Главные вкладки

    Рабочая программа Кружка художественной направленности «Радуга идей» (средний возраст)
    методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

    Программа предназначена для детей младшего  дошкольного возраста.

    Программа рассчитана на один год обучения детей 4 - 5 лет, предусматрива­ет расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.

    Программа рассчитана на 1 год:

    1  год обучения – дети 4 – 5 лет.

    Программа предназначена для всех детей группы, без специального отбора. Новизна рабочей программы заключается в том, что в нее включены нетрадиционные приёмы и техники по работе с бумагой: аппликация из частей предмета и шариков ваты; обрывание-мозаика;  аппликация из ниток, из макарон, из крупы и семян, аппликация из скатанных кусочков салфеток, которые позволят в увлекательной форме способствовать всестороннему развитию ребенка, сформируют позитивное настроение и хорошие эмоции, воспитают доброжелательность и заботливое отношение к природе, а также совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Звёздочка»

    Принята решением                                                                      Утверждена приказом

    педагогического совета                                                               МБДОУ «Д/с «Звёздочка»

    Протокол от ______2019г. №                                                      от _______2019  г. № ____

    Рабочая программа

    Кружка художественной направленности

    «Радуга идей»

    (средний возраст)

    2019 – 2020 учебный год

    http://ig1.mirtesen.ru/images/upload/20185851993/asis.jpeg?2010052000331822097204

                                                           

     

                Разработали:

                Шарабаева Тамара Владимировна,

               воспитатель высшей

                 квалификационной категории

               Бочегурова Галина Анатольевна

    г. Абакан, 2019

    Содержание

    1. Пояснительная записка……………………………………………………….2

       1.1 Цели, задачи;……………………………………………………………….4

       1.2 Условия реализации образовательной программы……………………...4

       1.3 Описание форм и методов проведения занятий;…………………………5

    2. Содержательный раздел.

        2.1 Учебный план, учебно-тематическое планирование;……………………6

        2.2 Календарно-тематическое планирование…………………………………7

    3. Прогнозируемые результаты…………………………………………………13

        3.1 Критерии и формы оценки качества знаний……………………………14

    4. Материальное, методическое обеспечение программы……………………18

    5. Список литературы……………………………………………………………18

    6. Приложения…………………………………………………………………...19

    1. Пояснительная записка

    В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности.  Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

    Занятия аппликацией могут быть привлекательными и доступными для малышей.

    Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования различными материалами (бумага, крупа, салфетки, нитки и др.) для достижения результата.

    Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

    Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.

    Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.

    Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. А также, важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

    Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

    Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

    Актуальность данной программы заключается в необходимости освоения и широкого использования в практике аппликации как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей дошкольного возраста. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

    Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. Овладение детьми способов аппликации  поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведет в комплексе с другими приемами воздействия к качественным изменениям, т.е. развитию ребенка.

    Новизна рабочей программы заключается в том, что в нее включены нетрадиционные приёмы и техники по работе с бумагой: аппликация из частей предмета и шариков ваты; обрывание-мозаика;  аппликация из ниток, из макарон, из крупы и семян, аппликация из скатанных кусочков салфеток, которые позволят в увлекательной форме способствовать всестороннему развитию ребенка, сформируют позитивное настроение и хорошие эмоции, воспитают доброжелательность и заботливое отношение к природе, а также совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно.

    Методика проведения работы с воспитанниками строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы в материале. Причем увлекательной здесь является как сама задача, так и технический процесс, связанный с ее осуществлением. Решения творческих задач не слишком трудоемки и утомительны. Как правило, они рассчитаны на определенный отрезок времени – выполняются в течение одного занятия.

    1.  Цель: создание условий для развития всесторонних способностей детей (психологических, творческих, речевых и познавательных) средствами аппликации.

    Задачи:

          Образовательные: 

    • способствовать выработке навыков работы с различными материалами: бумагой, салфетками, крупой и семенами, макаронами, ватными дисками, нитками;
    • способствовать развитию умения  выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию, создавать несложные сюжеты и образы;
    • создать условия для овладения  приёмами зрительного и тактильного обследования формы;
    • создать условия для развития умения  наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов.

    Воспитательные: 

    • способствовать развитию у детей интереса  к разным техникам художественного творчества;
    • способствовать воспитанию у детей аккуратности, трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом;
    • способствовать воспитанию желания организовать своё рабочее место и убрать его;
    • способствовать воспитанию культуры деятельности, формированию навыков сотрудничества.

