Дидактическое средство обучения в технологии лэпбук по художественно-эстетическому развитию
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Незамаева Анна Николаевна

ЛЭПБУК ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ЛЭПБУК ИЗО1006.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Василек» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Дидактическое средство обучения

в технологии «Лэпбук»

по художественно-эстетическому развитию

ЛЭПБУК «ИЗО»

Подготовила:

воспитатель первой

квалификационной категории

Незамаева Анна Николаевна

2019 г.

Описание дидактического средства обучения в технологии «Лэпбук» по художественно-эстетическому развитию

1

Тема лэпбука

«ИЗО»

2

Автор лэпбука

Незамаева Анна Николаевна – воспитатель МДОУ детского сада «Василек» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

3

Возрастная адрестность

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

4

Цель и задачи лэпбука

Цель. Приобщение детей к изобразительному искусству, развитие детского художественного творчества.

Задачи:

Образовательные

1. Расширять представления детей о цвете, способах рисования карандашом и красками. 

2. Ознакомить с нетрадиционными техниками художественного творчества (нетрадиционными способами рисования, пластилинографией, квиллингом), алгоритмами выполнения работы.

3. Расширять знания детей о народных промыслах.

- Совершенствовать умение различать стили наиболее известных видов декоративно - прикладного искусства (Хохлома, Городец, Дымково, Гжель, Жостово, Русская матрешка), понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов, закрепление детьми характерных элементов, колорита, композиции.

- Развивать умение создавать выразительные узоры на бумаге с помощью нетрадиционных способов изо деятельности (конструктор из макарон).

4. Формировать у детей представление о жанрах живописи (портрете, натюрморте и пейзаже). Развивать композиционные умения, способность на основе имеющегося опыта самим создавать натюрморт, пейзаж и портрет.

Развивающие

1. Развивать креативное мышление детей посредством ознакомления их с различными нетрадиционными методами и приемами художественной деятельности.

2. Развивать познавательный интерес, включенность в познавательную деятельность, обогащать словарь.

3. Развивать творческий потенциал.

4. Совершенствовать художественно-графические навыки, мелкую моторику пальцев рук.

5. Развивать активность, самостоятельность, коммуникативные навыки.

6. Развивать устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность.

Воспитательные

1. Воспитывать интерес к ИЗО искусству, развивать эстетическое, зрительное восприятие.

2. Стимулировать проявление интереса у детей к созерцанию красоты в мире искусства.

3. Формировать индивидуальные интересы, склонности, способности. 

В каждой образовательной области лэпбук помогает решать свои задачи.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми, развивает умение самостоятельно объединяться для работы с пособием, помогать друг другу; Воспитывает организованность, дисциплинированность.

В образовательной области «Познавательное развитие»: развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; содействует проявлению и развитию таких качеств как внимание, мышление, логика, память, воображение, познавательная активность; расширяет представление детей о мире искусства.

В образовательной области «Речевое развитие»: совершенствует речь как средство общения и взаимодействия; обогащает словарный запас; развивает связную речь, активизирует словарный запас.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: развивает эстетическое восприятие, развивать интерес к произведениям изобразительного искусства, способность воспринимать, рассматривать и понимать содержание произведения; закрепляет знания о жанрах живописи, народных промыслах России, нетрадиционных способах изобразительной деятельности.

5

Краткое описание Лэпбука (аннотация)

Дидактическое пособие лэпбук «ИЗО» представляет собой картонную папку-раскладушку формата А4.

В лэпбуке собраны материалы по ИЗО для развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

В состав лэпбука входят материал, направленный на развитие логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности. Он несёт в себе познавательную и развивающую функции, развивает умственное и абстрактное мышление.

Преимущества использования пособия лэпбук:

- побуждает интерес у детей к познавательному развитию;

- помогает разнообразить занятие;

- развивает творческое мышление;

- это простой способ запоминания;

Развивающие игры изготовлены совместно с детьми.

