Главные вкладки

    Познавательно - исследовательский проект "Чудо - цветок"
    проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Гайсина Рамиля Минсагитовна

    Мир комнатных растений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chudo_tsvetok.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      СП «Детский сад «Улыбка»»

    ГБОУ СОШ с. Камышла

    Познавательно – исследовательский проект

    на тему:

    «Чудо - цветок»

    в номинации «Я – исследователь»

    Руководитель проекта:

                                                    Гайсина Рамиля

                                                  Минсагитовна

    Камышла

    октябрь, 2013г.

                    Познавательно - исследовательский проект   на тему:

    «Чудо - цветок»

    Руководитель проекта: воспитатель – Гайсина Рамиля Минсагитовна

     Возраст участников проекта: дети от 6 до 7 лет.

     Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

     Тип проекта: Среднесрочный, групповой, познавательно - исследовательский, творческий.

     Проблема проекта:  Недостаточные знания детей  о комнатных  растениях - о герани.  Можно ли вырастить герань в комнатных условиях и на участке?

    Актуальность проекта:  Необходимость расширения знаний и представлений у детей о комнатных растениях (о герани).

    Ожидаемые результаты:

    1. Расширение знаний по экологической культуре воспитанников.

    2. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира - комнатным цветам (герани).

    3. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

    Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Развитие творчества», «Труд», «Музыка».

    Цель проекта:

     - Создание условий для ознакомления с миром комнатных цветов.

     - Воспитывать познавательное отношение к природе.

     - Развивать добрые чувства, ответственность за благополучие  живых организмов, которые нуждаются в их покровительстве.

    - Вовлечение детей в практическую деятельность по посадке и уходу за геранью. Познакомить с правилами ухода за геранью.

    Задачи проекта:

    1. Формировать представления о комнатных цветах (герани), их значимости в жизни человека.
    2. Развивать любознательность, наблюдательность, активность в познавательной деятельности.  
    3. Дать представления о размножении комнатных растений; учить последовательности во время посадки.  
    4. Обобщить представление детей  о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.                                                                                                    
    5. Развивать познавательные и творческие способности   детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
    6. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира,    экологически грамотное отношение к цветам.
    7. Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.  
    8. Воспитывать бережное отношение к своему труду.                              
    9. Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.

                                                                                           

    Материалы и оборудование:

    1. Справочная и художественная литература.

    2. Наглядный материал (открытки, фотографии комнатных растений, разновидностей герани).

    3. Слайды «Мир комнатных цветов»,  «Чудо – цветок».

    4. Горшки для цветов.

    5. Оборудование для ухода за растениями (лейки, распылители, палочки для рыхления земли, тряпочки).                                                                                                                                 6. Дидактические игры «Что нужно растениям для роста», «Угадай, что за цветок», «Что лишее», «Узнай по запаху», «От какого растения часть», «Сложи цветок».

    7. Материалы для творческой деятельности детей.

    Гипотеза:

    Дети будут бережнее относится к комнатным цветам, когда узнают, что обыкновенные растения  помогают здоровью человека.

    Ожидаемый результат:

    1. Осознанное отношение детей к комнатным растениям.
    2. Сформированные знания о комнатных цветах (о герани), о роли чуда цветка в жизни человека и животных.
    3. Желание самих детей  посадить и вырастить этот цветок радости.
    4. Умение самостоятельно наблюдать за его ростом, за изменениями, которые происходят.
    5. Участие детей в конкурсе рисунков «Мой любимый цветок».
    6. Участие детей и родителей в конкурсе фотографий «Это мой чудо цветок».

         

    Способы оценки:

     Беседы, опыты, наблюдения, исследования, анализ продуктов творчества детей.

                Уголок природы является местом наблюдений и трудовыми действиями по уходу за растениями, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитывается познавательное отношение к природе, желание ухаживать за цветами.  Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. Поэтому был разработан экологический проект «Чудо - цветок».

              Вместе с детьми, родителями создали уголок комнатных растений. Для этого нашли соответствующее место, где достаточно света, тепла. Совместно с родителями изготовили полку для растений. Совместно с детьми посадили разнообразные комнатные цветы. Мы знакомились с растениями, изучали правила ухода и посадки. Некоторые дети изъявили желание принести из дома  комнатное растение. Реваль принес из дома интересный, удивительно красивый комнатный цветок, который имеет благоухающий аромат листьев и цветка и с прекраснейшими крупными ярко – красными цветками - герань. Это у Реваля любимый  цветок, который растет у него в спальне на подоконнике.  Он еще рассказал, что это растение очень целебное. Мама Реваля всегда использует листья во время простуды, при болях в ушах и т. д. Мы все восхитились этим растением. Дети захотели больше узнать об этом чудо – растении. Мы все: я сама, дети, родители все начали собирать информацию, рисунки, фотографии этого растения, изучили правила посадки и ухода этим растением. Начали выращивать. Оказалось,  разновидностей этого растения очень  много.  Изучили  это комнатное растение, его лечебные, профилактические свойства и удивились, что обычное комнатное растение может приносить такую пользу. Начали его выращивать. Получилась целая коллекция разновидностей цветов этого растения. Всем цветок очень нравился. Природный уголок с разноцветными цветками герани, озарял нашу комнату и  дарил эмоциональный покой.

