Описание исследовательской работы "Пластилиновое чудо"
проект по аппликации, лепке

Шеркунова Надежда Сергеевна

Изучение свойств пластилина, из какого пластилина мне больше понравится лепить, выявление способов заменить пластилин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №169»

Школьный конкурс реферативных, исследовательских и проектных работ младших

Школьников «Первый шаг в науку»

Тема: «Пластилиновое чудо»

                                                                     

                                                                                         Автор: Шеркунов Егор

                                                                                         МБОУ «СОШ №169», 4 «Б» класс

                                                                                         Руководитель: Суханова Н.М.,

                                                                                         учитель МБОУ «СОШ №169»

г. Зеленогорск

2018г.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------- 3

I. Подготовительный этап

1.История создания пластилина--------------------------------------------- 4

2.Интересные факты.---------------------------------------------------------- 5

3.Виды и свойства.------------------------------------------------------------- 6

4.Анкетирование.-------------------------------------------------------------- 8

II. Основной этап

5.Выяснить, чем можно заменить пластилин.--------------------------- 9

5.1 Эксперимент «Замена пластилина – глиной».----------------------- 9

5.2 Эксперимент «Замена пластилина – солёным тестом».------------ 9

5.3 Эксперимент изготовления пластилина в домашних условиях--- 9

III. Заключительный этап

Выводы-------------------------------------------------------------------------- 10

Список источников------------------------------------------------------------ 11

Приложение-------------------------------------------------------------------- 12

Пластилиновый вопрос

Объясните, как же так
Получается:
Почему у всех всегда
Превращается
Аккуратненький набор
Пластилиновый
В ком ужасный
Серо-буро-малиновый?

А. Сметанин

Актуальность:

Для большинства жителей нашей планеты поделки из пластилина связаны с детством. Этот универсальный материал традиционно используется для развития мелкой моторики рук, а в дальнейшем художественным навыкам , а также для изготовления оригинальных вещей.

Мне нравится работать с пластилином. Он яркий, мягкий, эластичный и главное из него можно сотворить практически все: от необычных существ до фантастического мира полного приключений. Я полюбил занятия лепкой еще в детском саду, мои первые поделки были незатейливы и просты- персонажи из компьютерных игр, сейчас мне нравится лепить целые истории. Моя мама работает в детском саду и иногда просит меня слепить ей в театральный уголок персонажей для сказки или существ для проектов таких как: динозавры, дикие и домашние животные. Мама приносила пластилин, я лепил и  заметил, что пластилин бывает разной структуры, и не всегда есть тот оттенок цвета, который нужен и при смешивании цветов не всегда получается нужный цвет, а некоторый вид пластилина вообще не смешивается. Мне захотелось выяснить, из какого пластилина лепить легче, а из какого лучше делать пластилиновые рисунки и возможно ли пластилин заменить другим материалом. И самый главный вопрос, когда для сюжета не хватает пластилина, могу ли я сделать его своими руками, в домашних условиях?

Поэтому цель исследования - изучение свойств пластилина, из какого пластилина мне больше понравится лепить, выявление способов заменить пластилин.

Гипотеза: если я узнаю, из чего состоит пластилин, то смогу сделать пластилин сам в домашних условиях.

Задачи исследования:

- познакомиться с научной литературой по теме

- узнать на основе эксперимента свойства пластилина

- изучить историю пластилина

- выяснить, чем можно заменить пластилин

- сделать пластилин в домашних условиях

- подготовить презентацию

План  исследования:

- подумать самому, что я знаю о пластилине

- спросить у взрослых из чего делают пластилин

- найти информацию о пластилине, его составе в Интернете

- анкетирование

- анализ полученных результатов и оформление

 - провести эксперимент «Замена пластилина – глиной»

- провести эксперимент «Замена пластилина – солёным тестом»

- провести эксперимент изготовления пластилина в домашних условиях

Объект эксперимента: пластилин

Предмет исследования: состав пластилина

Итак, не много истории из возникновения пластилина. 