    Развивающие:

    • создать условия для развития  и совершенствования  мелкой моторики пальцев рук, координации движений рук, глазомера, зрительного внимания и умения ориентироваться на плоскости;
    • способствовать развитию творческих способностей, художественного вкуса, пространственного  воображения, творческого мышления, внимания, памяти, фантазии, изобретательности,  усидчивости и  терпения;
    • способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (родителям, педагогу, детям).
    1.  Условия реализации образовательной программы.

    Программа предназначена для детей младшего  дошкольного возраста.

    Программа рассчитана на один год обучения детей 4 - 5 лет, предусматривает расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.

    Программа рассчитана на 1 год:

    1  год обучения – дети 4 – 5 лет.

    Программа предназначена для всех детей группы, без специального отбора. Для успешной реализации программы создаются подгруппы из 10 – 15 человек. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут средняя группа, в год – 35 занятий (700 минут)

    Условия приёма – анкетирование родителей (форму анкеты в приложении). 

    Анализ анкет по дополнительному образованию детей в дошкольном образовательном учреждении на 2019/20 учебный год. 

    Были опрошены родители средней группы «Солнышко»: 22 человека.

    Анализ анкет родителей, в какой области они хотели бы дополнить развитие ребёнка, получены следующие результаты:  18% - хотели бы дополнить развитие ребенка в физическом развитии, 18 % - в познавательном развитии, 13% - социально-коммуникативном развитии, 51 % - в художественном творчестве (нетрадиционная аппликация).

    1.    Формы  и методы проведения занятий.

    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: 

    1. Словесные
    • объяснение;
    • рассказ;
    • художественное слово (загадки, потешки, стихи);
    • описание;
    1.   Наглядные
    • наблюдения;  
    • показ способов действия;  
    • показ видеоматериалов, иллюстраций;
    1.  Практические
    • обследование предметов, готовых образцов;
    •  выполнение творческих работ.
    • организация выставок работ.

    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

    1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.

    При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию

    1.  Репродуктивные методы обучения.

    В этом случае дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

    1. Частично-поисковые методы обучения.

    Участие детей в коллективном поиске.

    1. 4. Исследовательские методы обучения

    Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

    Возможные формы организации деятельности воспитанников на занятии:

    • Групповая;
    • Индивидуально-групповая;

    Формы проведения занятий: Занятия проходят в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

    1. Содержательная часть 

    1. Учебный план в средней группе:

    Количество занятий в неделю

    Количество недель

    Всего

     занятий

    Продолжительность одного занятия

    (мин.)

    1

    35

    35

    20 мин

    1. Учебно-тематический план в средней группе:

    № п/п

    Тема

    Количество занятий

    Примечания

    Аппликация из засушенных растений

    3

    «Зайчик»

    1

    «Аквариум»

    1

    «Кошка и мышка»

    1

    Аппликация из салфеток

    7

    Виноград»

    1

    «Рыбка»

    1

    «Петушок – золотой гребешок»

    1

    «Цветок для мамочки»

    1

    «Веточка сирени для милой  мамочки»

    1

    ««Кот Васька»»

    1

    «Снеговик»

    1

    Аппликация из макарон

    2

    «Цветочныя полянка»

    1

    «Лев»

    1

    Аппликация из ваты и ватных дисков

    6

    «Дед Мороз»

    1

    «Зимняя  сказка»

    1

    «Кошка»

    1

    «Любимые цветы»

    1

    «Аист »

    1

    «Рыбки в аквариуме»

    1

    Аппликация из круп и семян

    5

    «Солнышко лучистое» (из пшена)

    1

    «Черепашка» (из гороха)

    1

    «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»(из дробленой кукурузы)

    1

    Бурый мишка (из семян грчки)

    1

    «Самосвал» (из фасоли)

    1

    Аппликация из ниток

    4

    «Цветок для мамы»(лепестки в виде петельки)

    1

    «Одуванчик»

    1

    «Дерево в снегу»

    1

    «Улитка»

    1

    Обрывная аппликация

    4

    «Осенний сад»

    1

    «Сугробы, снег на деревьях»

    1

    «Медвежата»

    1

    «Пирамидка»

    1

    Аппликация из мятой бумаги

    4

    «Цветы в корзинке»

    1

    «Осьминожка»

    1

    «Деревья осенью»

    1

    «Звёздное небо» 

    1

    Итого часов: 35

    1. Календарно-тематическое планирование.

     

    Месяц

    Тема

    Цель

    Оборудование

    Сентябрь

    1. «Деревья осенью»

    (аппликация из мятой бумаги)

    Способствовать знакомству с техникой  аппликации из мятой бумаги. С.у. для развития   умения работы с бумагой, и клеем, развития творческих способностей при изготовлении и

    оформлении аппликации.

    Цветная бумага, ½ альбомного листа, клей, кисточки.

