"Пластилиновые секреты"
опыты и эксперименты по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Калистратова Валентина Леонидовна

Формирование предпосылок поисковой деятельности. Развитие практических действий в процессе эксперементирования. Развивать способность к преобразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinovye_sekrety.docx667.47 КБ
Файл plastilinovye_sekrety.docx667.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Пластилиновые  секреты»

 Цель. Формирование предпосылок поисковой деятельности. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а потом и самостоятельно.

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру общения.
  • Воспитывать у детей навык сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Образовательные:

  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента, делать выводы.
  • Способствовать обогащению и закреплению знаний о пластилине.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, наблюдательность. мыслительную деятельность в процессе экспериментирования.
  • Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
  • Активизировать речевую деятельность детей.

Методы и приёмы:

1.Практические (эксперименты, опыты)

2.Наглядные (рассматривание картин)

3. Словесные (вопросы, пояснения, выводы)

Оборудование: Интерактивная доска, магнитофон, иллюстрации лаборатории, столы, колокольчики на каждого ребёнка, контейнеры с водой, газированная вода, пластилин, салфетки, фартуки, карточки с алгоритмом проведения опытов, игровое поле, фишки по количеству детей, глина для лепки, солёное тесто, крахмал, кондиционер для волос, гуашь.

Ход занятия

- Ребята. Внимательно послушайте и отгадайте загадку

Я весь мир слепить готов-

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин-

У меня есть…

Воспитатель. А вы хотите побольше узнать о пластилине, его свойствах, сделать пластилин самостоятельно?

Дети. Да

Чтобы поближе познакомиться с этим материалом предлагаю вам отправиться в лабораторию.

А что такое лаборатории, кто знает? А кто такие учёные? Чем они занимаются?

Правильно, учёные это люди, которые наблюдают, изучают предметы и явления, записывают всё, что происходит. А потом проводят опыты, если опыт получился, то делают новые интересные открытия (дети рассматривают иллюстрации). Ребята, как одеты учёные, для чего им нужны халаты?

Прежде чем мы приступим к работе, ответьте на вопрос: Что вы знаете о пластилине?  Что такое пластилин? Из чего он сделан? Кто его изобрёл?

Пластилин или «Глина, которая не высыхает» – это материал для лепки. Изготовляется из очищенного и измельчённого порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в разные цвета.

Служит для выполнения фигур и различных изображений.

Пластилин был изобретён в конце 19 века. Точная формула того пластилина до сих пор секрет. Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях  обычную глину  по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки.

Давайте вспомним какие свойства пластилина нам известны:

(ответы детей ) может быть твердым, мягким. Его можно разминать, разрезать, отрывать, мягок, долго не засыхает, всегда готов к лепке.  

Ребята, предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными фактами из истории пластилина.

Дети рассматривают слайды.

Презентация: «Некоторые интересные факты из истории  пластилина»

Вы сегодня ученые. Надевайте фартуки и пройдем в лабораторию, занимайте рабочие места.

(на каждое рабочее место, каждому ученому, положено сердечко разного цвета).

Уважаемые учёные, прежде чем мы приступим к исследовательской деятельности нам нужно выбрать руководителя лаборатории. У вас на столах лежит «игровое поле» и фишки для голосования. Прошу вас проголосовать и выбрать руководителя лаборатории.

Пример: два стола (две лаборатории) по 5 человек за столом. Каждый учёный берёт фишку и кладёт на  «игровое поле», на сердечко того цвета кого хотел бы видеть руководителем лаборатории.

«игровое поле»(2шт)

Фишки(10 шт)

Воспитатель озвучивает результат голосования:

руковадитель лаборатории №1(имя),

руковадитель лаборатории №2(имя).

Поздравляю вас ребята.

Готовы? Начинаем.

Опыт №1.Вам уважаемые ученые предстоит узнать тонет или не тонет в питьевой воде пластилин. И от чего это зависит.

Ребята вы сейчас пообщайтесь друг с другом и решите, что вы будете делать чтобы определить следующее  свойство пластилина.

(воспитатель принимает ненавязчивое участие в обсуждении)

Ну, что руководители лабораторий, все обменялись мнениями?