    Детям деятельность очень нравилась. Они решили посадить это растение и дома, в своей комнате. Они вместе с родителями посадили, в течение всего времени ухаживали. Родители очень поддержали желание наших деток и помогали  им.

    Очень красиво цвели цветы герани на нашем уголке. Дети предложили: «Можно ли вырастить растение на клумбе?» Почему бы нет. У других же получается. Мы узнали, что герань хорошо принимается и растет на открытом грунте, на клумбах. Решили сделать эксперимент, и посадили его среди садовых цветов на своем цветнике. Герань прижилась и так быстро дала ростки. Дети с удовольствием ухаживали за ними. Получилась красивая разноцветная, благоухающая ароматами клумба. Радости было очень  много!

              В конце проектной деятельности оформили выставку разновидностей этого комнатного растения – герани. Оформили фотовыставку «Мой любимый цветок». Очень интересно прошел КВН для детей «Чудо – растение». Дети показали хорошие знания об этом растении, свое отношение к нему. Уголок комнатных растений радует нас всех и по сей день.

    Этапы реализации проекта:

       1 ЭТАП – подготовительный  (февраль

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Взаимодействие с семьёй

     Подбор и изучение методической литературы.

    Выявление уровня знания детей о комнатных растениях, процессе посадки и  ухода за ними.  Посадка и уход.

    Создание предметно развивающей среды по теме проекта.

    Организация дидактических игр: «Угадай комнатное растение», «Сложи картинку»

    Чтение и заучивание стихов, загадок про комнатные растения.

     

    Организация творческой деятельности с  детьми (оформление паспорта растений, рисование, работа с раскрасками)

    Трудовая деятельность: посадка совместно с педагогом комнатных растений, уход за ними (поливка, рыхление, подкормка)

    Дети принимали активное участие при создании паспорта комнатных растений

    Творческая деятельность: Работа с раскрасками по теме: «Комнатные растения»

    Игровая деятельность: в дидактические игры.

    Коммуникативная деятельность: дети с желанием слушали и заучивали стихи и загадки про комнатные растения.

    Проведение родительского собрания «Мир комнатных растений».                 «Участие в проекте «Чудо - цветок».

    Предложить родителям приобрести необходимое оборудование для проведения проекта – контейнеры, землю, комнатные цветы.

    Приобретение раскрасок.

    Родители с желанием помогали при сборе информации, иллюстраций, открыток, при оформлении паспорта растений.

       

     2  ЭТАП –  основной,  реализация проекта (март, апрель, май)

       На данном этапе дети наблюдают за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети знакомятся с художественной литературой о комнатных  растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т.д.

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Взаимодействие с семьёй

    Выявление знаний детей о красивом цветке – герани.

    Ознакомление детей с удивительным комнатным растением – геранью.

    Подбор  материала  и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности.

    Создание лаборатории для растений.

    Пополнить папку дидактическими играми.

    Организация выставок, конкурсов:                 выставка рисунков детей «Мир комнатных цветов» конкурс «Угадай название растения» и др.

    Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями.

    Консультация для родителей: «Комнатные растения для детской комнаты»

    Дети пожелали больше узнать о растении – о герани.

    Опыты в лаборатории для растений.

    Дети наблюдали за комнатными цветами (как приживаются, какие цветы требуют больше влаги, а какие больше света), какие цветы цветут, а какие нет. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек.

    Творческая деятельность детей: рисование к выставке «Мир комнатных растений»

    Участие  в эстетическом оформлении  уголка «Мир комнатных цветов».

    Помощь родителей в сборе информации и наглядного материала о растении – герань.

     Помощь родителей в организации посадки и выращивания этого комнатного растения, которым дети очень заинтересовались, в домашних условиях.

    Беседы о том, как выращивают комнатные растения.

    Беседа об уходе за комнатными растениями.

    Чтение литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, придумывание детьми сказок.

    Ознакомление детей лечебными, профилактическими свойствами  чудо - растения.

    Совместная деятельность с детьми при посадке и уходу за геранью.

     НОД с детьми:                                                                                     Ознакомление с окружающим «Комнатные цветы», «Чудо цветок».

