Дополнительное образование
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Программа по дополнительному образованию в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx267.86 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МДОУ«Детский сад № 24»

 ____________/С.В. Горяинова/

Пр. № 47-осн от 29.08.2019 г.

Программа дополнительного образования с детьми 3-4 лет

 «Ловкие пальчики»

Разработана в соответствии с ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 года, зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 года, регистрационный номер 30384) и с учетом основной

 общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»

Под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой,

4-е издание, доп. и испр. 2018г.

срок реализации программы

2019 – 2020 учебный год

Принято

Педагогическим советом

МДОУ «Детский сад № 24»

(протокол № 1 от 29.08.2019 г.)

Составитель программы:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Калмыкова Елена Федоровна

с. Журавское

Содержание рабочей программы.

1.Пояснительная записка.                                                       4

2.Учебно – методический план                                              6

3.Планируемые результаты освоения программы               11

4.Диагностический инструментарий                                      12

5.Список литературы                                                                14

6.Приложения                                                                           15

Пояснительная записка

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - рисование, лепка, аппликация, конструирование, вышивание. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Её можно мять, рвать, разглаживать, резать.

Продуктивная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Актуальность

Известно, что в коре головного мозга близко расположены речевой и двигательный центры, отвечающие за речь и движение пальцев. Стимулируя мелкую моторику, активизируем центр, отвечающий за развитие речи. Поэтому уровень развития речи находится в непосредственной зависимости от развития тонких мышц кисти и пальцев. Если развитие мелкой моторики не растёт, то соответственно задерживается развитие речи.

На это обращали внимание ученые Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е.И. Есенина, Л.В. Антакова-Фомина). Актуальность заключается в том, что уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. Стимулирующие воздействие на развитие функций руки является художественное творчество. С помощью продуктивных видов деятельности развивается двигательная активность кисти руки. Когда она достигает высокого уровня развития, то соответственно активно развивается речь, память, внимание, мышление.

Проблема:

наличие низкого уровня развитие мелкой моторики. Недостаточно развиты сенсомоторная координация, пространственное ориентирование, двигательная активность, тактильно-зрительное восприятие. Маловыраженный познавательный интерес в художественном творчестве. Не в полной мере сформированы практические умения и навыки в продуктивной деятельности.

Цель:

сформировать высокий уровень развития мелкой моторики рук, зрительное внимание, пространственную ориентацию с помощью художественной деятельности: лепки, рисования, аппликации, создав благоприятные условия.

Задачи:

Образовательные

-формировать способность производить координированные, точные, движения кистью и пальцами руки, сочетая со зрительным восприятием.        - Создать условия для формирования практических умений и навыков в продуктивной деятельности.

Развивающие:

• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.

•  Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности, лепке, аппликации.

• Развивать мелкую моторику.

- Обогащать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитывающие:

- Воспитывать усидчивость, старательность, желание выполнить работу до конца, аккуратность, доброжелательность, дружеские отношения.

Организация кружка:

Кружок организуются с детьми второй  младшей    группы.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 15 минут).

Занятия проводятся с сентября по май.

Сроки реализации Программы –год.

Формы работы по организации художественно – эстетической деятельности: групповая

2.Учебно – тематический план.

Наименование раздела тема

Количество занятий

Из них

Итоговое мероприятие

Итоговый контроль

Теоритические часы

Практические часы

сентябрь

1

«Розовый букет». Рисование тычками. Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.

1

1

Выставка работ

2

«Кап-кап дождик» Рваная аппликация. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

1

1

Выставка работ

3

«Божья коровка» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму

1

1

Выставка работ

4

«Помидорки на грядке» Рисование. Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру

1

1

Выставка работ

октябрь

1

«Урожай яблок» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму

1

1

Выставка работ

.2

«Дорожка для ежика» Лепка. Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по линии.

.1

.

1

. Выставка работ

.

3

«Осенние листочки» Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

.1

1

Выставка работ

4

«Овощи» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму.

1

1

Выставка работ

ноябрь

1

«Волшебные листочки» Рисование. Учить детей закрашивать вырезанные формы.