Спросите у своих ученых, чем они будут заниматься? Как это будут делать?

Можно ответ строить с опорой на карточку с алгоритмом действий. Отвечают по очереди.

Руководитель. (Имя) что ты сегодня будешь делать? Ответ.

А как ты это будешь делать? Ответ.

Теперь приступим к опыту

Слепите из пластилина шарик и опустите его в воду. Что произошло? Почему? (шарик плотный, тяжёлый в нём нет воздуха). 

Вывод: пластилин в воде тонет.

Воспитатель. Вот вам задача, ребята. Как сделать так, чтобы шарик из пластилина не утонул.

Выслушивает ответы детей, обращает внимание на правильный ответ.

Достаньте шарик и попробуйте сделать из него тонкую с закруглёнными краями лодку. Опустите тихонько лодку в воду. Что вы наблюдаете? (лодка плавает она лёгкая, в ней есть воздух, она больше чем шарик)

hello_html_m6f430806.gif

Вывод: поверхность воды может удерживать предметы из тонущих материалов (пластилина), если им придать форму.

Опыт №2: Вам уважаемые ученые  предстоит узнать тонет или не тонет пластилин в  газированной воде. И от чего это зависит.

Сейчас вы повторите первый опыт, только вместо питьевой воды пластилиновый шарик поместите в газированную воду. Что происходит? Почему шарик плавает? Ответы детей

 https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-228157-1467097648.jpg

Вывод: пузырьки газа (воздуха) лёгкие, они облепили пластилин и подняли на поверхность воды.

Опыт №3

Предлагаю взять красный и белый пластилин, чёрный и белый пластилин, красный и синий пластилин. Предлагаю его смешать. Что произошло?

Смешали пластилин, получили новые оттенки.

Красный и белый при смешивании превратился в розовый, чёрный и белый стал серым, а красный и синий стал фиолетовым.

                

        

        +        =

                

        

        +        =

          +        =

Отсюда можно сделать вывод: пластилин при смешивании меняет цвет.

Опыт №4

Раскатали пластилин, а затем потянули за концы. Что произошло?  Он тянется.  

Вывод: пластилин пластичен, из него можно лепить все что  угодно. Сделанные предметы не деформируются и не растекаются. 

Воспитатель. Молодцы ребята, хорошо потрудились пора и отдохнуть

Игра «Замри» - в этой игре нужно смешиваться, замирать и группироваться. Когда зазвучит музыка нужно смешиваться (ходить, выполнять разные движения, танцевать и т. д), когда музыка остановится – замираете, в это время я задаю вам вопросы, вы молча находите на него ответ, который вам подскажет, сколько человек должно быть в группе.

Приготовились. Звучит музыка, дети смешиваются.

Пауза- дети замирают

Вопрос.

Сколько времён года(4)- дети группируются по 4 человека.

Опять звучит музыка, и т.д.

- Сколько будет 2+3?

- Сколько в неделе выходных дней?

- Сколько лап у трёх гусей?

- Сколько глаз у человека?

Воспитатель. Ну что ж продолжим нашу работу в лаборатории. Скажите пожалуйста,  если вдруг у нас закончиться пластилин, какой материал мы можем использовать для лепки.

Ответы детей

 Эксперимент  «Замена пластилина – глиной».

Прежде чем лепить из глины, её нужно приготовить.

 Её необходимо замочили в воде, добиться нужной консистенции и только потом лепить, хранить глину нужно в полиэтиленовом пакете, чтоб не засохла. Поделки нужно хорошо высушить при комнатной температуре, а потом можно обжечь.

Дети лепят из глины . Что вы можете сказать о глине, как о материале для лепки. Ответы детей

Вывод: 

  • пластилин нежней, чем глина.
  • Глина  - быстро сохнет, а пластилин – не сохнет и не твердеет.
  • Глина - крошится, растрескивается, а пластилин – нет.
  • Глина - теряет  свои качества при длительном хранении,  а  у пластилина - срок годности не ограничен.
  • Глина -  бесцветный материал, а пластилин – цветной.
  • Глина - сильно прилипает к рукам, а пластилин – не прилипает.