1.Из чего сделан пластилин?
С этим вопросом я обратился к взрослым. На вопрос «Что такое пластилин?», мама сказала: «Это такой пластичный материал, из которого можно лепить».
- Из чего делают пластилин?
Она ответила: «Я думаю, что пластилин делают из воска, и добавляют туда красители»
На эти же вопросы Наталья Михайловна (классный руководитель) ответила так: «Пластилин - это пластичный материал для лепки. Из него можно лепить различные фигуры. Пластилин делают из глины и воска с добавлением жиров, вазелина и других веществ, препятствующих высыханию»
Из мультфильма «Фиксики. Пластилин» я узнал, что пластилин появился недавно - 200 лет назад. В его состав входил очищенный и размельчённый порошок глины с добавлением натурального или минерального воска, сала и других веществ.

И вот, что я узнал из интернета:

История создания пластилина.

Пластилин – это материал, использующийся для лепки различных изделий. Название «Пластилин» произошло от итальянского plastilina, которое, в свою очередь, древнегреческого слова plastos, означающего «лепной». Вопрос о том, кого считать изобретателем пластилина, остается открытым. На изобретение было выдано два патента – один в 1880 году выдали в Германии Францу Колбу, а другой – в 1899 году в Великобритании Уильяму Харбуту.

Есть еще одна версия того, кто изобрел пластилин. По ней создателем пластилина является Джо Маквикер, который изготовил вещество, предназначенное для чистки обоев. Он  принёс образец массы своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях  обычную глину  по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки. Этот пластилин сначала был белого цвета.  В 1955 году случился настоящий бум на пластилин. Благодаря большому спросу, Маквикер в 27 лет стал миллионером.


Изготавливают пластилин из очищенной и измельченной в порошок глины. Для того чтобы пластилин не засыхал на воздухе, в глиняный порошок добавляют воск, животное сало, озокерит, церезин, вазелин.

А делают его вот так. В котёл с мешалкой, обогреваемый паром, загружают предварительно расплавленный парафин, канифоль, всё перемешивают, постепенно присыпая глину и пигмент. Через полтора часа сливают горячую массу в бункер - охладитель. В бункере, чуть погрузившись в пластилин, вращается барабан, охлаждаемый изнутри водой. Барабан захватывает массу и наматывает ее на себя в виде тонкой непрерывной ленты. В тонком слое пластилин моментально застывает, и его срезают с барабана специальными ножами. Полученные пластилиновые ленты горизонтальным шнек - прессом продавливают через фильеры, из которых выползают брусочки с волнистой поверхностью. Тёплые брусочки укладывают на деревянные лотки.
Сначала в промышленном производстве находился пластилин только серого цвета. Но позже стали добавлять краску, и появилось четыре основных цвета.

Отличие пластилина от других материалов заключается в том, что он имеет различные оттенки, остается мягким и не твердеет на воздухе, практически не липнет к рукам. В зависимости от температуры имеет разную степень мягкости. Пластилин практически безвреден и не имеет срока годности.

В основном пластилин используется для детского творчества в качестве материала, развивающего творческие навыки и координацию пальцев. Из пластилина можно лепить объемные модели, делать объемные картины, рисовать.

  Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой.

2.Интересные факты

Постепенно изобретение пластилина приобрело огромную популярность. Он стал любимой игрушкой для рук у взрослых и детей. Также пластилин используется многими художниками, архитекторами и инженерами для создания разных моделей, начиная от космического корабля и заканчивая фигурами динозавров. В конце XX века огромную популярность приобрела и пластилиновая анимация. Один из примеров такой работы – полнометражный мультфильм о приключениях Уоллеса и Громита. А в 2000 году продюсер Джеймс Мэй создал целый пластилиновый сад. На деревья потребовалось 2,5 тонны этого материала и 6 недель работы. А поклонники компьютерных игр хорошо знакомы с пластилиновой игрой «Neverhood».  
Несмотря на то, что материалу этому уже около 200 лет, его популярность только растет.
 

3.Виды и свойства пластилина.

Современный пластилин

О том разнообразии пластилина, которое доступно нам сегодня, в XIX веке могли только мечтать. Сейчас любой желающий может выбирать из множества цветов и характеристик пластилина. Проанализируем достоинства и недостатки некоторых из них.

Обычный детский пластилин.

Этот вид пластилина, знакомый нам всем по первым урокам лепки, до сих пор не сдает своих позиций: и сегодня можно без труда приобрести набор ребристых брусочков «из детства» фирм «Луч» или «Гамма» не самых ярких цветов и не самой податливой текстуры. Достоинствами такого пластилина являются его невысокая стоимость, повсеместная доступность и натуральные компоненты в составе: пластилин изготавливают из предварительно очищенной и измельченной в порошок глины. Однако есть и свои недостатки: прежде всего, он не слишком пластичен, а потому предназначен для детей старше трех лет, которым уже под силу размять его твердоватые кусочки.

