Методическая разработка открытого занятия «СОРОКИ. ЛЕПКА ЖАВОРОНКА»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

ознакомление со старинным обычаем встречи весны на Сороки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soroki_vstrechaem_ptitsdokument_microsoft_word_3.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:-  ознакомление со старинным обычаем встречи весны на Сороки.

Задачи: -познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок;

-развивать мелкую моторику, чувство формы, личностное творческое начало;

- воспитывать интерес к истории и традициям народной культуры.

Материал/оборудование: дощечки для лепки, солёное тесто, стеки, бусинки для глаз, образец жаворонка из соленого теста, булочки –жаворонки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Тема сегодняшнего занятия «Сороки. Лепка  жаворонка» .Мы познакомимся еще с одним старинным обычаем встречи весны , слепим жаворонка из соленого теста.

3.Повторение пройденного материала.

- Какое время года наступило?

Весна –это самое красивое время года.Оживает природа: распускаются на деревьях листочки,появляются первые цветы,с юга возвращаются перелетные птицы.

-Скажите, почему говорят-весна-красна.

Весна красна ,значит красивая и все ей рады.

-Когда еще на занятиях мы использовали это слово?( красная горка, красный угол)

-А какой первый месяц весны? Как его в старину называли?(март-протальник)

-Как в старину встречали весну? Каких кукол изготавливали?

- Какие перелетные птицы к нам возвращаются весной? (ласточка, кукушка, грач, жаворонок)

-Какая первая птица к нам прилетает?(жаворонок)

На прошлом занятии мы говорили о перелетных птицах, слушали их голоса давайте поиграем в игру «Узнай птицу по голосу»

- Ребята, как вы думаете, о чём поют птицы? 

 - Правильно, птицы поют о Весне!

4.Объяснение нового материала.

  22 марта - день весеннего равноденствия. А на Руси в давние времена старые люди говорили, что с 22 марта «зима кончается, а весна начинается».  Считалось, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. Праздник в народе получил название «Сороки». Бытовало поверье: на чье поле птицы опустятся первыми, тому боги непременно пошлют в этот год удачу и урожай. В стремлении приблизить весну хозяйки пекли из теста фигурки птиц. И называли их "жаворонками".(демонстрация булочек-жаворонков)

 В день весеннего равноденствия пекли по нескольку десятков "жаворонков". Когда вынимали противень из печи, глядели: хорошо ли испеклись "жаворонки", не подгорели ли? А затем по качеству выпечки судили о благополучии в семье.  Печеных птах посылали родным и близким.  

Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали их вверх и кричали: "Жаворонки, прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела!" Взрослые кликали весну на пригорках, пели песенки-веснянки.

Накричавшись (говорить закличку нужно было громко, чтобы весна услышала), наигравшись с "жаворонками",  печеных птичек съедали, а головки их отдавали матери со словами: "Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был".

Давайте ребята и мы слепим жаворонков-веснянок, чтобы к нам пришла самая настоящая весна! Но сначала давайте подготовим наши пальчики:

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика

«Ладушки»

Разотру ладошку сильно, (трём ладонь о ладонь)

Каждый пальчик покручу, (тянем левой рукой за каждый пальчик правой руки)

Затем руки я помою (трём ладонь о ладонь)

Пальчик в пальчик я вложу, (замок)

На замочек их закрою,

И тепло поберегу!

А потом….

Выпущу я пальчики! (шевелим пальцами)

Пусть бегают как зайчики.

5. Практическая работа.

-А теперь пора спешить, будем жаворонка мы лепить.

 Прежде чем мы приступим к работе, вспомним правила, которые помогут сделать нашу работу результативной, безопасной, а поделка получится аккуратной и красивой.

- Ребята, давайте вспомним какие правила нужно соблюдать при работе со стекой.

1. Клади инструмент в безопасное место.

2. Работай со стекой только на подкладной доске.

3. Будь внимателен! Не порань руку

Во время лепки не забывайте о правильной осанке спина прямая, касается спинки стула, ноги стоят перед стулом. Итак, мои дорогие, приступайте к лепке

Молодцы, ребята, правила мы повторили тесто у нас готово, а теперь в пору жаворонков лепить!

1. Делим тесто на 2 равные части.

2. Из 1 куска катаем толстый валик.

3. Из 2 куска катаем колбаску немного тоньше.

4. Закручиваем колбаску вокруг валика (делаем колечко)

5. С одной стороны валика формируем круглую голову, вытягиваем клюв, из бусинок делаем глаза.

6. С другой стороны валик немного расплющиваем и надрезаем стеком (делаем бахрому)- это хвост.

7. Выкладываем жаворонков на блюдца с русско-народной росписью

- Посмотрите, какие хорошие жаворонки у нас получились, потому что мы вложили в них свой труд и большое желание ускорить приближение весны.

6. Итог урока. Рефлексия

- Кого мы сегодня лепили? Почему именно жаворонка?

- С каким народным праздником познакомились?

- Довольны ли вы уроком? Понравилось ли вам занятие? Было ли вам легко?(смайлик с улыбкой)

-Если нет смайлик грустный.

С помощью смайликов выразите свое настроение. 

Ну а теперь мне хотелось вас угостить булочками-жаворонками, они не простые в них есть сюрприз-монетка. Кому достанется жаворонок булочка с монетой, того ждет год прожить в достатке. Угощение детей.

                                 

        

                                           Методическая разработка открытого занятия

«СОРОКИ. ЛЕПКА ЖАВОРОНКА»

Подготовила педагог

Купина Анна Юрьевна

с.Купино-2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:конспект НОД по лепке "Курочка Ряба".

Занятие по сказке "Курочка Ряба" в 1-ой младшей группе....

Методическая разработка по изобразительной деятельности (лепка) "Грибочки для ёжика"

                                      Методическая разработка по изобразительной...

Методическая разработка (подготовительная группа) по лепке "Совушка-сова"

Совушка-сова –большая головаЦель занятия:1.Расширять представление детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни.2. Учить создавать композицию из отдельных деталей, использу...

Конспект открытого занятия по лепке «Жаворонки - веснянки» старшая группа

Цель:1. Познакомить детей с народной традицией встречать весну«жаворонками».2. Учить лепить из теста жаворонка.3. Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом.4. Воспитать любовь ...

Методическая разработка открытого занятия по лепке в 1 младшей группе "Гусеничка"

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию: лепка "Гусеничка"...

Методическая разработка открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (Лепка) в младшей группе на тему: "Ромашки"

Методическая разработка коллективного занятия "Ромашки" из пластилина и ватных палочек в младшей группе....