Кружок "Волшебная бумага" младшая группа
материал по аппликации, лепке (младшая группа)

Хакимова Эльмира Тагировна

Кружок "Волшебная бумага" младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnaya_bumaga.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Волшебная бумага»

Использование элементов нетрадиционных техник

в аппликации

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных   материалов – это «кладовая» для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок или сюжетов не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия нетрадиционным апплицированием способствует развитию воображению, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

- учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);

- обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

- развитие речевых навыков;

- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;

- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;

- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Изобразительные техники понимаются, как  совокупность методов, приемов  создания художественного объекта изобразительными средствами.

Традиционными способами создания аппликации являются использование бумаги и картона, менее широко используются кожа,  как материал. К нетрадиционным техникам в аппликации можно отнести использование различного материала (пищевые продукты – макароны, крупы, соль, сахар); сочетание различных материалов, например, засушенные листья и нитки; «необычные» способы обработки материалов.

Ожидаемые результаты работы

К концу года дети будут уметь:

-овладеют основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу;

- согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира;

-освоят навыки работы с клеем, разовьют умелость рук, мелкую моторику, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

В результате обучения дети научатся различным приемам работы с бумагой, разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер. К концу года дети познакомятся с  различными  материалами  и  их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования  материалов;  научатся  видеть  необычное  в  обычном предмет.

Решение задач данной программы поможет детям овладеть  основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют   умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Значимыми моментами использования нетрадиционных техник в развитии аппликации у детей младшего дошкольного возраста являются:

- развитие мелкой моторики, благодаря разнообразию материалов, которые стимулируют их обследование и, следовательно, совершенствуют сенсорную сферу детей;

- создание интересного образа, благодаря различным материалам, которые могут «подсказывать» детям оригинальные сюжеты;

- многообразие материалов для аппликации, техник и способов крепления позволяет активизировать творческое экспериментирование (И.А. Лыкова);

-  простота некоторых техник облегает получение результата.

Срок реализации программы 5 месяцев.

Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной образовательной программы в ДОУ.

Количество занятий:

В неделю - 1, во вторую половину дня, длительность занятия 15 минут;

В месяц — 4;

В год — 20 занятий.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.

Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

Форма работы:

- Коллективная.

- Индивидуальная.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

1. Словесные: Объяснение, Диалог (диалог педагога и воспитанника, диалог дошкольников друг с другом), рассказ, беседа, консультация.

2. Наглядные: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты; демонстрационные материалы (образцы изделий) проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное искусство: знакомство, изучение, обсуждение; литература (проза, поэзия, устное народное творчество): чтение, прослушивание, обсуждение.

 3. Практические: упражнения; выполнение задания (репродуктивный метод); творческая работа воспитанников. Большая роль на занятиях отводится приемам игровой технологии, так как свободная деятельность детей во время игры располагает к более доступному восприятию информации. Задание «На что это похоже» способствует развитию творческого воображения и вместе с тем позволяет отрабатывать основные приемы лепки. Дети учатся фантазировать выполняя упражнение-игру «Что произойдет». Например, Что произойдет, если оживут все сказочные герои? Ответы детей.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.

Литература:

1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду вторая младшая группа». - М.: ТЦ Сфера, 2007г.

2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. 3 - 4 лет. - М., Мозаика-синтез, 2015г.

 3. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. И. А. Лыкова – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009г.

Перспективное планирование программы кружка «Волшебная бумага»

в младшей группе по аппликации

с использованием элементов нетрадиционных техник

Сентябрь - Декабрь

Неделя

Тема

Программное содержание

Материал и оборудование

Диагностика

«Знакомство с

аппликацией»

Познакомить детей с материалами для выполнения аппликации. Учить детей правильно пользоваться кистью, клеем, тряпочкой. Вызвать у детей интерес к данному виду продуктивной деятельности.

Конверт в половину альбомного листа с цветной бумагой основных и дополнительных цветов. Кисточка, клей, клеенка, тряпочка. Поднос с готовыми деталями. Книжка – малышка. Картина с изображением зверей, игрушек.