Арт-пластилин.

Предназначен для лепки, изготовления декораций, масок, кукол, пластилиновой живописи и т.п. После 10-30-минутного нагревания пластилин превращается в декоративную цветную резину. При более высокой температуре или на солнце он начинает просто течь, как краска, но и это его свойство можно использовать во благо: например, рисовать им (в технике пластилинографии) или делать витражи. Слишком размягчённый пластилин можно немного отвердить, положив его на некоторое время в холодильник или опустив в холодную воду; затем из него снова можно лепить.

Восковой пластилин.

Восковой пластилин (например, пластилин «Пчелка» фирмы «Гамма») создан как раз специально детей возрастом от одного года: за счет включенного в его состав воска, он легко разминается даже в слабых ручках малышей, при этом детали, выполненные из этого материала, отлично слепляются между собой, что также облегчает задачу крохам.

Пластилин на растительной основе.

Иностранные производители (Erich Krause, Jovi) выпускают чаще всего пластилин на растительной основе. В строгом смысле слова это уже не пластилин, а специальная паста для лепки и моделирования. Она не затвердевает, обладает приятной и мягкой текстурой, а также высокой пластичностью и яркими цветами, в том числе флуоресцентными, что особенно нравится детям. При этом кусочки разных цветов можно смешивать между собой, получая новые оттенки. Однако есть один, но ощутимый недостаток – его кусочки плохо прилипают друг к другу.

Шариковый пластилин.

Шариковый пластилин – один из видов застывающего пластилина: он состоит из маленьких пенопластовых шариков, скрепленных между собой клеевым раствором на основе глицерина. Главным его достоинством является простота, с которой детали присоединяются друг к другу – достаточно просто приложить одну к другой, и они склеятся. При высыхании фигурки из шарикового пластилина твердеют, однако к недостаткам можно отнести то, что даже высохшие поделки остаются очень хрупкими, и использовать их для игры не получится.

Профессиональный скульптурный пластилин. 

Эта легкая и пластичная масса для лепки имеет естественный телесный оттенок, поэтому она прекрасно подойдет не только для детской лепки, но и для взрослых творческих работ – например, для создания изящных статуэток и, возможно, даже копий великих скульптур. На открытом воздухе готовые изделия становятся твердыми, почти как настоящий мрамор. Их можно раскрасить акриловыми красками и для яркости цвета покрыть лаком.

Застывающий пластилин.

Это нежная и очень легкая масса для лепки, которая станет еще легче после высыхания! Из этого высококачественного пластилина можно создать все, что захочется. После того, как пластилин засохнет, поделка станет отличным украшением комнаты. Пластилин очень легко мнется и не липнет к рукам, не пачкает одежду. Сверху на него можно нанести рисунок специальными маркерами на водной основе. Засохшую массу можно снова сделать пригодной для лепки: нужно намочить ее и оставить в закрытом контейнере на 3-4 дня.

Плавающий пластилин. 

Настолько легкий, что слепленные из него фигурки не тонут в воде. А значит, теперь игры с пластилином можно затевать даже во время купания! Слепите вместе с вашим малышом ярких тропических рыбок или большой разноцветный корабль, который будет легко скользить по поверхности воды.

Флуоресцентный пластилин.

Имеет яркие и насыщенные цвета. Обладает отличными пластичными свойствами, хорошо разминается. Готовые поделки отличаются яркостью, красочностью.

Перламутровый пластилин.

Сохраняет все свойства классического пластилина. Начинающие скульпторы по достоинству оценят пластилин, который не липнет к рукам и одежде. Яркие цвета с перламутровым оттенком доставят много минут радости, так как пластилин действительно светится перламутровым блеском.

Умный пластилин, или «Жвачка для рук» (HandGum, (хендгам).

Одна из последних новинок – "умный" пластилин, который способен менять свои свойства в зависимости от потребностей "скульптора". Жидкий 
Handgum всегда старается растечься. Поэтому, если вы придадите ему любую форму то увидите, как он плавно превратится в лужу.  Такой пластилин даже умеет магнититься. И все это благодаря тому, что больше сотни лет назад преподаватель просто хотел облегчить обучение своим подопечным.