Лэпбук включает в себя 5 блоков:

1.  «Азбука цвета»

2. «Народные промыслы»

3. «Жанры живописи»

4. Различные виды рисования

5. «Нетрадиционные техники»

Составляющие макета лэпбука

В лэпбук входит 30 развивающих заданий.

На лицевой обложке:

Блок «Азбука цвета»

1. Дидактическая игра «Радуга» (7 разноцветных молний по цветам радуги, растегая которые дети читают выражение – «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»)

Цель. Закреплять последовательность цветов радуги.

На лицевом развороте лэпбука:

- на первой странице

 Блок «Азбука цвета»

2. Дидактическая игра «Смешай цвета».

3. Книжка-малышка «Цветные странички».

4. «Цветные сказки» - игра «Подбери картинку к сказке».

- на второй странице:

Блок «Народные промыслы»

5.  Книга «Народные промыслы».

6. Раскраски.

7. Лото «Народные промыслы».

- на третьей странице:

Блок «Народные промыслы»

8. Пазлы «Русские узоры».

9. Дидактическая игра «Умные стрелки».

10. Конструктор из макарон «Создай свой узор».

- на четвертой странице:

Блок «Различные виды рисования»

11. - рисование по клеточкам,

12. - по этапам,

13. - точкам,

14. - цифрам,

15. - игра «Дорисуй вторую половину»,

16. - «Раскрась одним цветом»,

17. - дидактическая игра «Рисование ниткой». 

На оборотной обложке:

Блок «Азбука цвета»

18.  Дидактическая игра «Тепло-холодно».

19.  Дидактическая игра «Жуки на цветах».

20. Дидактическая игра «Найди правильные радуги».

21. «Цветные загадки».

На оборотном развороте лэпбука:

Блок «Жанры живописи»

- на первой странице:

22. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

23. Дидактическая игра «Определи жанр живописи». 24. Раскраски «Жанры живописи».

- на второй странице:

Блок «Жанры живописи»

25. Дидактические игры «Составь натюрморт»,

26. «Собери пейзаж»,

27. «Составь портрет».

Блок «Нетрадиционные техники»

28. Нетрадиционные способы рисования (карточки с алгоритмом работы).

29. Книга «Что такое пластилинография?».

30. Книга «Квиллинг».

1. Дидактическая игра «Радуга» (7 разноцветных молний по цветам радуги, растегая которые дети читают выражение – «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»)

Цель. Закреплять последовательность цветов радуги.

2. Кармашек Дидактическая игра «Смешай цвета». Карточки – схемы для смешивания цветов, круги разного цвета.

Цель. Закреплять умения детей получать новые цвета в красках. Определять основные и дополнительные цвета. Количество игроков 1-2. Правила игры. Ребенок берет карточку,  накладывает два цветных круга и определяет какой цвет получится при смешивании этих двух цветов и накладывает третий круг нужного цвета.

3. Книжка-малышка «Цветные странички».

Цель. Закреплять знания цветов.

4. Кармашек «Цветные сказки» - игра «Подбери картинку к сказке». Семь карточек с цветными сказками и семь карточек с иллюстрациями к этим сказкам.

Цель. Учить детей подбирать иллюстрацию к соответствующей сказке. Воспитатель читает сказку, а дети подбирают к сказке нужную иллюстрацию.

5.  Книга «Народные промыслы».

Воспитатель знакомит детей с содержанием книги.

Цель. Совершенствовать умение различать стили наиболее известных видов декоративно - прикладного искусства (Хохлома, Городец, Дымково, Гжель, Жостово, Русская матрешка), понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов, закрепление детьми характерных элементов, колорита, композиции.

6. Кармашек «Раскраски. Народные промыслы.» (постоянно обновляется).

Цель. Совершенствовать умение использовать цвета, соответствующие определенному виду росписи. Развивать моторику пальцев рук.

7. Кармашек лото «Народные промыслы». 

Три большие поля, 21 маленькая карточка, мешочек.

Цель. Развивать зрительную память, внимание, сосредоточенность.

В игре могут участвовать от 1 до 3 человек.