Январь

Неделя

Тема, источник

Программное содержание

Материал и оборудование

2-я

«Ёлочка нарядная»

Папка «Интернет-ресурс»

Познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки; учить украшать ёлочку, кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики; продолжать вызывать интерес к данной деятельности.

Изображение ёлочки, фантики, фольга, салфетки, клей, кисточки.

3-я

«Снеговик»

Папка «Интернет-ресурс»

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, ватных дисков, синтепона; учить подбирать правильный размерный ряд из ватных дисков (синтепона) с помощью наложения на готовый силуэт снеговика; обращать внимание на аккуратность при обращении с клеем.

Лист с изображением силуэта снеговика, ватные диски (синтепон), клей, кисточки.

4-я

«Елочки в снегу»

Папка «Интернет-ресурс»

Закреплять представления детей о белом цвете.

Учить украшать ёлочку, кусочками ваты, предварительно скатывая их в шарики. Продолжать вызывать интерес к данной деятельности.

Основа елочка из цветной бумаги. Вата. Клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

Февраль

Неделя

Тема, источник

Программное содержание

Материал и оборудование

1-я

«Шарики и кубики»

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду Младшая группа» стр 62

Познакомить детей с новой для них формой – квадратом. Учить сравнивать квадрат и круг, называть их различия. Учить наклеивать фигуры, чередуя их. Закреплять правильные приемы наклеивания. Уточнить знание цветов.

Полоска бумаги размером 6х18 см, круги (диаметр 3 см) и квадраты размером 3х3 см (одного цвета на каждый стол), клей, кисти для клея, салфетки (на каждого ребенка).

2-я

«Валентинка для мамы»

Папка «Интернет-ресурс»

Учить детей отрывать маленькие кусочки бумаги из полоски. Закреплять правильные приемы наклеивания. Уточнить знание цветов.

Вырезанное из красного картона сердечко - валентинка, белая полоска бумаги.

3-я

Подарок для папы «Летящие самолеты»

Папка «Интернет-ресурс»

Развитие творческих способностей и освоение техники приклеивания облаков из ватных дисков, учить детей аккуратно намазывать клеем детали для самолета, вырезанные из бумаги пользуясь салфеткой, передавать пространственное отношение "над" и "под", воспитывать аккуратность и эстетический вкус.

Цветные самолеты (зеленого, желтого и оранжевого цветов), облака (из ватных дисков), голубой картон, кисточки, клей, клейстер, салфетки.

4-я

«Одеяльце» (Цветная бумага. Декоративная аппликация)

КолдинаД Н

Аппликация с детьми 3-4 лет стр 5

Продолжать учить наносить клей на детали и наклеивать их на лист бумаги. Учить составлять на квадратном листе бумаги узор из кругов, чередуя их по цвету. Учить громко и четко произносить слова песни. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Вырезанные из цветного картона светлого тона квадраты; 9 маленьких кругов двух цветов, вырезанных из цветной бумаги; клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Март

Неделя

Тема

Программное содержание

Материал и оборудование

1-я

«Цветы в подарок бабушке»

Папка «Интернет-ресурс»

Учить детей составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок). Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления.

Бумажные кружки разных цветов и оттенков (диаметр 2–3 см), палочка-стебелек и полоски-листочки зеленого цвета, бумага размером 1/2 альбомного листа любого мягкого тона, кисти для клея, клей, салфетки (на каждого ребенка).

2-я

«В гостях у сказки» «Пузырь, соломинка и лапоть» (Цветная бумага. Сюжетная аппликация из заготовленных силуэтов предметов)

Колдина Д. Н.

Аппликация с детьми 3-4 лет стр 6

Учить детей раскладывать на листе бумаги сюжетную композицию. Закреплять приемы наклеивания. Учить дорисовывать предметы фломастерами, доводя до нужного образа. Продолжать учить слушать сказки и понимать их содержание. Повторить названия геометрических фигур (круг, овал).

Альбомный лист с наклеенной внизу «речкой» – полоской синей бумаги; вырезанные из цветной бумаги детали: голубой круг, желтая полоска, коричневый овал; фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

3-я

«Наряды для матрешки»

Папка «Интернет-ресурс»

Учить детей выполнять декоративное изображение в аппликации.