    1. «Цветы в корзинке» (аппликация из мятой бумаги)

    Способствовать закреплению работы с техникой  аппликации из мятой бумаги. С.у. для развития   умения работы с бумагой, и клеем, развития творческих способностей при изготовлении и

    оформлении аппликации

    Цветная бумага, ½ альбомного листа, клей, кисточки, готовая форма из цв.бумаги яблоко.

    1. «Осьминожка» (аппликация из мятой бумаги)

    Способствовать закреплению работы с техникой  аппликации из мятой бумаги. С.у. для развития   умения работы с бумагой, и клеем, развития творческих способностей при изготовлении и

    оформлении аппликации

    Цветная бумага, клей, кисточки,  альбомный лист

    1. ««Зайчик»» (аппликация из листьев)

    С.у. для создания красивой композиции из природного материала (засушенных листьев)

    Лист картона, засушенные листья деревьев, клей, кисточки.

    Октябрь

    1. «Кошка и мышка» (аппликация из листьев)

    С.у. для создания красивой композиции из природного материала (засушенных листьев)

    Лист  картона, засушенные листья деревьев, клей, кисточки.

    1. «Аквариум» (аппликация из листьев)

    С.у. для создания красивой композиции из природного материала (засушенных листьев)

    ½ листа синего картона, цв. бумага желтого цвета, засушенные листья деревьев, клей, кисточки

    1. «Осенний сад» (Обрывная аппликация)

    С.у. для развития  умения выполнять  рваную аппликацию; для отрабатывания  навыка работы с бумагой, клеем, соблюдения техники безопасности;

    -способ. совершенствованию знаний об окружающем мире (формы, размеры, окраска цветов);

    1/2 листа синего картона, с нарисованным стволом дерева, цветная бумага, клей, тряпочка для рук.

    1. «Солнышко лучистое» (из пшена)

     С.у. для разв. умения у детей  выполнять предметную аппликацию, используя крупу пшено; развития  навыков расположения деталей на листе;

    развития  умения пользоваться клеем при наклеивании деталей; воспитания аккуратности при выполнении работы.

    Крупы мелкие: пшеничная, клей ПВА, рисунок  круга, клеенка на стол или газета

    Ноябрь

    1. Виноград» (аппликация из салфеток)

    С.у. для разв. умения скатывать комочки из салфеток. Способств. формиров. композиционного  умения равномерно располагать небольшие шарики из салфеток по всему силуэту.
    Спос.  воспитанию интереса к аппликации, усидчивости.

    ½ альбомного листа с нарисованными веточками, клей, кисточки, салфетки красного цвета.

    1. «Кот Васька» (аппликация из салфеток)

    С.у. для разв. умения скатывать комочки из салфеток. Способств. формиров. композиционного  умения равномерно располагать небольшие шарики из салфеток по всему силуэту.
    Спос.  воспитанию интереса к аппликации, усидчивости.

    ½ альбомного листа с нарисованными силуэтами котов, клей, кисточки, салфетки красного и жёлтого цвета.

    1. «Снеговик» (аппликация из салфеток)

    С.у. для разв. умения скатывать комочки из салфеток. Способств. формиров. композиционного  умения равномерно располагать небольшие шарики из салфеток по всему силуэту.
    Спос.  воспитанию интереса к аппликации, усидчивости.

    Шаблон снеговика из бумаги,  клей, кисточки, салфетки белого и голубого цвета.

    1. «Цветок для мамочки» (аппликация из салфеток)

    С.у. для разв. умения скатывать комочки из салфеток. Способств. формиров. композиционного  умения равномерно располагать небольшие шарики из салфеток по всему силуэту.
    Спос.  воспитанию интереса к аппликации, усидчивости.

    ½ альбомного листа с нарисованными стебельками цветов, клей, кисточки, салфетки красного, розового и жёлтого цвета

    Декабрь

    1. «Зимняя  сказка» (Аппликация из ваты и ватных дисков)

    С.у.для разв. умения детей выполнять изображение с использованием ватных дисков; сочетать в работе аппликацию с рисованием (дорисовывать к ватному диску дополнительные части изображаемых персонажей);
    спос. формиров. умения видеть и создавать целостный образ, передавать в рисунке характерные особенности зимнего пейзажа.

    Тонированная бумага, ватные диски гуашь, кисточки, вода, клей ПВА.

    1. «Рыбки в аквариуме» (Аппликация из ватных дисков)

    С.у.для разв. умения детей выполнять изображение с использованием ватных дисков; сочетать в работе аппликацию с рисованием (дорисовывать к ватному диску дополнительные части изображаемых персонажей);
    спос. формиров. умения видеть и создавать целостный образ.