    Рисование «Мир комнатных цветов»,                                           Рисование «Любимый цветок»,                                              Нетрадиционная аппликация  «Чудо – цветок».

    Проведение дидактических игр: «Узнай по запаху», «От какого растения часть», «Сложи цветок», «Угадай цветок», «Узнай и опиши»  и др.   

    Пальчиковая игра «Цветок».

    Психологическая гимнастика « Я растение».

    Слушание и разучивание песенок о цветах.

    Опытно-экспериментальная деятельность:      

    «Размножение, рост, развитие растений»

    «Строение цветов»,                                                                           «Можно ли вырастить растение на клумбе»,                                          

    -  «Условия, необходимые для жизни растений»:

    • Земля и растения  /Выявить свойства земли, роль почвы для роста растений и т.д./                                                          
    • Вода и растения  /Выявить насколько вода необходима для роста растений/
    • Солнце и растения  /Определить роль солнца в жизни растений/
    • Человек и растения  / Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека/

    Совместное изготовление воспитатель - ребенок - родитель кукольного театра, для показа придуманных сказок.

    Подбор информации для детей «Это интересно»

    Подбор художественной литературы.

    Подбор материала для уголка экспериментирования.

    Наблюдения и уход за растением - геранью в домашних условиях.

    Помощь в организации творческой деятельности детей.

       

      3  ЭТАП –  заключительный  (Май – сентябрь)

      Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской   деятельности детей.

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Взаимодействие с семьёй

    1. Составление отчета о проделанной работе.
    2. Оформление документации.
    3. Подготовка презентации проекта.
    4. Создание  своего природного уголка «Мир комнатных цветов».
    5. Создание своего цветника на участке (с комнатным растением – геранью).
    6. Создание альбома с рисунками детей «Мой любимый цветок».
    7. Выставка  разновидностей комнатного растения – герань.
    8. Выставка фотографий «Это мой чудо – цветок».

    КВН для детей «Чудо - растение»

      Предполагаемый результат (выход):

    1. В  группе имеется уголок «Мир комнатных цветов».  

    2. На участке имеется свой цветник с разнообразием цветов (имеется и герань)                                                      

    3. Дети научились ухаживать за комнатными растениями и познакомились с условиями их содержания.                                                                                                                  

    4. Дети полюбили это комнатное растение – герань.  Многое узнали об этом цветке.  Почти все дети с родителями посадили у себя дома полезный цветок.

    5. Была оформлена выставка фотографий «Это мой чудо – цветок», за которым они ухаживали дома.

    6. Составлен альбом с детскими рисунками «мой любимый цветок».

    7. 90% родителей были вовлечены в работу над проектом.

    8. В группе был организован КВН, где дети показали свои знания по комнатным растениям и о герани. Мероприятие прошло очень интересно.

                             

    Дополнительный материал (приложение):

    - Комнатное растение герань – пеларгония.

    - Сорта герани.

    - Польза герани.

    - Это интересно.

    - Лечение геранью.

    - Секреты успешного выращивания герани – пеларгонии.

    - Размножение и уход.

    - Возможные трудности по уходу и размножению.
     - Уход за геранью и ее и размножение на участке.

    - Ботанический паспорт растения, польза и применение.

    - Народные методы лечения геранью.

    - Разнообразие видов герани (Фото).

    -  Стихотворения и загадки  про комнатные растения.

    - Паспорт комнатных растений в детском саду.

    - Консультация для родителей: «Комнатные растения в детской: сажать или не сажать?».

    - Организация экспериментальной деятельности с комнатными растениями.

    - Конспект НОД «Мои зеленые друзья».

    - Конспект НОД «Комнатные цветы».

    - Беседа об уходе за комнатными растениями.

    - Пальчиковая игра «Цветок».

    - Психологическая гимнастика « Я растение».


    Список используемой литературы:

    - Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

    - Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008

    - Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005

    - Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.

    М.: Издательский центр «Академия», 2001

    - Николаева С.Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада.  М.: Мозаика синтез,2010

    - Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки, праздники. М.: Линки – пресс, 2000

    - Ходырева Н.В. Растения и здоровье. – М.: Просвещение, 2003

    -  Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.- Волгоград: Учитель,2011

    - Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.  - М., 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно-исследовательская деятельность на тему: « Цветок для мамы»

    Мама самый близкий и родной человек. О маме поют песни, слагают стихи. В познавательно - исследовательской деятельности "Цветок для мамаы" раскрыты  любовь и уважение к матери, желание забот...

    Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

    Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

    Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Солнечный цветок – подсолнух».

    Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять их знания о подсолнечнике....

    Познавательно-исследовательский проект "Чудо цветок"

    Исследовательский проект в старшей группе по вырашиванию герани....

    Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

    На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

    Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

    Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....