Обогащать знания детей об одежде, учить видеть декор, узор на одежде, развивать ориентировку на силуэте матрешки, глазомер, мелкую моторику рук. Учить детей выполнять декоративную композицию из геометрических элементов, кругов на силуэте  матрешки.

Игрушка матрешка (3-4 штуки). Силуэты матрешек по количеству детей. Клей, кисти для клея, салфетки. Разноцветные круги из бумаги.

4- я

«В гости к солнышку» 

Папка «Интернет-ресурс»

Продолжить знакомить детей с обрыванием бумаги (салфетки, скатывания её в шар. Закрепить работу с клеем. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать дружеские отношения, умение придти на помощь другу.

Салфетки желтого цвета по количеству детей, 1/2 часть альбомного листа с нанесенным рисунком  «Солнышка» (по количеству детей), клей, кисть для клея.

Апрель

Неделя

Тема

Программное содержание

Материал и оборудование

1-я

«Веточка вербы»

Папка «Интернет-ресурс»

Формировать умение детей выкладывать готовые детали самостоятельно и последовательно их наклеивать; различать и называть цвета используемых фигур; побуждать детей к проявлению заботы о своих близких; воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем.

Веточка вербы (образец работы, нарезанные полоски бумаги коричневого цвета, листы картона жёлтого или зелёного цвета, шаблоны ваз, вата, влажные салфетки для рук.

2-я

«Ракета летит в космос»

Папка «Интернет-ресурс»

Учить детей, используя  образец воспитателя выкладывать из геометрических фигур ракету и наклеивать ее на лист картона.

Модель ракеты из строительного материала. Половина картонного листа черного цвета, готовые детали ракеты, кисть для клея, тарелочки для клея, клей, бумажные салфетки.

3-я

«Профессия Доктор»

Папка «Интернет-ресурс»

Продолжать знакомить детей с профессией доктор. Учить детей в процессе аппликации ориентироваться на плоскостном изображении предметов, находить середину. Продолжать формировать у детей эмоциональную восприимчивость и отзывчивость, желание помочь игровому персонажу.

Заготовки готовых форм чемоданчиков, квадраты из цветной бумаги жёлтого цвета (по кол-ву детей), полоски красной цветной бумаги (по кол-ву детей), бинт, картонные заготовки: градусник, вата.

4-я

«Лоскутное одеяло»

Аппликация из фантиков

И. А. Лыкова

Изобразительная деятельность в детском саду Младшая группа

стр 86

Вызвать интерес к созданию лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу (2x2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому освоению понятия «часть и целое».

Фантики (по 4 разных для каждого); клей, клеевые кисточки; листы для наклеивания фантиков; салфетки, клеёнка.

Май

Неделя

Тема

Программное содержание

Материал и оборудование

1-я

«Как мы запускаем Праздничный салют»

И. А. Лыкова Конструирование в детском саду Младшая группа стр 118

Помочь подобрать способ конструирования для передачи представления о салюте: выкладывание огоньков из смятых комочков, а хвостиков из скрученных жгутиков. Воспитывать эстетические эмоции.

 Картон синего цвета, бумажные салфетки разного цвета, клей ПВА, салфетка.

2–я

«Домик»

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду Младшая группа» стр 103

Учить детей составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность; правильно располагать его на листе. Закреплять знание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник).

Модель домика из строительного материала. Квадратный лист бумаги для фона, бумажные фигуры (квадраты со стороной 5 и 2 см, треугольник с боковой стороной 6 см, красиво сочетающиеся по цвету); клей, кисти для клея, салфетки (на каждого ребенка).

3–я

«Божья коровка - лети на небо»

Папка «Интернет-ресурс»

Развитие навыков создания аппликации из готовых заготовок, формирование аккуратности в работе с клеем, получение новых знаний о насекомых. Развивать умение составлять предмет из нескольких частей; развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы; развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук. Развивать воображение, аккуратность и последовательность в выполнении своей работы.

Игрушка божья коровка, ½ альбомного листа, готовые детали божьей коровки, клей, кисти, салфетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...