    Тонированная бумага, ватные диски гуашь, кисточки, вода, клей ПВА

    1. «Кошка» (Аппликация из ватных дисков)

    С.у для разв. умения выполнять изображение с использованием ваты;
    спос.. разв. воображения, мелкой моторики рук, художественного вкуса, воспитанию трудолюбия, терпения, аккуратности.

    Плотный картон, клей ПВА ватные диски, чёрные бусины и розовые.

    1. «Дерево в снегу»

    (нитки + соль)

    С.у. для разв. умения  составлять композицию из шерстяных ниток;
    закрепления умения работать с клеем;
    для развития  фантазии, внимания и аккуратности.
    для привития интереса к декоративному творчеству.

    Лист картона клей ПВА, шерстяные нитки (коричневые), соль.

    Январь

    1. «Дед Мороз»» (Аппликация из ваты и ватных дисков)

    С.у.для разв. умения детей выполнять изображение с использованием ватных дисков; сочетать в работе аппликацию с рисованием (дорисовывать к ватному диску дополнительные части изображаемых персонажей);
    спос. формиров. умения видеть и создавать целостный образ.

    Тонированная бумага, ватные диски гуашь, кисточки, вода, клей ПВА

    1. «Лев» (аппликация из макарон)

    С.у. для разв. умения у детей  выполнять предметную аппликацию, используя макароны; развития  навыков расположения деталей на листе;

    развития  умения пользоваться клеем при наклеивании деталей; воспитания аккуратности при выполнении работы

     Клей ПВА, кисточка, лист картона с силуэтом льва, различные макаронные изделия.

    1. «Петушок – золотой гребешок» (аппликация из салфеток)

    С.у. для разв. умения скатывать комочки из салфеток. Способств. формиров. композиционного  умения равномерно располагать небольшие шарики из салфеток по всему силуэту, (наклеивание бумажных жгутиков на силуэт хвоста, комочков на туловище).Спос.  воспитанию интереса к аппликации, усидчивости.

    ½ альбомного листа с нарисованными силуэтом петушка, клей, кисточки, салфетки разного цвета.

    1. «Одуванчик» (аппликация из ниток)

    С.у. для разв. умения  составлять композицию из шерстяных ниток;
    закрепления умения работать с клеем;
    для развития  фантазии, внимания и аккуратности.
    для привития интереса к декоративному творчеству.

    Силуэт котенка клей ПВА, шерстяные нитки (белые, желтые).

    Февраль  

    1. «Пирамидка» (обрывная аппликация)

    С.у. для развития  умения выполнять  рваную аппликацию; для отрабатывания  навыка работы с бумагой, клеем, соблюдения техники безопасности;

    -способ. совершенствованию знаний об окружающем мире (формы, размеры, окраска цветов);

    1/2 листа синего картона, с нарисованным силуэтом пирамидки, цветная бумага, клей, тряпочка для рук.

    1. «Сугробы, снег на деревьях» (обрывная аппликация)

    С.у. для развития  умения выполнять  рваную аппликацию; для отрабатывания  навыка работы с бумагой, клеем, соблюдения техники безопасности;

    -способ. совершенствованию знаний об окружающем мире (формы, размеры, окраска цветов);

    1/2 листа белого картона, с нарисованным силуэтом деревьев цветная бумага, клей, тряпочка для рук.

    1. «Улитка» (аппликация из ниток)

    С.у. для разв. умения  составлять композицию из шерстяных ниток;
    закрепления умения работать с клеем;
    для развития  фантазии, внимания и аккуратности.
    для привития интереса к декоративному творчеству.

    Силуэт улитки клей ПВА, шерстяные нитки (красные, зеленые).

    1. «Цветок для мамы»(лепестки в виде петельки)

    С.у. для разв. умения  составлять композицию из шерстяных ниток;
    закрепления умения работать с клеем;
    для развития  фантазии, внимания и аккуратности.
    для привития интереса к декоративному творчеству.

    Силуэт цветка клей ПВА, шерстяные нитки (серые).

    Март

    1. «Любимые цветы» (аппликация из ватных дисков)

    С.у для разв. умения выполнять изображение с использованием ваты;
    спос.. разв. воображения, мелкой моторики рук, художественного вкуса, воспитанию трудолюбия, терпения, аккуратности.

    Плотная бумага, клей ПВА, , вата, чёрные бусины и розовые.

    1. «Веточка сирени для милой  мамочки» (аппликация из салфеток).

    С.у. для разв. умения скатывать комочки из салфеток. Способств. формиров. композиционного  умения равномерно располагать небольшие шарики из салфеток по всему силуэту.
    Спос.  воспитанию интереса к аппликации, усидчивости.