Правила игры. Маленькие карточки (фишки) складываются в мешочек, игрокам раздаются игровые поля. Ведущий достает фишки из мешочка и показывает игрокам, а игроки накрывают ими совпавшие картинки. Выигрывает тот, кто первым накроет фишками все картинки на своем поле. Когда поля полностью закрыты играющие показывают карточку, которая является лишней на их поле. (Например, среди гжельской посуды хохломская ваза и т.п.)

8. Кармашек пазлы «Русские узоры». Игра представляет собой изображение на картонной основе, части которой разделены по принципу «ПАЗЛ».

Цель. Учить решать творческую задачу, соотносить элементы с той или иной росписью, учится их различать. Развивать творческие способности, воображение, наблюдательность. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, любовь к народному творчеству.

Правила игры. На игровом поле дети собирают из отдельных пазлов картинку, с изображением росписи. После того как картинка собрана - идет её обсуждение. Перечисляются все элементы картинок и находится «лишний» пазл. Выясняется, почему он лишний и к какой росписи относится. Работа проводится индивидуально. Далее по подгруппам, затем группой и самостоятельно.

9. Кармашек Дидактическая игра «Умные стрелки» - круг в виде часов с вращающимися стрелками, вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов и картинки с названием этих промыслов.

Цель. Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, умение находить нужный промысел среди других и обосновывать свой выбор. 

10. Кармашек «Создай свой узор» - конструктор из макарон. Материал: плоскостные изображения различных предметов; мешочек с макаронами разной формы и цвета. Игровые правила: составить на выбранном силуэте из макарон узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи.

Цель: учить составлять декоративные композиции – располагать элементы (макароны), подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество. Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество макарон, составляют узор. Работу игрок выполняет придумывая свою композицию.

11. Кармашек «Рисование по клеточкам» (постоянно пополняется) - карточки, состоящие из двух частей: первая часть с образцом, на которой нарисован узор по клеточкам, а вторая часть пустая, на которой узор нужно повторить самостоятельно.

Цель. Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку (активизировать пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево.) Учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении.  Развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, воспитывать усидчивость, умение слушать, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Если ребенок затрудняется выполнить задание самостоятельно он может его выполнить под диктовку воспитателя.

12. Кармашек в виде карандаша «Рисование по этапам» (постоянно пополняется) - карточки с алгоритмом поэтапного рисования определенного предмета.

Цель. Учить детей выполнять рисунок по алгоритму, выполняя одно действие за другим. Развивать художественные навыки.

13. Кармашек в виде карандаша «Рисование по точкам» (постоянно пополняется). Карточки с пунктирным изображением предмета.

Цель. Развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму, а в частности от правильного владения карандашом, достаточного нажима и способности проводить различные линии, не отрывая карандаш от бумаги.

14. Кармашек в виде карандаша «Рисование по цифрам» (постоянно пополняется) – карточки с раскрасками с цифрами.

Цель. Развитие умений детей раскрашивать рисунок в соответствии с цифрой и цветом, который обозначает эта цифра.

15. Кармашек в виде карандаша - игра «Дорисуй вторую половину» (постоянно пополняется).

Игровой материал: карточки, на которых изображены половинки симметричных картинок.

Цель. Продолжать знакомить детей с изображением симметричных предметов. Закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, развивать технические навыки в рисовании; развивать усидчивость, творчество.

Игровые действия: Ребёнок берёт карточку с понравившейся картинкой и дорисовывает половинку предмета.

16. Кармашек в виде карандаша «Раскрась одним цветом» (постоянно пополняется). Карточки с раскрасками, на которых изображены предметы, которые нужно раскрасить одним цветом.

Цель. Формировать восприятие цвета. Развивать мелкую моторику руки.

17. – Кармашек дидактическая игра «Рисование ниткой». Квадрат с нашитыми пуговицами и прикрепленной ниткой. Один из видов нетрадиционного рисования.  Это пособие - мобильная система, поэтому его можно дать «погостить» в другую группу или даже на время дать домой ребёнку.

Цель. Развитие мелкой моторики, развитие зрительно-двигательной координации, формирование целостного зрительного образа предмета.