Эксперимент «Замена пластилина – солёным тестом».

Дети лепят из соленого теста (из приготовленного)

Вывод: из солёного теста можно лепить, но у него есть свои минусы. Оно быстро сохнет (его надо держать в полиэтиленовом мешочке) и на нём образуется корочка. При высыхании поделка трескается и оно может вспучиваться.

Воспитатель. Уважаемые учёные, а вы знаете, что пластилин можно сделать самим в домашних условиях. Хотите попробовать. Существует несколько рецептов, мы же воспользуемся следующим:

Кукурузный крахмал

Кондиционер для волос

Всё смешаем в пропорции 2:1

400гр кукурузного крахмала+200гр кондиционера для волос

Добавим гуашь нужного цвета.

Рефлексия:

Дети с колокольчиками стоят вокруг воспитателя

Вот мы и закончили нашу работу в лаборатории и пусть зазвенит колокольчик у того кому было интересно. Что вам понравилась делать больше всего? Ответы детей.

Пусть зазвенит колокольчик у того, кто узнал что-то новое о пластилине.

Пусть зазвенит колокольчик у того, кому было трудно.

А какие трудности, вы испытывали во время проведения опыта?

Ответы детей

Сегодня мы с вами были исследователями и это не беда, что у кого- то, что-то не получилось. Даже взрослые, чтобы сделать открытие преодолевают много трудностей.

А сейчас зазвенит мой колокольчик.

 Я хочу вам сказать: «Мне приятно было с вами работать, вы прилежно трудились и пластилиновые секреты нам сегодня открылись. Я желаю вам успехов в работе с пластилином, чтобы вы получали радость и удовольствие от этой деятельности. Всем спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Пластилиновые  секреты»

 Цель. Формирование предпосылок поисковой деятельности. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а потом и самостоятельно.

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру общения.
  • Воспитывать у детей навык сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Образовательные:

  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента, делать выводы.
  • Способствовать обогащению и закреплению знаний о пластилине.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, наблюдательность. мыслительную деятельность в процессе экспериментирования.
  • Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
  • Активизировать речевую деятельность детей.

Методы и приёмы:

1.Практические (эксперименты, опыты)

2.Наглядные (рассматривание картин)

3. Словесные (вопросы, пояснения, выводы)

Оборудование: Интерактивная доска, магнитофон, иллюстрации лаборатории, столы, колокольчики на каждого ребёнка, контейнеры с водой, газированная вода, пластилин, салфетки, фартуки, карточки с алгоритмом проведения опытов, игровое поле, фишки по количеству детей, глина для лепки, солёное тесто, крахмал, кондиционер для волос, гуашь.

Ход занятия

- Ребята. Внимательно послушайте и отгадайте загадку

Я весь мир слепить готов-

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин-

У меня есть…

Воспитатель. А вы хотите побольше узнать о пластилине, его свойствах, сделать пластилин самостоятельно?

Дети. Да

Чтобы поближе познакомиться с этим материалом предлагаю вам отправиться в лабораторию.

А что такое лаборатории, кто знает? А кто такие учёные? Чем они занимаются?

Правильно, учёные это люди, которые наблюдают, изучают предметы и явления, записывают всё, что происходит. А потом проводят опыты, если опыт получился, то делают новые интересные открытия (дети рассматривают иллюстрации). Ребята, как одеты учёные, для чего им нужны халаты?

Прежде чем мы приступим к работе, ответьте на вопрос: Что вы знаете о пластилине?  Что такое пластилин? Из чего он сделан? Кто его изобрёл?

Пластилин или «Глина, которая не высыхает» – это материал для лепки. Изготовляется из очищенного и измельчённого порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в разные цвета.

Служит для выполнения фигур и различных изображений.

Пластилин был изобретён в конце 19 века. Точная формула того пластилина до сих пор секрет. Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях  обычную глину  по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки.

Давайте вспомним какие свойства пластилина нам известны:

(ответы детей ) может быть твердым, мягким. Его можно разминать, разрезать, отрывать, мягок, долго не засыхает, всегда готов к лепке.  