1

1

Выставка работ

2

«Далматинец» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

1

1

Выставка работ

3

«Оладушки для мишки» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, выкладывание на импровизированную тарелочку.

1

1

Выставка работ

4

«Первый снег» Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге.

1

1

Выставка работ

декабрь

1

«В гости к елочке» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму

1

1

Выставка работ

2

«Дед Мороз» Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

1

1

Выставка работ

3

«Зажигаем огоньки» Рисование. Учить наносить яркие мазки на темный фон.

1

1

Выставка работ

4

«Новогодняя открытка» Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.

1

1

Выставка работ

январь

1

«Новогодний подарок» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, изображающего конфеты и печенье, выкладывание на импровизированную тарелочку

1

1

Выставка работ

2

«Рождественские колокольчики» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму

1

1

Выставка работ

3

«Снеговик» Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию

1

1

Выставка работ

февраль

1

«Валентинки» Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.

1

1

Выставка работ

2

«Открытка к 23 февраля» Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

1

1

Выставка работ

3

«Погремушки» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски» и «мячики», соединять их между собой

1

1

Выставка работ

4

«Веселый цирк» Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на рисунок с изображением цирка.

1

1

Выставка работ

март

1

«Открытка для любимой мамочки»Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.

1

1

Выставка работ

2

«Мимоза»Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

1

1

Выставка работ

3

«Весенняя капель»Рваная аппликация. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

1

1

Выставка работ

4

«Куклы неваляшки»Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать одинаковые формы, соединять их в одну украшать их мелкими деталями.

1

1

Выставка работ

апрель

1

«Подснежники»Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

1

1

Выставка работ

2

«Распустились первые листочки»Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая овальную форму, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

1

1

Выставка работ

3

«Веселый клоун»Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру клоуна.

1

1

Выставка работ

4

«Узор на полоске»Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя узор по собственному желанию.

1

1

Выставка работ

май

1

«Мать-и-мачеха»Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

1

1

Выставка работ

2

«Мать-и-мачеха»Лепка. Учить отщипывать от большого куска очень маленькие кусочки. Катать из них тоненькие «колбаски».И составлять из них цветок.

1

1

Выставка работ

3

«Домик»Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски», соединять их между собой, составляя домик

1

1

Выставка работ

4

«Шарики воздушные — ветерку послушные»Рисование. Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.

1

1

Выставка работ

июнь

1

«Фрукты и овощи на тарелочке»Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму

1

1

Выставка работ

2

«Разноцветная поляна»Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

1

1

Выставка работ

3

«Салют цветов»Лепка. Учить лепить цветочки из лепешек, разных цветов с одинаковыми серединками.

1

1

Выставка работ

4

«Зайчик»Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру зайчика

1

1

Выставка работ

3.Планируемые результаты освоения Программы

- Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

- Овладение простейшими приемами рисования, лепки, аппликации.

- Проявляют интерес к пальчиковой гимнастике.

- Увеличился словарный запас детей,

- Развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь

Работа с родителями

• Просветительская работа в форме консультаций, наглядной информации.

Привлечение родителей  создавать в семье благоприятные условия для развития мелкой моторики рук ,способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

4.Диагностический инструментарий.

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 3-5 лет

Для диагностики развития мелкой моторики у детей была разработана схема обследования на основе книги Н.В. Нижегородцевой и В.Д Шадрикова «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» (М.,2001).

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 3-4 лет

Диагностика исследования мелкой моторики проводится в три этапа.

Этап 1. Выявление кинетического  праксиса

На этом этапе выполняется ряд упражнений (после показа взрослого). При выполнении сложных упражнений взрослый сначала помогает ребенку принять правильную позицию пальцев. Далее воспитанник действует самостоятельно.

Упражнения для диагностики кинетического праксиса

  • «Петушок»

Ладонь вверх, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

  • «Кошечка»

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

  • «Зайчик»

Вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони.

  • «Флажок»

Четыре пальца- указательный, средний, безымянный и мизинец- соединить, а большой палец опустить, тыльная сторона ладони повернута к себе.

