Методическая разработка по художественному творчеству
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Дорохина Екатерина Владимировна

Данная разработка содержит материал по художественному творчеству с детьми на тему "Лоскутные фантазии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

        Методическая разработка

      Тема: «Лоскутные фантазии»

         Подготовительная группа

                                                                                    Воспитатель       Дорохина Е.В.

                                                                                  1-ая квалификационная категория

                                     

                                        Москва, 2018

Интеграция образовательных областей: 

«Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Художественно-эстетическое».

Цель: формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения. (Социализация.)

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выполнять

задание сообща. (Социализация.)

- Воспитывать дружелюбие при анализе и оценке работ других детей. (Социализация.)

Развивающие:

- Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. (Коммуникация.)

- Совершенствовать умение участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их. (Коммуникация.)

- Развивать интерес к познавательной и художественно-творческой деятельности. (Познание.)

-Развивать чувство цвета.

Обучающие:

- Расширять представления детей об окружающем мире. Закрепить знания свойств ткани (ткань бывает разного цвета; тонкая и толстая; прочнее бумаги; намокает, но не расползается как бумага; ткань можно гладить).

-Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла в сотворчестве с педагогом и другими детьми;

-Изображать «лоскутки» и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ;

-Подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»;

-Знакомить с разными произведениями декоративно-прикладного творчества.

Развивать и обогащать словарь детей. (Познание. Коммуникация.)

Словарная работа: ткань, лоскутки, однотонная, цветная, прочная, намокает, мнётся, не мнётся, толстая, тонкая, гладкая, рвётся, не рвётся.

Интеграция разных видов деятельности:

-рассматривание изделий выполненных или украшенных лоскутной аппликацией (одеяло, салфетка, прихватка, сумка, юбка и др.);

-слушание детских русских народных колыбельных песенок, потешек;

-дидактические игры «Собери матрешку»«Подбери по цвету» «Волшебные кубики»«Какого цвета?»«Собери картинку»;

-сюжетно-ролевая игра «Уложим куклу спать»;

-непосредственно перед занятием уложить куклу спать, укрыв лоскутным одеялом.

Материалы, инструменты, оборудование:

-бумажные квадратики (20*20 см), бумага разного цвета;

-тонкий черный или синий маркер;

-квадратики цветной бумаги;

-основа для коллективной композиции по размеру небольшого одеяла, можно нескольких (в зависимости от количества детей и готовых «лоскутков»);

-салфетки;

-коробка с лоскутками;

-клеёнки для столов.

Подведение итогов: рассматривание работ. Обратить внимание, какие разные получились одеяла, уточнить что это «лоскутное одеяло».

Форма работы: совместно-индивидуальная.

Предварительная работа:

Рассматривание тканей разного качества и рисунка; знакомство с ними: откуда какая появляется, для какого времени года подходит. Чтение и разучивание стихотворений о лоскутках; отгадывание загадок.

     Содержание непосредственной организованной деятельности.

  1. Создание игровой мотивации.

 Педагог. –Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь поудобнее, располагайтесь так, чтобы вам было видно и слышно. Я очень хочу вас сегодня познакомить с чудом чудным, дивом дивным! Посмотрите, пожалуйста, какая красивая коробочка (показывает закрытую коробочку). Но сегодня это не просто коробочка, это домик. Да, да, не удивляйтесь! Вы не ослышались. Это самый настоящий домик! А живут в нем (приоткрывает крышку коробочки) чудесные, прямо-таки волшебные вещички. (Достает и показывает.) Может, кто-то знает, как их можно назвать одним словом. Что у меня в коробочке, кто назовет?

-Ответы детей: ткани, тряпочки, материалы, кусочки, заплатки, лоскутки.

Педагог. -Верно, ребята. Молодцы, отгадали. У меня в коробочке лоскутки.

- Что за чудо лоскуток -

И не рвётся, и не мнётся

Можно гладить утюгом!

-Как вы думаете, для чего они могут пригодиться и кому?

-Ответы детей: с ними можно играть; из них можно что-то сшить, если сложить и пришить один к другому; это лоскутки могут пригодиться бабушке или маме, чтобы куда-нибудь пришить, например, на порванную вещь.

Педагог. -И снова вы правы. Лоскутки могут пригодиться в любом доме, а значит, любой хорошей хозяйке. А как вы думаете, ребята, что можно сделать из лоскутков?

-Ответы детей: прихватки для кухни; одеялки и простынки для кукол; мешочки для подарков; кармашки для хранения предметов; занавески, только это будет долго, а лоскуточков понадобится очень много…

Педагог. -Молодцы. Вижу, что тема лоскутков вам нравится, поэтому вы и придумали столько много интересной работы для них. Все верно, ребята, из лоскутков, действительно, можно сделать одеялки и покрывалки, подушечки и сумочки, тряпочки-прихваточки и панно, новую одежду и даже игрушки.

Презентация «Такие разные лоскутки».

Педагог. -Ребята, а как вы думаете, вещи, которые получатся из лоскутков они будут какие?

-Ответы детей: мягкие, цветные, красочные, нарядные, пестрые, любимые, милые, чудесные, забавные…

Педагог. -И вы снова вы правы, и я полностью согласна с вами в том, что эти вещи будут самыми любимыми, милыми, нежными, а на ощупь - мягкими, приятными. Одним словом, они будут волшебными.

-История лоскутного шитья, ребята, в нашей стране традиционно сводится к технике так называемых деревенских узоров, немудреной мозаике из квадратов, треугольников, полосок, контрастных вставок яркого цвета. У вас на столах, как вы видите, лежит материал для дальнейшей творческой работы. Я предлагаю вам попробовать создать свой лоскуток. Затем мы объединим все ваши неповторимые лоскутики в одно небольшое покрывало(одеяло).