Ребята, предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными фактами из истории пластилина.

Дети рассматривают слайды.

Презентация: «Некоторые интересные факты из истории  пластилина»

Вы сегодня ученые. Надевайте фартуки и пройдем в лабораторию, занимайте рабочие места.

(на каждое рабочее место, каждому ученому, положено сердечко разного цвета).

Уважаемые учёные, прежде чем мы приступим к исследовательской деятельности нам нужно выбрать руководителя лаборатории. У вас на столах лежит «игровое поле» и фишки для голосования. Прошу вас проголосовать и выбрать руководителя лаборатории.

Пример: два стола (две лаборатории) по 5 человек за столом. Каждый учёный берёт фишку и кладёт на  «игровое поле», на сердечко того цвета кого хотел бы видеть руководителем лаборатории.

«игровое поле»(2шт)

Фишки(10 шт)

Воспитатель озвучивает результат голосования:

руковадитель лаборатории №1(имя),

руковадитель лаборатории №2(имя).

Поздравляю вас ребята.

Готовы? Начинаем.

Опыт №1.Вам уважаемые ученые предстоит узнать тонет или не тонет в питьевой воде пластилин. И от чего это зависит.

Ребята вы сейчас пообщайтесь друг с другом и решите, что вы будете делать чтобы определить следующее  свойство пластилина.

(воспитатель принимает ненавязчивое участие в обсуждении)

Ну, что руководители лабораторий, все обменялись мнениями?

Спросите у своих ученых, чем они будут заниматься? Как это будут делать?

Можно ответ строить с опорой на карточку с алгоритмом действий. Отвечают по очереди.

Руководитель. (Имя) что ты сегодня будешь делать? Ответ.

А как ты это будешь делать? Ответ.

Теперь приступим к опыту

Слепите из пластилина шарик и опустите его в воду. Что произошло? Почему? (шарик плотный, тяжёлый в нём нет воздуха). 

Вывод: пластилин в воде тонет.

Воспитатель. Вот вам задача, ребята. Как сделать так, чтобы шарик из пластилина не утонул.

Выслушивает ответы детей, обращает внимание на правильный ответ.

Достаньте шарик и попробуйте сделать из него тонкую с закруглёнными краями лодку. Опустите тихонько лодку в воду. Что вы наблюдаете? (лодка плавает она лёгкая, в ней есть воздух, она больше чем шарик)

hello_html_m6f430806.gif

Вывод: поверхность воды может удерживать предметы из тонущих материалов (пластилина), если им придать форму.

Опыт №2: Вам уважаемые ученые  предстоит узнать тонет или не тонет пластилин в  газированной воде. И от чего это зависит.

Сейчас вы повторите первый опыт, только вместо питьевой воды пластилиновый шарик поместите в газированную воду. Что происходит? Почему шарик плавает? Ответы детей

 https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-228157-1467097648.jpg

Вывод: пузырьки газа (воздуха) лёгкие, они облепили пластилин и подняли на поверхность воды.

Опыт №3

Предлагаю взять красный и белый пластилин, чёрный и белый пластилин, красный и синий пластилин. Предлагаю его смешать. Что произошло?

Смешали пластилин, получили новые оттенки.

Красный и белый при смешивании превратился в розовый, чёрный и белый стал серым, а красный и синий стал фиолетовым.

                

        

        +        =

                

        

        +        =

          +        =

Отсюда можно сделать вывод: пластилин при смешивании меняет цвет.

Опыт №4

Раскатали пластилин, а затем потянули за концы. Что произошло?  Он тянется.  

Вывод: пластилин пластичен, из него можно лепить все что  угодно. Сделанные предметы не деформируются и не растекаются. 

Воспитатель. Молодцы ребята, хорошо потрудились пора и отдохнуть

Игра «Замри» - в этой игре нужно смешиваться, замирать и группироваться. Когда зазвучит музыка нужно смешиваться (ходить, выполнять разные движения, танцевать и т. д), когда музыка остановится – замираете, в это время я задаю вам вопросы, вы молча находите на него ответ, который вам подскажет, сколько человек должно быть в группе.