    ½ альбомного листа с нарисованными веточками, клей, кисточки, салфетки  жёлтого цвета

    1. Бурый мишка (из семян грчки)

     С.у. для разв. умения у детей  выполнять предметную аппликацию, используя семена подсолнуха; развития  навыков расположения деталей на листе;

    развития  умения пользоваться клеем при наклеивании деталей; воспитания аккуратности при выполнении работы.

    Семена гречки, клей ПВА, рисунок медвежонка, клеенка на стол или газета

    Апрель

    1. «Медвежата»(обрывная аппликация)

    С.у. для развития  умения выполнять  рваную аппликацию; для отрабатывания  навыка работы с бумагой, клеем, соблюдения техники безопасности;

    -способ. совершенствованию знаний об окружающем мире (формы, размеры, окраска цветов);

    1/2 листа белого картона, с нарисованным силуэтом медвежат, цветная бумага, клей, тряпочка для рук.

    1. «Звёздное небо» (аппликация из мятой бумаги)

    Способствовать закреплению работы с техникой  аппликации из мятой бумаги. С.у. для развития   умения работы с бумагой, и клеем, развития творческих способностей при изготовлении и

    оформлении аппликации

    Цветная бумага, черный картон клей, кисточки..

    1. ««Рыбка»» (аппликация из гороха)

     С.у. для разв. умения у детей  выполнять предметную аппликацию, используя семена семена гороха; развития  навыков расположения деталей на листе;

    развития  умения пользоваться клеем при наклеивании деталей; воспитания аккуратности при выполнении работы.

    Дробленый горох, клей ПВА, рисунок  рыбки, клеенка на стол или газета

    1. «Грибок» (аппликация из фасоли)

     С.у. для разв. умения у детей  выполнять предметную аппликацию, используя семена фасоли; развития  навыков расположения деталей на листе;

    развития  умения пользоваться клеем при наклеивании деталей; воспитания аккуратности при выполнении работы.

    Семена фасоли, клей ПВА, рисунок грибка, клеенка на стол или газета

    май

    1.  «Цветочная полянка» (аппликация из макарон)

    С.у. для разв. умения у детей  выполнять предметную аппликацию, используя макароны; развития  навыков расположения деталей на листе;

    развития  умения пользоваться клеем при наклеивании деталей; воспитания аккуратности при выполнении работы

    Клей ПВА, кисточка, лист картона с, различные макаронные изделия

    1. «Рыбка» (аппликация из салфеток)

    С.у. для разв. умения скатывать комочки из салфеток. Способств. формиров. композиционного  умения равномерно располагать небольшие шарики из салфеток по всему силуэту.
    Спос.  воспитанию интереса к аппликации, усидчивости.

    ½ альбомного листа с нарисованным силуэтом рыбки, клей, кисточки, салфетки желтого и голубого цвета.

    1. «Аист» (аппликация из ватных дисков)

    с.у.для разв. умения детей выполнять изображение с использованием ватных дисков; сочетать в работе аппликацию с рисованием (дорисовывать к ватному диску дополнительные части изображаемых персонажей);
    спос. формиров. умения видеть и создавать целостный образ.

    Тонированная бумага, ватные диски гуашь, кисточки, вода, клей ПВА

    1. «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» (из дробленой кукурузы)

     С.у. для разв. умения у детей  выполнять предметную аппликацию, используя семена подсолнуха; развития  навыков расположения деталей на листе;

    развития  умения пользоваться клеем при наклеивании деталей; воспитания аккуратности при выполнении работы.

    Зерна дроблёной кукурузы, клей ПВА, рисунок  одуванчиков, клеенка на стол или газета

    Всего

    35

    1. Прогнозируемые  результаты

    Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике аппликации: разрывать и сминать бумагу, скатывать в комочки;  освоить навыки работы с клеем, ватными дисками, макаронами, крупами, освоить навыки ориентирования на плоскости листа. А, самое главное, разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

    Ожидаемые результаты:
    Дети должны знать:

    -правила техники безопасности;
    -основные свойства некоторых  материалов (бумага, салфетки, природные материалы, семена и крупы, листья и др.)
    -основные правила склеивания материалов;
    - приёмы скатывания бумаги.
    Должны уметь:

     -работать с различными материалами (бумага, салфетки, природные материалы, семена и крупы, нитки, листья и др.);
    -правильно держать кисть;
    -пользоваться клеем, салфеткой; 
    -изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;
    -повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
    - скатывать бумагу и салфетки;

    - наклеивать на готовые формы различные материалы (бумага, салфетки, природные материалы, семена и крупы, нитки, листья и др.);

    Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в целях дальнейшего планирования педагогических действий. Это обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход  образовательного процесса.