Игровые действия: Ребёнок берёт квадрат, на котором нашиты пуговицы и нитку, и зацепляя нитку за пуговицы создает узор или какой – либо предмет (например, дом, портрет зайчика и т.д.)

18.  Дидактическая игра «Тепло-холодно».  Картинки со снеговиком и солнце, вокруг, которых приклеены липучки, а также круги теплой и холодной гаммы, на которых с обратной стороны тоже наклеены липучки.

Цель. Закрепить у детей название цветов и оттенков. Развитие у детей умения группировать цвета и оттенки на холодную и теплую гаммы; употреблять название цвета и оттенков в речи. Воспитывать эстетическое чувство.

Правила игры: Ребенку предлагается разделить цветные кружочки на теплую и холодную гамму и поместить их на карточку с подходящим изображением.

19. Кармашек Дидактическая игра «Жуки на цветах». Цветы с лепестками разного цвета и жуки соответствующего лепесткам цвета.

Цель. Закрепить основные цвета, а также лучше различать оттенки одного цвета. Предложите ребёнку рассадить жучков разного цвета на лепестки цветочка такого же цвета. Не забывайте в процессе игры проговаривать с ребенком названия цветов.

Правила игры: Ребенок берет цветок и сажает на его лепестки жуков соответствующего цвета, проговаривая эти цвета.

20. Кармашек Дидактическая игра «Найди правильные радуги». Шесть радуг с разным расположением цветов.

Цель. Закрепить знания семи основных цветов радуги.

Правила игры: Ребенок выбирает радуги с правильным расположением цветов, вспоминая выражение «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».

21. Стаканчик с карандашами «Цветные загадки». Загадки о разных цветах размещены на картоне в форме карандаша и помещены в отдельный кармашек - стаканчик. Их можно свободно вынимать из стаканчика, что делает их удобными в работе.

Правила игры: чтение загадок, показ отгадок.

22. Конверт Дидактическая игра «Четвертый лишний». Карточки с репродукциями картин. 

Цель. Уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Их отличительных и составных особенностях. 

Правила: Дети из 4 карточек выбрают лишнюю. Объясняют свой выбор.

23. Кармашек Дидактическая игра «Определи жанр живописи». Карточки с репродукциями картин.

Цель. Уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

Описание игры: Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и определить жанр живописи.

24. Кармашек Раскраски «Жанры живописи» (постоянно пополняется). 

Цель. Закреплять знания о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. Развивать мелкую моторику, аккуратность при выполнении работы.

25. Кармашек Дидактическая игра «Составь натюрморт». Материалы: конверт с элементами натюрморта (разнообразные картинки с изображением ваз, блюд, корзинок, цветов, ягод, грибов, фруктов, овощей…)

Цель: Закрепить и расширить представления детей о жанре живописи – натюрморт, особенностях изображения, составных элементах. Научить составлять композицию по собственному замыслу. Развивать творческое воображение, ориентировку на листе бумаги, речь. 

Правила игры: Ребенок из предложенных картинок должен составить натюрморт. Играть могут все, если товарищ не справляется – оказать ему помощь. По итогу можно дать название получившемуся натюрморту.

26. Кармашек Дидактическая игра «Собери пейзаж». Материал: Цветные изображения деревьев, цветов, трав, грибов и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).
Описание игры: Детям нужно с помощью цветных изображений составить пейзаж по собственному замыслу или по заданному воспитателем сюжету.

27. Кармашек Дидактическая игра «Составь портрет». Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д. 

Цель: Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях. 

Правила: В процессе игры ребёнок создаёт портрет человека, мужчины или женщины, подбирая необходимые детали. Портреты отличаются цветом глаз, волос, прической, аксессуарами и т.д.

Можно объединить эти три дидактических игры. Сложить все картинки вместе и предложить ребятам из всего многообразия выложить или портрет, или пейзаж, или натюрморт.

28. Кармашек «Нетрадиционные способы рисования» (карточки с алгоритмом выполнения работы).

Цель. Познакомить детей с различными видами и способами нетрадиционного рисования.