Приготовились. Звучит музыка, дети смешиваются.

Пауза- дети замирают

Вопрос.

Сколько времён года(4)- дети группируются по 4 человека.

Опять звучит музыка, и т.д.

- Сколько будет 2+3?

- Сколько в неделе выходных дней?

- Сколько лап у трёх гусей?

- Сколько глаз у человека?

Воспитатель. Ну что ж продолжим нашу работу в лаборатории. Скажите пожалуйста,  если вдруг у нас закончиться пластилин, какой материал мы можем использовать для лепки.

Ответы детей

 Эксперимент  «Замена пластилина – глиной».

Прежде чем лепить из глины, её нужно приготовить.

 Её необходимо замочили в воде, добиться нужной консистенции и только потом лепить, хранить глину нужно в полиэтиленовом пакете, чтоб не засохла. Поделки нужно хорошо высушить при комнатной температуре, а потом можно обжечь.

Дети лепят из глины . Что вы можете сказать о глине, как о материале для лепки. Ответы детей

Вывод: 

  • пластилин нежней, чем глина.
  • Глина  - быстро сохнет, а пластилин – не сохнет и не твердеет.
  • Глина - крошится, растрескивается, а пластилин – нет.
  • Глина - теряет  свои качества при длительном хранении,  а  у пластилина - срок годности не ограничен.
  • Глина -  бесцветный материал, а пластилин – цветной.
  • Глина - сильно прилипает к рукам, а пластилин – не прилипает.

Эксперимент «Замена пластилина – солёным тестом».

Дети лепят из соленого теста (из приготовленного)

Вывод: из солёного теста можно лепить, но у него есть свои минусы. Оно быстро сохнет (его надо держать в полиэтиленовом мешочке) и на нём образуется корочка. При высыхании поделка трескается и оно может вспучиваться.

Воспитатель. Уважаемые учёные, а вы знаете, что пластилин можно сделать самим в домашних условиях. Хотите попробовать. Существует несколько рецептов, мы же воспользуемся следующим:

Кукурузный крахмал

Кондиционер для волос

Всё смешаем в пропорции 2:1

400гр кукурузного крахмала+200гр кондиционера для волос

Добавим гуашь нужного цвета.

Рефлексия:

Дети с колокольчиками стоят вокруг воспитателя

Вот мы и закончили нашу работу в лаборатории и пусть зазвенит колокольчик у того кому было интересно. Что вам понравилась делать больше всего? Ответы детей.

Пусть зазвенит колокольчик у того, кто узнал что-то новое о пластилине.

Пусть зазвенит колокольчик у того, кому было трудно.

А какие трудности, вы испытывали во время проведения опыта?

Ответы детей

Сегодня мы с вами были исследователями и это не беда, что у кого- то, что-то не получилось. Даже взрослые, чтобы сделать открытие преодолевают много трудностей.

А сейчас зазвенит мой колокольчик.

 Я хочу вам сказать: «Мне приятно было с вами работать, вы прилежно трудились и пластилиновые секреты нам сегодня открылись. Я желаю вам успехов в работе с пластилином, чтобы вы получали радость и удовольствие от этой деятельности. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пластилиновые фантазии» Цель: знакомство с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию буклет с техниками лепки. Буклет призван дать возможность взрослым разнообразить занятия по лепке, создать творческую атмосферу и познакомить детей с удиви...

Конспект занятия по лепке «Пластилиновая сказка» (старшая группа) Техника: пластилиновая живопись.

Цель: учить детей передавать в лепке изображения любимых сказочных героев, основываясь на знания и опыт, полученные ранее. Совершенствовать умение выполнять работу в технике пластилиновая живопись: ри...

"Пластилиновые секреты"

Большинство родителей, которые желают заняться лепкой с детьми, испытывают массу различных проблем, а их разрешение требует получения ответов на многие вопросы. Я   предлагаю  познакоми...

Конспект НОД по лепке "Пластилиновый секрет"

Автором представлена методическая разработка по изобразительной деятельности....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Пластилиновые  секреты»

Формирование предпосылок поисковой деятельности. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Развитие умения определять возможные ме...