    Используется методика  определения аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста:  Удина Е. Н. «Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста» 

    Обследование может проводиться индивидуально с двумя — тремя детьми, с подгруппой в зависимости от содержания задания. Важно обеспечить такую организацию обследования, чтобы дошкольники не повторяли аппликационные работы друг друга.



    Диагностическая карта по аппликации

    Дата «______» _____________ 20    г.                                                                       ПРОВОДИТ: __________/ ________________________________/

    № п/п

    Ф И ребенка

    Навыки умения

    Всего баллов

    Уровень

    Может скатывать бумагу и салфетки;

    Может наклеивать на готовые формы различные материалы (бумага, салфетки, природные материалы, семена и крупы, нитки, листья и др.);

    .Может выкладывать  материал

    в определенной последовательности

    3.Владение техническими навыками

    Может изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;

    намазывание

    формы

    наклеивание

    аккуратность

    Н.г.

    К.г.

    Н.г.

    К.г.

    Н.г.

    К.г.

    Н.г.

    К.г.

    Н.г.

    К.г.

    Н.г.

    К.г.

    Н.г.

    К.г.

    Н.г.

    К.г.

    Н.г.

    К.г.

    Итого

    1. Может скатывать бумагу и салфетки. Воспитатель предлагает изготовить красивый шарфик для собачки используя аппликацию из салфеток. Показывает свой незаконченный  образец  ( «не успела сделать, помоги закончить») и предлагает  ребенку завершить работу

    Низкий уровень (1 балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень(4 балла)

    Не скатывает бумагу или салфетки.

    Скатывает бумагу слабо  Выполняет после небольших подсказок.

    Выполняет самостоятельно.  На первых шагах возможно уточняющие вопросы взрослому.

    Выполняет самостоятельно. Скатывает бумагу и салфетки.

            

    1. Может наклеивать на готовые формы различные материалы (бумага, салфетки, природные материалы, семена и крупы, нитки, листья и др.);

    Низкий уровень (1 балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень(4 балла)

    В выполнении задания требуется подсказка взрослого и помощь в подборе форм при составлении изображения

    Раскладывает на готовые формы различные материалы (бумага, салфетки, природные материалы, семена и крупы, нитки, листья и др.);не сразу, перебирает материал, примеривает, допускает ошибки или  чувствуется неуверенность.

    Выполняет задание не очень быстро, может допустить ошибку, но сам ее устранить

    Быстро выполняет задание, самостоятельно отбирает цвет. Вносит инициативу, творчество

    1. Может выкладывать  материал в определенной последовательности

    Низкий уровень (1 балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень(4 балла)

    В выполнении задания требуется подсказка взрослого и помощь в подборе форм при составлении изображения

    Раскладывает на готовые формы различные материалы (бумага, салфетки, природные материалы, семена и крупы, нитки, листья и др.);не сразу, перебирает материал, примеривает, допускает ошибки или  чувствуется неуверенность.

    Выполняет задание не очень быстро, может допустить ошибку, но сам ее устранить

    Быстро выполняет задание, самостоятельно отбирает цвет. Вносит инициативу, творчество

    1. Владение техническими навыками.

    В процессе работы ребенка над созданием аппликации ведется наблюдение и фиксируются следующие умения:

    - намазывание клеем – используется ли клеенка при нанесении клея, на какую сторону бумаги наносится клей, в каком количестве (каким слоем) наносится, как распределяется по бумаге.

    -наклеивание – какой стороной прикладывается к фону намазанная клеем бумага, обращает ли внимание на ровное расположение формы на бумаге, сморщенность намазанного листа и т.п.

    - аккуратность – общее впечатление от действий ребенка, умение пользоваться салфеткой (промакивание наклеенного изображения), умение поддерживать порядок на столе (убирать кисть после работы на подставку)

    Низкий уровень (1 балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень(4 балла)

    У ребенка не сформированы представления о том, как наносится клей (формы плохо намазывает  может иметь место намазывание на лицевой стороне формы),  в процессе работы не обращает внимание на порядок. Работа не аккуратна,  не обращает внимания на порядок на рабочем месте

    Не совсем правильно наносит клей, не размазывает его по всей поверхности (или через чур много наносит клея), плохо прижимает, промакивает салфеткой наклеенную форму;  в готовой работе имеют место элементы наслоения, сморщенность

    В процессе работы ребенок может допускать элементы небрежности, но в целом работает правильно. Помнит о поддержании чистоты на рабочем месте.