Вывод: попробовав лепить из большинства видов пластилина, я понял, что лепить мне больше нравится из обычного пластилина MODELLING CLEY, фирмы «Луч», у него яркие цвета, не крошится и не тает в руках, цвета хорошо смешиваются.

4.Анкетирование.

Узнав много нового о пластилине, я решил проверить, что знают об этом интересном материале мои одноклассники и взрослые, и помогут ли они мне осуществить мою задумку о пластилине в домашних условиях.

Результаты анкетирования.

1.Одноклассники

  (18 человек)

1.Любите ли Вы лепить из пластилина?

да (17)

нет (1)

2.Взрослые

(18 человека)

1.Любите ли Вы лепить из пластилина?

да (10)

нет (8)

Вывод: ответы на первый вопрос показали, что чем младше человек, тем больше он любит лепить из пластилина.

На второй вопрос были даны разнообразные ответы как взрослыми, так и детьми. Но правы были те, кто отметил, что в состав пластилина входят глина и воск.

2.Как ты думаешь, из чего сделан пластилин?

не знаю (1)

резины и красок (6)

нефти (8)

2.Как Вы думаете, из чего сделан пластилин?

глина, воск (7)

синтетические полимеры (2)

не знаю (13)

3.Как ты думаешь, можно ли приготовить пластилин в домашних условиях?

да (6)

нет (12)

3.Как Вы думаете, можно ли приготовить пластилин в домашних условиях?

да (10)

нет (8)

При ответе на третий вопрос большинство опрошенных ответили, что в домашних условиях пластилин получить нельзя. Кто из опрошенных был прав мы определим немного позже.

Найти рецепт при помощи опроса не удалось.

5.Выяснить чем можно заменить пластилин.

5.1 Эксперимент «Замена пластилина – глиной».

Глину можно найти даже у себя на дачном участке. Но мы с мамой купили её в магазине. Она продаётся там небольшими серыми кирпичиками. Мы её замочили в воде, а когда глина была готова для работы, то я попробовал слепить из глины кошку. Поделки нужно хорошо высушить при комнатной температуре, а потом можно обжечь в гончарной мастерской или покрыть клеем ПВА, лаком.

Вывод: «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина», - поётся в известной песне из одного кинофильма.

Мы сравнили свойства глины и пластилина:

  • Глина - быстро сохнет, а пластилин – не сохнет и не твердеет.
  • Глина - крошится, растрескивается, а пластилин – нет.
  • Глина - теряет свои качества при длительном хранении, а у пластилина - срок годности не ограничен.
  • Глина - бесцветный материал, а пластилин – цветной.
  • Глина - сильно прилипает к рукам, а пластилин – не прилипает.

5.2  Эксперимент «Замена пластилина – солёным тестом».

Практически в любом доме можно найти муку и мелкую соль «Экстра».

Мы так же приготовили тесто и я лепил из него снеговика.

Рецепт традиционного соленого теста:

мука –1 стакан

соль – 1/2 стакана

вода – 1/2стакана

клей ПВА – 2-3 ст.ложки

Вывод: из солёного теста можно лепить, но у него есть свои минусы. Оно быстро сохнет (его надо держать в полиэтиленовом мешочке) и на нём образуется корочка. При высыхании поделка трескается и оно может вздуться при неправильной сушке в духовке.

5.3 Изготовление пластилина в домашних условиях.

Рецепт пластилина я нашел в Интернете и стал экспериментировать.

Время приготовления:10 мин

Ингредиенты:

1 стакан простой муки

1  стакан воды

1/2 стакана соли

1 ст. ложка винного камня (или лимонная кислота)

2 ст. ложки растительного масла

пищевые красители на выбор: красный, синий, зеленый, желтый;

по желанию: ванильная эссенцияили или корица

Инструкции:

1. Смешать все ингредиенты в кастрюле. Венчиком избавиться от комков. Помешивать на высоком огне, пока не получится желеобразная масса. Деревянной ложкой помешивать.

2. Когда охладится, замесить до гладкости.

Вывод: По этому рецепту пластилин удался, и по своим свойствам он не отличается он купленной в магазине застывающей массы для лепки.

Домашний пластилин, в пластиковом контейнере, может храниться в холодильнике целый месяц (мною проверено). Такой пластилин экологически чистый и безвредный, он не принесёт вреда ребёнку, если он попробует его, на вкус он солёный.

