Конспект НОД "Осенний натюрморт"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Конспект НОД  "Осенний натюрморт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_osenniy_natyurmort.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Осенний натюрморт»

Конспект НОД  (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие) в старшей группе «Осенний натюрморт».

Программное содержание:

Цель: Развитие творческих способностей детей через художественную деятельность.

Задачи: 

- Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое.

- Развивать чувство формы и композиционные умения (готовить элементы натюрморта в соответствии с величиной корзинки, размещать силуэты в корзинке, частично накладывая их друг на друга и размещая выше - ниже).

- Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию натюрмортов - многокрасочных, красивых, ярких. Подвести к пониманию того, что красивый натюрморт хорошо получается при сочетании разных цветов, форм и художественных техник.

- Развивать чувство цвета при подборе колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.

Предварительная работа (самостоятельная художественная деятельность за 1-2 дня до проведения занятия). Воспитатель предлагает понаблюдать, как она сама вырезает силуэты из бумаги, сложенной вдвое (использует выразительную по цвету бумагу из старых журналов, буклетов). Изготовление корзинок теми детьми, которые не присутствовали на занятии по аппликации.

Рассматривание репродукций и художественных открыток с изображением натюрмортов, знакомство с натюрмортом как жанром живописи; рассматривание репродукций картин; составление натюрмортов из цветов, овощей, фруктов; рисование с натуры сухими художественными материалами (цветными карандашами, фломастерами).

Материалы, инструменты, оборудование: Плетёные корзинки, подготовленные детьми на предыдущем занятии; квадратики и прямоугольники, вырезанные воспитателем из цветной бумаги (красного, жёлтого, оранжевого, синего, зелёного, персикового, фиолетового цвета), картон для фона; фактурная бумага для поиска новых цветосочетаний и оттенков, ножницы, коробочки для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеёнки; цветные карандаши и фломастеры для дополнения композиции.

Наглядный материал: Репродукции натюрмортов: П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», «Яблоки на столе у печки», И.И. Машкова «Снедь московская: хлебы», «Натюрморт. Синие сливы», И.Т. Хруцкого «Натюрморт» (фрагмент), «Цветы и плоды».

Ход НОД:

Дети заходят в группу, на мольбертах помещены репродукции картин натюрмортов.

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами попали в картинную галерею. Посмотрите внимательно, чем объединены  все эти картины, в каком жанре они выполнены? (ответы детей)

- Так, что же такое натюрморт?

Ребенок: - Если видишь на картине

Чашку чая на столе,

Или морс в большом графине,

Или в розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это натюрморт.

Воспитатель: - Натюрморт - это картина не только об особой жизни предметов, но и о людях, которые их изготовили, вырастили, собрали, об их отношении к этим вещам и о том какие эти люди сами - добрые, трудолюбивые, заботливые, грустные или радостные, веселые или печальные.

Дети подходят к репродукции картины

Воспитатель: - Эта картина называется «Яблоки на столе у печки» художника П.П. Кончаловского. Посмотрите, как много яблок. Они спелые, сочные, только, что сорванные, нам кажется, что мы даже ощущаем их сладкий, медовый, тонкий аромат.

Ребенок: - Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось,

Видны семечки насквозь.

Воспитатель: - А это «Натюрморт» художника И.Т. Хруцкого. Посмотрите, как много грибов в этой корзиночке, несколько даже упало, на ножках грибов еще видны остатки земли. Главное в картине – корзина с грибами, художник поместил ее в центр. Чтобы сделать натюрморт еще наряднее художник положил около корзиночки несколько зеленых огурчиков.

Ребенок: - Белый гриб – боровик

Всех грибов отличнее.

Богатырь, лесовик

С головой коричневой.

Воспитатель: - Посмотрите на картину И.И.Машкова «Снедь московская: хлебы», она посвящена не только хлебу, но и человеку хлеборобу, землепашцу, пекарю. Потому что хлеб – это прежде всего труд, который в него вложили люди и в городе и на селе.

Ребенок: - Вот он хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый!

Словно солнцем залитой!

Воспитатель: - А это « Натюрморт. Синие сливы.» художника И.И. Машкова. Тарелка с яркими синими сливами стоит в самом центре картины, на столе, она здесь самая главная. Сливы лежат по кругу тарелки, как бусы. А в центре слив, сверху лежит ярко-оранжево – красный крупный персик. Вокруг тарелки тоже красуются красные, оранжевые, желтые персики. Картина очень нарядная. Цвет фона и стола серовато – белый, он не мешает видеть фрукты, а наоборот подчеркивает их красоту.

