1983г.
  18. Г.Д.Беляевскова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. Издательство «Учитель».2011.
  19. Методическое пособие «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Москва.2007.
  20. Э.Я.Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорохного движения».Москва.Просвещение.1979.
  21. Н.А.Извекова « Правила дорожного движения». Москва.Просвещение.1981.
  22. Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е.А., Малюшкина А.Б.– М.: ТЦ Сфера, 2009.
  23. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 200

Рекомендуемая литература для родителей и детей:

  1. «Добрая Дорога Детства» (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP – газета». М., 2000 – 2012года;
  2. «Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода)». Сборник методических рекомендаций для работников детских учреждений и родителей. Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 2000;
  3. «Скоро в школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста », Составитель Д. Майдельман. – Ростов н/Д: Донпечать, Лицей, 1994.
  4. Амос Д. «Катя потерялась», – Петрушка, 1997.
  5. Бедарев О. «Если бы …»;
  6. Берестов В. «Про машины»;
  7. Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
  8. Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
  9. Дорохов А, «Пассажир»; 
  10. Емельянова О. «Правила дорожного движения для детей» (детские стихи про правила безопасности на дороге);
  11. Лешкевич И. «Гололёд»;
  12. Михалков С. «Бездельник светофор». М., 1987.
  13. Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
  14. Носов Н. «Автомобиль».
  15. Носов Н. «Автомобиль»;
  16. Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
  17. Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», «Это улица моя»;
  18. Прокофьева С., Сапгир Г. « Мой приятель светофор». М., «Пусть ребенок растет здоровым». 1980.
  19. Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
  20. Тумаринсон Г. « Новые дорожные приключения Буратино». – Л, 1989.
  21. Усачёв А. «Домик у перехода»;
  22. Шалаева Г.П. , «Новые правила поведения для воспитанных детей». – М.: Эксмо, 2004.
  23. Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки». – М.: Прометей, 2003.
  24. Элькин Г.Н. «правила безопасного поведения на дороге». Полезные советы для пешеходов. Основные дорожные знаки. Поведение в общественном транспорте.- С.-Пт.:Литера. 2008;
  25. Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon konspekt_po_pdd_.pdf345.34 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления

Развитие логического мышления в детском саду - это часть общей подготовки детей к школе. Характерной чертой этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным и речевым разви...

ПРОЕКТ «Быть хорошим пешеходом разрешается» для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Тип: творческо-информационныйВид: познавательно-игровойПродолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2012 г. - май 2015г.)Участники проекта: педагоги, дети, родители (законные представители), сотр...

Оздоровительно-развивающая программа кружка по музыкально- ритмической гимнастике «Танц-класс» для старшего дошкольного возраста.

Оздоровительно-развивающая программа кружкапо музыкально- ритмической гимнастике«Танц-класс»для старшего дошкольного возраста.  Программа направлена на творческое музыкально-ритмическое...

Программа кружка по физической культуре «Будь здоров!» (для детей старшего дошкольного возраста)

Методика занятий с использованием тренажеров разного типа со старшими дошкольниками.Занятие тренировочного типа с тренажерами позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению ...

Программа кружка дополнительного образования по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Сказочная страна красок»

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искус...