Правила: Дети совместно с воспитателем выбирают карточку, в центе изобразительного искусства подбирают материал и выполняют работу по алгоритму.

29. Книга «Что такое пластилинография?» Книга разбирается на отдельные карточки. На карточках изображены образцы поделок из пластилина, а также необходимые материалы.

Цель. Познакомить детей с нетрадиционной техникой работы с пластилином – пластилинография.

Правила: Дети совместно с воспитателем выбирают карточку, в центе изобразительного искусства подбирают материал и выполняют работу по алгоритму.

30. Книга «Квиллинг». Книга разбирается на отдельные карточки. На карточках изображены образцы поделок в технике квиллинг, а также необходимые материалы.

Цель. Познакомить детей с нетрадиционной техникой работы с бумагой – квиллинг.

Правила: Дети совместно с воспитателем выбирают карточку, в центе изобразительного искусства подбирают материал и выполняют работу по алгоритму.

6

Описание возможностей использования лэпбука в совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.

Дидактическое пособие ЛЭПБУК «ИЗО» 

рекомендуется использовать воспитателям дошкольных учреждений как для коллективной, групповой, индивидуальной работы с детьми, так и для самостоятельной работы и игровой деятельности детей.

Для самостоятельной деятельности детей подойдут задания: пазлы, раскраски, лото, дидактические игры «Радуга», «Смешай цвета», «Определи жанр живописи», «Четвертый лишний», «Умные стрелки», «Создай свой узор», «Составь натюрморт, портрет, пейзаж», «Найди правильные радуги», «Тепло-холодно», «Жуки на цветах».

Материалы: Цветные загадки, Цветные сказки, книжка-малышка «Цветные странички», книга «Народные промыслы» используются в процессе совместной деятельности педагога с детьми. Также помощь воспитателя потребуется ребятам при ознакомлении с нетрадиционными техниками художественного-творчества (нетрадиционными техниками рисования, пластилинографией и квиллингом).

7

Результативность   использования   лэпбука.

Лэпбук представляет большой интерес для детей и они активно обращаются к нему за необходимой информацией, рассматривают, играют, но иногда нужна подсказка педагога.

В результате работы с данным дидактическим пособием дети умеют применять в художественно-творческой деятельности приобретенные знания: определяют жанры живописи, различают народные промыслы России, закрепляют понятия о основных и дополнительных цветах, умение смешивать цвета. Ребята с помощью педагога по алгоритму могут создать картину, используя нетрадиционные техники художественно-творческой деятельности. Определенные задания развивают мелкую моторику (раскраски, «Рисование ниткой», конструктор из макарон), посредством дидактических игр у детей развивается творческое воображение, чувство цвета, формируется художественный вкус. Дети с увлечением занимаются самостоятельной творческой деятельностью.

Использование лэпбука позволит разнообразить работу и повысить познавательный интерес у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование лэпбуков в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Существует множество способов обобщения методического материала и педагогического опыта. Одной из таких форм является лэпбук или тематическая папка.Достоинства этой папки в том, что активным ее соавто...

Лэпбук по художественно-эстетическому развитию дошкольника "Изучаем цвета"

Лэпбук "Изучаем цвета"автор: Иванашко В.М. МБДОУ 90 г КалугиЦель: Формирование у детей представлений о сенсорных эталонов цвета, развитие познавательного интереса.В данный лепбук входят разв...

Лэпбук по художественно-эстетическому развитию

Лэпбук по художественно-эстетическому развитию предназначен для занятий с детьми с раннего возраста. Его назначение - игровое и учебное. Цель лэпбука: вызвать интерес у детей к процессу творчества как...

Дидактическое средство обучения в технологии лэпбук "Профессии"

Дидактическое средство обучения в технологии лэпбук "Профессии"...

ЛЭПБУК по художественно-эстетическому развитию по лексической теме: " Море и его обитатели" для детей 3-5лет

ЛЭПБУК по  лексической теме: " Море и его обитатели" по образовательной области "Художественно- эстетическое развитие" для детей 3-5лет...