Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет
рабочая программа (старшая группа) на тему

Корсунова Людмила Викторовна

          Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

     Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления

детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе

разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о

явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно

сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой

природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности

инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит

отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности,

направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные

формы мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_issledovatel.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Соловушка» г. Зернограда

Р А Б О Ч А Я  П Р О Г Р А М М А

кружка  «Юный исследователь»

(опытно-экспериментаторская деятельность)

для детей дошкольного возраста

от 5  до 6 лет

 

Срок реализации программы 

2017 - 2018  г.

                                                Руководитель кружка

                                                                воспитатель группы «Звездочки»

                                                                 Корсунова Людмила  Викторовна

 2017 г.

          Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

     Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления

детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе

разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о

явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно

сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой

природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности

инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит

отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности,

направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные

формы мышления.

Актуальность программы заключается в том, что детское

экспериментирование как форма деятельности используется в практике

недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития

важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность,

самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а

участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность

проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом

изобретательность и оригинальность.

Цель: способствовать формированию и развитию познавательных

интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство

с элементарными знаниями из различных областей наук.

- Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при

проведении игр – экспериментов.

- Развивать у детей умственные способности.

- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы,

делать выводы.

- Способствовать социально – личностному развитию каждого ребенка:

развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность,

самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

 

Условия реализации:

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса

детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,

наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в

предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в

создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием

и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

Оборудование детской лаборатории:

- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и

неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья,

спил и листья деревьев, мох, семена;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,

пробки;

- разные виды бумаги, ткани;

- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр

мерные ложки;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и

прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного

возраста с учетом возрастных особенностей детей.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование

уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 2 раза в месяц;

продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с

элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Ожидаемые результаты:

- Проявление интереса к исследовательской деятельности;

- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение

итогов;

- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

- Развитие коммуникативных навыков.

Перспективный план работы кружка

 Сентябрь

1. Песок и глина – наши помощники

Задачи:

- дать представление о свойствах песка и глины;

- формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою

правоту; понятие о том, что песок и глина

полезные ископаемые.

- воспитывать любознательность;

- активизация словаря: сыпучий, твердая.

2.Удивительные свойства воды

Задачи:

- познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы;

прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;

- стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

- воспитывать бережное отношение к воде.

Октябрь

1.Удивительные свойства воздуха

Задачи:

- познакомить  детей со свойствами воздуха  (не имеет запаха, цвета, при

нагревании  нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения;

- дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья;

-  развивать познавательную активность детей в процессе

экспериментирования

- развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;

- воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

2.Почва живая земля

Задачи:

- вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека;

- уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая;

- развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и

ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека.

Ноябрь

1.Как устроена дыхательная система человека

Задачи:

- дать детям представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека;

- расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, ребра, легкие);

- познакомить детей с новым комплексом дыхательной гимнастики для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и легких;

- подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания

и правильного ухода за ними;

2. Что умеют наши глаза и уши

Задачи:

- обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения, на

основе опытов;

- тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования,

формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности;

- развивать логическое мышление, разговорную речь, обогащать словарный

запас, расширять кругозор;

- закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам

чувств.

Декабрь

1.Испытание магнита

Задачи:

- формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании

человеком;

- развивать у детей мышление, сообразительность;

- воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство

коллективизма, взаимопонимание.

2.Мир бумаги

Цель: формирование у детей основ знаний и

представлений о бумаге, её свойствах.

Задачи:

- развивать познавательные способности детей в процессе совместной

исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;

- формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру,

удовлетворять детскую любознательность;

- поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов;

- обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни;

- научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).

Январь

1. Как принцесса Ниточка всю семью одевала

Задачи:

- помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства ткани;

- учить подбирать ткань для одежды разных видов;

- познакомить с понятием «ателье и заказ»;

- закрепить знания детей о свойствах знакомых материалов – бумага,

целлофан, их прочности и использовании в быту;

- развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов;

- активизировать словарь детей соответствующими тем словами;

- воспитывать желание помогать другим в трудных ситуациях, доброжелательность и интерес к экспериментированию.

2. Сами монтеры

Задачи:

- познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по

нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках;

- познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения

лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой;

закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности;

- развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать

собственное мнение;

- активизировать словарь детей глаголами и существительными по теме.

Февраль

1.Свойства дерева и металла

Задачи:

- уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.

- развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.

- развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.

2.Мир камней

Задачи:

- закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях;

- упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

Мышление;

- учить в проблемной ситуации находить правильное решение;

- развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Март

1.В мире стекла

Задачи:

- помочь детям выявить свойства стекла  (прочность, прозрачность, цветное,

гладкое;

- развивать любознательность;

- воспитывать бережное отношение к вещам.

2.Волшебное зеркало

Задачи:

- через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами;

- развивать познавательные способности детей;

- совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать

простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, поощрять самостоятельность суждений;

- закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.

Апрель

1.Волшебное электричество

Задачи:

- обобщать знания детей об электричестве;

- познакомить детей с причиной возникновения и проявления

статического электричества;

- закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры

безопасности;

- развивать стремление к поисково- познавательной деятельности;

- вызвать радость от открытий, полученных из опытов;

- воспитывать умение работать в коллективе.

2. Как работает термометр

Задачи:

- познакомить с работой термометра;

 - учить выдвигать предположения, формулировать проблему, делать выводы, анализировать;

- формировать знания правил безопасного поведения при проведении опытов;

- развивать мелкую моторику рук, мышление, память, воображение,

любознательность, наблюдательность, активизировать словарь;

- воспитывать аккуратность при проведении опытов.

Май

1.Извержение вулкана

Задачи:

- познакомить детей с природным явлением – вулканом;

- формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они

представляют, а также их пользе;

- поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам

эксперимента с опорой на полученные раннее знания;

- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности,

целеустремленность, настойчивость,самостоятельность

2.Катапульта

Задачи:

- продолжать приобщать к навыкам элементарной экспериментальной

деятельности;

- путем несложных исследовательских действий подвести к выводу о

зависимости высоты подъема предметов на катапульте от их форм;

- содействовать развитию дивергентногомышления, способности к

умозаключениям;

-воспитывать уверенность в своих силах через создание ситуации успеха.

Литература:

1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Михайлова З. А Детство: Примерная

основная общеобразовательная программа дошкольного образования. –

СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011

2. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для

дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом:

Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.

4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в

детском саду. Человек: Сфера, 2010

5. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности

детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты

занятий. Учитель, 2011

6. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7

лет на экологической тропе. Учитель, 2011

7. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т.А. Образовательная

область "Познание". Методический комплект программы "Детство"

СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.

8. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и

старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-

Пресс», 2009__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...

Перспективный план кружка «Юный эколог» по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы.

Перспективный план кружка «Юный эколог»  по опытно-экспериментальной деятельности с объектами не живой природы для детей старшей группы. МесяцЭксперименты, наблюдения, опытыЗадачиМатериалСен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности «Художественно – эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2017 – 2018 учебный год

Цель программы:проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей ...

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет

 Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями....

Проектная деятельность : «Развитие театральной деятельности у детей дошкольного возраста, как средство эстетического воспитания в ДОУ»

Проект: «Развитие театральной деятельности у детей дошкольного возраста,как средство эстетического воспитания в ДОУ»Описание. Данный материал могут использовать педагоги дошкольных образов...

Программа кружка «Юный пешеход» по ПДД для среднего и старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка:Программа кружка «Юный пешеход» для среднего и старшего дошкольного возраста разработана в рамках:ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожног...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...