  • «Вилка»

Вытянуть вверх три расставленных врозь пальца (указательный, средний и безымянный), большой палец удерживает мизинец на ладони.

Упражнения выполняются по очереди каждой рукой.

Обработка результатов

Результаты оцениваются по трехбалльной системе (для каждой руки отдельно). Затем результаты по каждой руке складываются и делятся на два (средний балл за выполнение движения).

Этап 2. Определение графического навыка

Оценка умения правильно держать карандаш.

Определение четкости линии ( задание «Проведи дорожку»: линия с нажимом, без нажима, тонкая, прерывистая, широкая, ломаная и т.п.).

Этап 3. Определение развития уровня координации рук и глаз

Смена движений рук: менять ладонь- рука- кулак.

Выкладывание рисунка из счетных палочек по образцу.

Диагностика проводится в индивидуальном порядке, все задания показывает педагог, а затем их выполняет ребенок.

Оценка проводится по трехбалльной системе:

1 балл- ребенок не справился с заданием;

2 балла- справился с заданием при помощи взрослого;

3 балла- справился с заданием самостоятельно

5.Список литературы:

Т.С. Комарова, «Коллективное творчество дошкольников», Москва 2005.

Г.Г Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста», Москва 2007.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.

 Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981.

Лыкова И.А. «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».-М.: Просвещение, 1987.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод.пособие для воспитателей. – М., 2005.

Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994.

Программа художественного воспит.2-7 лет. «Обучения и развития детей» ; Лыкова И.А. ; 2009 ;

Карапуз-Дидактика.«Ознакомление с окружающим миром» Г. В. Морозова Москва 2010

. А. А. Фатеева.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

. Волынкин В. И. «Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие». Р н/Д: «Феникс», 2007 г.

. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». М. : «Творческий центр СФЕРА», 2005г.

Лыкова Л. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М. : КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.

6. Приложение

Виды техники изображения

«Пальцевая живопись»

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 «Рисование ладошкой, кулачком»

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Оттиск пробкой»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

«Кляксография»(обычная)

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Рисование ватным тампоном»

Средства выразительности: пятно, линия

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, ватные тампотчики, салфетки.

Способ получения изображения: Ребенок обмакивает тампон в краску и наносит с помощью тычка или линии на лист бумаги.

 «Оттиск печатками губкой, картофелем»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

1306495022_razvitie-melkoj-motoriki17 (600x700, 150Kb)1306963987_razvitie-melkoj-motoriki19 (602x700, 134Kb)

1306964619_razvitie-melkoj-motoriki20 (581x700, 135Kb)http://detiurala.my1.ru/_pu/1/51848681.jpg

http://agiasma.ru/img-q5y5x5n4g40414l5u4a4j446v5j5a4x4i4j584k4l4p2v5g4/wp-content/uploads/2016/04/latwe-kreatywne-malowanie-z-dzieckiem.jpghttp://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/2124/d-2123136/2123136_html_m599393d1.jpg

Обрывная аппликация – это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация проста в выполнении, ее может освоить и ребенок 3-х лет. Кроме того, здесь не нужно четких линий – настоящий простор для творчества.

«Аппликация с использованием салфеток». Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, наклеивать на нарисованный фон.

«Мятые картинки». Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону, создавая изображение.

http://razviv.mobkot.ru/wp-content/uploads/sites/7/2017/05/8GOdLRLO2Mg.jpghttp://kska333.my1.ru/_ph/7/2/239816024.jpg

http://masterclasy.ru/uploads/fotos/55ffa29ddfd7c.jpghttp://s39.radikal.ru/i083/1101/89/99608fc0fd28.jpg

 «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму

http://i05.fotocdn.net/s21/5/public_pin_m/147/2543489540.jpghttps://megatoys24.ru/uploads/all/20/38/d5/2038d57cd91248b499d3db7ed7f0ff1b.jpg

http://cs543104.vk.me/v543104548/d3b6/1C0FwuBX028.jpghttp://img.mamochka-talk.ru/images_mama_talk/help/00007/eyZIfiCpM8k.jpg

D:\20161018_131900.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...