    Все умения ребенка уверенные и правильные. Придерживается порядка, работа выглядит аккуратной. Поддерживает рабочее место в порядке

    1. Может изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу

    Низкий уровень (1 балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень(4 балла)

    В выполнении задания требуется подсказка взрослого и помощь в подборе форм при составлении изображения

     Допускает ошибки или  чувствуется неуверенность. Выполняет после небольших подсказок

    Выполняет задание не очень точно может допустить ошибку, но сам ее устранить

    Быстро выполняет задание, самостоятельно выполняет задание пообразцу.

    обработка результатов:

    3-4 балла – низкий уровень

    5-7 баллов – средний уровень

    1. баллов – уровень выше среднего
    1. баллов – высокий уровень
    1. Материальное обеспечение программы.
    1. Оборудование и материалы:
    • Альбомы,
    • цветная бумага, бросовый материал, крупы, салфетки, макароны, вата, ватные диски;
    • картон,
    • клей,
    • клеенка,
    • карандаши,
    • гуашь,
    • кисть,
    • стаканчики – непроливайки

     На каждого ребенка: клеенка для намазывания форм; кисть для клея; салфетка; подставка для кисти; плоские коробки для готовых форм или бумаги; ножницы; цветная бумага.

    1. Учебно-наглядные пособия:
    • плакаты;
    • фотографии;
    • открытки;
    • игрушки.
    • муляжи, модули.        

    1. Список литературы.
    1.  Программа  художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет     «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
    2. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
    3. Г.Н. Бумагопластика. Цветные мотивы. – М.: Скрипторий 2003,
    4. Лыкова И.   А. Цветные ладошки. – М.: Карапуз - дидактика, 2007.
    5. Бондаренко  Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009.
    1. Давыдова Г.Н. нетрадиционные техники рисования в детском саду . Часть 1. – М.: «Издательство СКР ипторий 2003», 2007
    2. Давыдова Г.Н. нетрадиционные техники рисования в детском саду . Часть 2. – М.: «Издательство СКР ипторий 2003», 2007 
    3. Давыдова Г. Н. “Пластилинография – 2” Пособие. — Москва: 2008 (в эл. виде)
    4. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. (в эл. виде)
    5. Докучаева Н. Сказки из даров природы. / - СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Валери СПД», 1998
    6. Колдина А.Н. «Рисование с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий»: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; М.; 2011
    7. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. – СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997.
    8. Леонова Н.Н. Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство»: планирование, конспекты. Средняя группа/авт.- сост.Н.Н. Леонова. – Волгорад: Учитель, 2014.
    9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа . – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009. (в эл. виде)
    10. Малышева А.Н. Аппликация – Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2002
    11. Петрова И.М. Объёмная аппликация. Учебно – методическое пособие. – СПб.: «Детство - Пресс», 2003
    12. Толкачёва С.Г. Лепка. Перспективно – тематическое планирование специально организованной деятельности детей дошкольного возраста / С.Г. Толкачёва [и др.]. – Минск: Новое знание, 2010 (в эл. виде)
    13. Толкачёва С.Г. Рисование. Перспективно – тематическое планирование специально организованной деятельности детей дошкольного возраста / С.Г. Толкачёва [и др.]. – Минск: Новое знание, 2010 (в эл. виде)

    1. Приложения к программе:

    Нетрадиционные техники аппликации

    • Обрывная аппликация

    Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

    • Накладная аппликация

    Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

    • Модульная аппликация (мозаика)

    При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

    • Симметричная аппликация

    Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

    • Ленточная аппликация

    Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

    • Силуэтная аппликация

    Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

    Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

    Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

    • Коллаж

    Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

    • Оригами

    Орига?ми (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

    Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

    • возможность создавать шедевры без ножниц;
    • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
    • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
    • широкие возможности для проявления креатива.

    Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

    Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

    • Аппликация из крупы

    Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

    • аппликация из соломы

    Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит, как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

     

    • Аппликация из круп и семян.
    • Крупа и семена – прекрасный материал для поделок. Ее легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной. Гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки пригодятся для работы. 
    • Крупа – доступный, красивый и безопасный материал для детского творчества. Начинать работать с крупой можно в 1,5-2 года. Даже в таком раннем возрасте дети при помощи родителей способны создавать очень милые аппликации из круп. Аппликации из круп хороши и тем, что для их создания не требуются ни особые материалы или инструменты, ни специальные условия или навыки.

    Аппликация из осенних листьев.

    Засушенные листья – замечательный материал для художественного комбинирования. Различные формы листьев сами подскажут нам, что из них можно сотворить. Кленовый лист напоминает ежика и осьминога, лист дуба – хвост рыбы, лист тополя или березы – голову лисы, медведя, собачки, кошечки и т.п. Так что предоставьте детям возможность подбирать, прикладывать, составлять и экспериментировать с листьями.