Заключение:

Я узнал секреты пластилина, как его делают и что он незаменим. Пластилин остаётся мягким, практически не твердеет и не сохнет. Имеет широкий спектр цвета, не прилипает к рукам. Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет продолжать с ним работу через любой промежуток времени.

Каким должен быть хороший пластилин:

  • легко разрезаться пластмассовым ножичком;
  • быстро согреваться в руках и становиться мягким;
  • не крошиться, но и не размазываться;
  • не таять;
  • легко отмываться с рук теплой водой.

Узнал, что пластилин можно сделать в домашних условиях и из него можно изготавливать поделки и рисовать картины. Моя гипотеза подтвердилась. Теперь я смогу поделиться секретом изготовления пластилина с одноклассниками. Надеюсь, им понравится, и они воспользуются моим рецептом.

Моя мама работает воспитателем в детском саду и она говорит, что занятия лепкой: развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; развивается воображение, раскрывается творческий потенциал; воспитывается усидчивость, терпение, стремление доводить работу до конца; При  лепке из пластилина – разминаются пальцы и ладони рук – а это развитие мозга и даже профилактика болезней! На руках находятся биологически-активные точки, которые соответствуют каждому органу нашего организма, их массаж и разогревание дает мощный оздоровительный эффект на весь организм в целом.  

Использованная литература и Интернет ресурсы:


  1. Морозова О.А. Волшебный пластилин. Рабочая тетрадь по художественному труду, М: «Мозаика – Синтез», 1998
  1. Янушко Е.А. Пластилиновый мир. Маленький художник, 
    2008
  2. Рони Орен « Секреты пластилина», 2010г.
  3. https://daynotes.ru
  4. http://plast.me/classic/139-kratkaya-ist...
  5. ru.wikipedia.org/wiki
  6. http://k-na-r.ru

Приложение.

Вопросы анкеты для детей.

  1. Любишь ли ты лепить из пластилина?
  • да
  • нет
  1. Как ты думаешь, из чего сделан пластилин?

_____________________________________________________________

  1. Как ты думаешь, можно ли приготовить пластилин в домашних условиях?
  • да
  • нет

Вопросы анкеты для взрослых.

  1. Любите ли Вы лепить из пластилина?
  • да
  • нет
  1. Как Вы думаете, из чего сделан пластилин?

_____________________________________________________________

  1. Как Вы думаете, можно ли приготовить пластилин в домашних условиях?
  • да
  • нет

Основные приемы работы  с пластилином.

  • Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке являются  руки, так уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов. Вот некоторые приемы работы с пластилином: Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки, либо между ладонью и доской для лепки.
  • Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.
  •  Придавливание - нажатие на скатанный шарик между указательным и большим пальцами.
  • Разрезание -  при обычном надавливании стеком мягкий пластилин теряет круглую форму, поэтому следует перекатывать цилиндр во время резания, как при раскатывании. Обычно оба конца раскатанного пластилина бывают неровные. Поэтому сначала отрезаем неровный конец, а потом – нужную длину.
  • Раскатывание и вытягивание, работа пальцев - раскатать конус на ладони, придать изделию определенный вид можно с помощью пальцев. Раскатывание цилиндра - прямыми пальцами руки, слегка нажимая на середину шара, перекатывайте его по доске вперед-назад прямыми движениями. Шар станет превращаться в цилиндр. Рабочая доска будет формировать ровную и гладкую боковую поверхность. Во время раскатывания пластилина на доске длина цилиндра делается все больше, а толщина уменьшается.
  • Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.

Смешивание пластилина

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Таблица смешивания цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Чудо-радуга"

Цель работы: определить, что такое радуга, как она образуется. и можно получить радугу в домашних условиях....

Познавательно-исследовательский проект "Чудо огород"

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека....

Исследовательский проект "Чудо в песочнице"

Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры детей, помочь взг...

Исследовательский проект "Чудо в песочнице"

Дошкольники  с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными  эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры д...

Исследовательский проект "Чудо в песочнице"

Дошкольники  с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными  эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры детей, ...

Краткое описание исследовательской деятельности "Выращивание кристалла в домашних условиях".

Проект исследовательской деятельности воспитателя и воспитанника старшей группы на тему: "Выращивание кристалла в домашних условиях"....