Обратите свое внимание на картину П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». Посмотрите, какая красивая сирень. Как она хорошо смотрится собранная в один большой букет. Сирень только что собрали, чтобы поставить в вазу. Она свежая и душистая.

Ребенок: - Чудным запахом сирени

Напоен душистый сад.

Гроздья крупные сирени

Много звездочек хранят –

Разноцветных, ярко – белых

Фиолетовых, резных

Нежных, свежих и душистых –

Мы покажем мамам их!

Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит корзина с фруктами накрытая тканью.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что здесь спрятано, (убирает ткань) что это? (ответы детей).

Дети рассматривают красивый натюрморт из качественных муляжей, который помещён на столе. Воспитатель предлагает детям не спеша обойти натюрморт и рассмотреть его со всех сторон. Обсуждаются наблюдения и выводы детей о том, что натюрморт с разных сторон выглядит по-разному (если посмотреть с одной стороны, на переднем плане груша, а если посмотреть с другой стороны, на переднем плане яблоко и т.д.).

Воспитатель показывает детям два-три натюрморта в плетёных корзинках. Предлагает полюбоваться и напоминает, что дети уже подготовили корзинки для таких красивых натюрмортов.

Воспитатель: - Сегодня на занятии мы будем вырезать разные фрукты и составлять из них красивые натюрморты в наших плетёных корзинках. Давайте поговорим о том, какие фрукты и как мы сможем вырезать.

Воспитатель показывает детям бумажный прямоугольник и квадрат и предлагает подумать, из какой формы лучше всего вырезать грушу, а из какой - яблоко. После ответов детей напоминает способы вырезания (аппликация симметричная, ленточная, по нарисованному контуру, обрывная).

Воспитатель: - А теперь, давайте подготовим наши пальчики для работы.

Десять пальцев у меня,

Сколько же умею я!

Если хочешь – покажу

И про это расскажу

Кулаки могу сжимать,

А потом их открывать.

Я могу переплести,

А потом и спрятать,

Полетать могу пустить,

А потом и падать

А потом сложу тихонько

На коленях как котенка.

Дети находят свои плетёные корзинки, выполненные на предыдущем занятии. Они обдумывают свои замыслы и начинают работать. Воспитатель помогает косвенными вопросами, эмоционально поддерживает, при необходимости подводит ребенка к способу поиска или выбору цветовой гаммы.

Дети вырезают силуэты фруктов и помещают их в свои плетёные корзинки. Если фрукты не помещаются в корзинке, воспитатель советует частично наложить силуэты друг на друга и подвигать в поисках лучшего их размещения. Воспитатель подсказывает, что готовую композицию можно дополнить красивыми листочками, колосками, бабочками, стрекозами, жуками вырезать и наклеить или нарисовать цветными карандашами, фломастерами, красками.

Дети любуются своими натюрмортами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной игровой ситуации по аппликации на тему «Осенний натюрморт» в подготовительной группе для детей с О.Н.Р.

Цель:Расширяем представления  детей об окружающем мире.Развиваем любознательность, стремление  к познанию.Задачи:Продолжать развивать представление об осени, как времени года.Закрепить понят...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по пластилинографии в подготовительной группе «Осенний натюрморт»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по пластилинографии в подготовительной группе«Осенний натюрморт» Интеграция образовательных областей:·...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА: «ОСЕННИЙ НАТЮРМОРТ»

Задачи:1.   Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.2.   Уточнить и закрепить знания детей о фруктах и овощах.3.   Формировать умение пе...

Конспект занятия по курсу "Умелые ручки" (рисование) "Дары осени" - натюрморт

Краткий конспект занятия по рисованию с натуры для детей 6 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения....

Конспект НОД по рисованию "Осенний натюрморт"

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе с применением ИКТ...

«Художественно – творческая деятельность» (синтез искусств) Тема: «Осенний натюрморт» 14.09.23 Васильева Татьяна Юрьевна Цель: создание социальной ситуации развития посредством восприятия натюрморта

laquo;Художественно – творческая деятельность» (синтез искусств)Тема: «Осенний натюрморт» 14.09.23Васильева Татьяна ЮрьевнаЦель: создание социальной ситуации развития посредст...