    Аппликация из яичной скорлупы.

    Аппликация, сделанная из яичной скорлупы относительно дешевый вид рукоделия. Ведь этого материала в каждом доме предостаточно. В работе можно использовать скорлупу, как от вареных яиц, так и от сырых; цвет скорлупы также не имеет значения – белая или цветная.

    Чаще всего яичная скорлупа используется для выполнения мозаики в технике кракле, когда отдельные кусочки скорлупы наклеиваются на поверхность. При распрямлении скорлупки разламываются на множество мелких кусочков, которые удерживает тонкая пленочка, находящаяся с внутренней стороны. Кракелюры – трещинки образуют на различном материале причудливые сетчатые узоры, но они почти незаметны. Стоит покрыть скорлупки лаком или краской, как сразу же проявляется рисунок, и обычная скорлупа превращается в великолепный материал для творчества. 

    Эта техника очень древняя, в восточной лаковой живописи мастера наклеивали яичную скорлупу в тех фрагментах рисунка, где нужно было изобразить скалу или каменную стену, покрытую трещинами, а россыпью мелких цветных скорлупок в точности имитировали цветение весенних садов.

    Яичной скорлупой можно задекорировать самые разные предметы – вазы, тарелки, бутылки, шкатулки, рамочки для картин и фотографий. Материал очень пластичный в работе, мелкими кусочками заполняются самые сложные узоры и места в композиции, и сама техника такой мозаики не сложная, но работа очень кропотливая. Оформить можно любую поверхность – от дерева и металла до плотной бумаги и стекла.

    Аппликация из ваты.

    Аппликация из ваты однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из ваты, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно-белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах.

    С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк.

    Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков.

    Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

    Аппликация из ниток.        

    Удивительный материал – нити! Что только с ними ни делают: шью, вяжут, плетут: ковры, гобелены, панно; вышивают удивительные по красоте картины. Изделия в технике аппликации из ниток выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения.

    Техника аппликации из нитей очень интересная, увлекательная, доступная людям разного возраста. Освоив элементарные приемы работы в данной технике, на основе полученных знаний можно создавать собственные работы. Проявляя в этих работах креативность, творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

    Виды аппликации:
    – предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
    – сюжетная, отображающая те или иные события;
    – декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

    В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

    Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционных видов аппликации. Это привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. 

    Нетрадиционная аппликация играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук. 
    Изучив возможности нетрадиционной техники аппликации, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

    Анкета для родителей 
    «Дополнительное образование в детском саду».
    Уважаемые родители!
    Просим Вас ответить на следующие вопросы:
    1. Ф.И. ребёнка _______________________________________________
    2. Дата рождения ______________________________________________

    3.Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок? 

    - рисовать

    - лепить

    - слушать сказки

    - конструировать

    - развивающие занятия, игры

    - другое

    4.Особенности характера Вашего ребенка: __________________________

    _______________________________________________________________

    На что, по Вашему мнению, должно быть направлено

    воспитание и образование Вашего ребёнка в детском

     саду (выделить 2-3 пункта):

    • на общее развитие
    • на подготовку к школе
    • по развитию художественно-эстетического вкуса
    •  (музыкальная, изобразительная,

    театрализованная деятельность)

    • на воспитание экологической культуры

    В какой области вы хотели бы дополнить развитие Вашего ребенка? 

    • Художественное творчество (нетрадиционная аппликация)
    • Познавательное развитие
    • Социально-коммуникативное развитие
    • Физическое развитие
      ____________________________________________________

    5.Посещает ли Ваш ребенок какие-либо кружки, секции, клубы в

    свободное время? Укажите какие: 
    __________________________________________________

    ____________________________________________________
    Спасибо за сотрудничество!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-7 ЛЕТ «МАСКИ»

    Актуальность В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников, проявлению любознательности, ст...

    ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Пальчиковая страна».

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Пальчиковая страна» нацелена на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Данные исследований говорят о том, что речевые области формируютс...

    Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Веселые завитушки»

    Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию...

    Рабочая программа художественной направленности «Ритмический калейдоскоп» для детей подготовительной группы

    Программа  предоставляет возможность раскрыть методику ознакомления дошкольников с историей возникновения и развития танца, вводит в большой и удивительный мир хореографичес­кого искусства, п...

    Рабочая программа художественной направленности «Танцевальная мозаика» для детей старшей группы

    Программа  дает возможность раскрыть методику ознакомления дошкольников с историей возникновения и развития танца, вводит в большой и удивительный мир хореографичес­кого искусства, посредство...

    Рабочая программа общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста (3г. – 4г.) на 2018-2019 учебный год

    Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих со...

    Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

     Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...