Чтобы наши пальчики хорошо работали, давайте сделаем гимнастику.

Пальчиковая гимнастика:

Танечка шустра,                    (Поочерёдно хлопать в ладоши,

Танечка быстра:                      ударять кулачками друг о друга)

Сшила покрывало               (Поочерёдно загибать пальцы по одному,

Носок довязала,                     начиная с большого на обеих руках)

Постирала платок,

Погладила поясок,

Платье надела                     (Развести ладони в стороны)

И песню запела.

Везде поспела                   (Хлопнуть в ладоши, ударить кулачками

В охотку ей дело!                      друг о друга два раза)

По окончании пальчиковой гимнастики педагог подводит детей к столу с разложенными на них белыми квадратами и листами цветной бумаги. Обращает внимание на то, что на бумаге нет узора.

Педагог. - Ребята, что нам сделать, чтобы наши лоскутки стали красивыми? 

-Ответы детей: надо приклеить или изобразить на них что-то приятное, доброе, красивое.

Педагог. -Молодцы, это вы хорошо предложили! Давайте же сделаем лоскутки красивыми!

  1. Показ приемов работы.

Педагог демонстрирует приемы узоров на лоскутках, поясняя свои действия.

Сначала из цветной бумаги надо вырезать два-три квадратика, затем из них можно сделать треугольники; получившиеся фигуры приклеиваем на большой белый квадрат, ограничивая свободное белое пространство; далее при помощи черного или темного синего маркера создаем любой схематичный рисунок: домик, дерево, рыбки, река, море, солнце, звезды, человечки и т.п… При желании добавляем элементарные изображения: горошинки, полоски и т.д… Посмотрите, какие красивые лоскутки. Но и это еще не все. Последние штрихи: то, что вы нарисуете маркером, надо раскрасить цветными карандашами. Главное условие при раскрашивании – не пытайтесь изображение, созданное маркером, раскрасить строго по контуру; карандашами раскрашиваем так, чтобы один цвет переходил в другой. Тогда ваш рисунок станет более «живым». Что у вас получится, мы скоро увидим.

  1. Самостоятельная деятельность.

Дети приступают к выполнению творческой работы, создают свои лоскуты. Каждый ребенок сам определят, какие цвета группировать, какой рисунок изображать и в какие цвета его раскрашивать.

Педагог. -Ребята, пока вы будете создавать свои лоскутки, я, с вашего позволения, расскажу вам сказку. Надеюсь, она вам понравится, а, может быть, даже поможет творить. Написала сказку воспитатель Татьяна Кирюшатова. А называется она «Лоскутное одеяло».

   Пока дети работают, включаю негромко музыку и рассказываю сказку.

Педагог. -Вот такую сказку я недавно прочитала и поделилась с вами. Понравилась вам сказка, ребята? Кто из персонажей сказки понравился и запомнился больше и почему?

-Ответы детей: девочка понравилась, потому что хоть и маленькая, но стойкая; люди, которые жили рядом с девочкой, потому что рады были помочь и помогли ей.

Педагог. –Спасибо, ребята. Вижу, что сказка вам действительно понравилась и никого не оставила равнодушным. У некоторых из вас даже в лоскутках появились цветы, которых сначала вроде бы и не было вовсе. 

–Давайте сейчас все ваши работы соберем вместе. Раскладывайте их, пожалуйста, на большом листе лоскуток к лоскутку.

Дети сами раскладывают свои работы.

Педагог. - Посмотрите, какое красивое лоскутное одеяло у нас получилось.

  1. Рефлексия.

-Высказывания-оценивания детей.

Мне нравится вот этот лоскуток, он самый яркий.

А мне вот этот, он самый нежный.

Лоскуток морской получился красиво.

Целое одеяло необыкновенно красиво.

Педагог. -Какие вы все молодцы! Красота у нас получилась! Вам понравилось работать над созданием лоскутного одеяла?

-Ответы детей: да, это необычно, получается красиво и интересно; работали быстро, а получилось волшебно; не ожидали, что будет так нарядно.

Педагог. -Все вы, ребята, молодцы! Потрудились на славу. Я горжусь вами! Вы отличные друзья. Мне очень приятно было сегодня с вами работать. Большое спасибо. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ (РИСОВАНИЕ) «КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ ДЛЯ ПЧЁЛКИ» ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Цель: создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии предметов окружающего мира, стимулируя развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слу...

Методическая разработка по художественному творчеству для старшего дошкольного возраста

Актуальность данной методической разработки состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовыв...

Методическая разработка по художественному творчеству(Аппликация).

Программное содержание:1.     Закрепить знания детей о животном мире.2.     Учить описывать животных, выделяя их характерные признаки, правильно строить предлож...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Конспект НОД по художественному творчеству на тему «Как красив наряд Аленушки» в старшей группе. Конспект НОД по художественному творчеству на тему «Как красив наряд Аленушки» в старшей груп...

Методическая разработка по художественному творчеству по теме:Интегрированная образовательная деятельность в работе с детьми старшей группы "Зимний пейзаж"

Интегрированная образовательная деятельность по областям: познание и ходожественное творчество.Интегрированная деятельность направлена на развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование...

Методическая разработка по художественному творчеству

Апликация является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка....

Методическая разработка по художественному творчеству "Пасхальные яйца"

Цель занятия: создать условия для развития: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - ПасхаЗадачи:-обучающие: Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Учить...