НОД: тема: «Русская матрешка»
методическая разработка по аппликации, лепке

Ильиных Анастасия Викторовна

Познакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрёшкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_nod_applikatsiya.docx108.28 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема: «Русская матрешка»

2 младшая группа

Цель:

Познакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрёшкой.

Задачи:

- создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрешки узором, используя геометрические фигуры (круг, овал);

- способствовать развитию умения работать аккуратно;

- приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчеству;

- воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

Материал: Матрешка из 4 элементов, письмо (заранее подготовленное), матрешка с грустным лицом, цветные овалы и круги, подставки, салфетки, клей, «матрешки – подружки», демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек.

Предварительная работа: рассматривание матрешки, игры с ними.

Подготовительная группа

Цель: создание матрешки в технике обрывной аппликации.

Задачи:

-продолжать знакомить детей с техникой обрывной аппликации;

-развивать мелкую моторику, творческие способности;

-воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

Программные задачи:

- Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке;

- Дать возможность детям возможность ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;

- Продолжать учить детей работать с трафаретом;

- Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества

- Прививать любовь к русской культуре.

Развивающие: - развивать чувство формы, цвета (подбирать гармоничные цветосочетания):

- развивать творческое воображение.

Здоровье сберегающие:

- продолжать учить детей следить за своей осанкой;

- продолжать формировать правила безопасного поведения при работе с клеем.

Воспитательные:

- воспитывать художественный вкус;

- воспитывать аккуратность при работе с клеем;

- воспитывать интерес к сотворчеству.

Оборудование:

Презентация, матрешки деревянные, силуэт матрешки на белой бумаги, ножницы, клей ПВА, цветная бумага.

Ход НОД

1.Введение в игровую ситуацию. (Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу)

- Здравствуйте ребята. Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня. Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я хочу вам рассказать новую, а вот о чем она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… (матрешка).(Ребята отгадывают)

2.Основная часть.

-Молодцы! Отгадали, о матрешке. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.  Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.(Звучит русская народная музыка, дети садятся на ковер рядом с воспитателем)

 -Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу.  Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите посмотреть, какой была первая деревянная матрешка, и какие есть сейчас?  Я приглашаю вас посмотреть презентацию.

Просмотр презентации «Русская матрешка»

-Ребята, а вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (Матрёшка)

-Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают такие изделия, потому что все эти изделия делают только в России.

Ой, ты барышня – матрешка,

разноцветная одежка.

Знает весь огромный мир

этот русский сувенир.

-А сейчас я покажу вам секрет куклы-матрёшки. Матрёшка раскрывается.

Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.

-У каждой матрешки  на голове платочек, сарафаны яркие, праздничные. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.

-Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вижу по глазам, что и вам тоже хочется танцевать.
 Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»

(муз.Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

Продуктивная деятельность. (Младшая группа: аппликация, подготовительная группа: обрывная аппликация)

-Ребята, а у наших матрешек есть подружки, только они не деревянные.

Дети, из чего сделаны эти матрешки?(Из бумаги)

-Значит, они какие?(Бумажные)

- Ребята, посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными, чем они отличаются?(Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)

-Скажите, а как мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки? (украсить сарафанчики)

-Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!

Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (Дети садятся за столы, на которых  лежат бумажные матрешки.)

-Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,
чтобы радовал он взор.

Подготовительная группа работает самостоятельно после объяснения задания, младшая группа работает с воспитателем.

(Так как аппликация у нас обрывная, то дети заранее делают заготовки, обрывают мелкими произвольными кусочками разноцветную бумагу.)

Затем, в произвольном порядке цветов, дети приклеивают обрывки цветной бумаги.

2 мл.группа.

Вос-ль: А каким узором вы, дети, хотите, украсить сарафан матрешки?

Ответы детей…

Вос-ль: Молодцы ребятки! Узоры бывают разные и полосочки, и цветочки, и крапинки. А мы с вами украсим сарафан горошками.

Показывая на горошки, вос-ль спрашивает детей:

- Скажите, а горошки на какую геометрическую фигуру похожи?

Дети: Круг!

Вос-ль: Давайте, ребятки, наклеим кружки на сарафанчик матрешке и

у нее будет сарафан в горошек.

Далее вос-ль напоминает, как намазывать кружки клеем и приклеивать их

на бумагу. Выполнять работу аккуратно, прижимать салфеткой.

3. Заключительная часть.

- Как вы думаете, мы смогли развеселить матрешек?(Да )

-Почему вы так решили?(Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные).

-Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.

-Какие вы хорошие мастера. Мне пора с вами прощаться, а вы немного поиграйте с матрёшками.

Итог подготовительная группа

Вопросы к детям:

Какие красивые матрешки у вас получились, кто их сделал такими красивыми? (Ответы детей).

Как вы это сделали?

Что сложно вам было выполнить?

http://raskraski-dlya-malchikov.ru/wp-content/uploads/matreshka-2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие во второй младшей группе на тему: «Русские-матрешки».

Цели и задачи:«Познание».Познакомить детей с русской игрушкой матрешкой. Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.Развивать у детей память, мы...

НОД с использованием народно прикладного искусства по теме: «Русская матрешка»

  Программное содержание:- Обобщать знания детей о самой популярной народной деревянной игрушке-матрешке.                     –--- Уч...

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: Русская матрешка

Данный конспект представляет собой интегрированное занятие в области познание. Конспект охватывает такие области как формирование математических представлений и рисование. В данном конспекте представл...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР На тему: «Русская матрешка».

Цель занятия - познакомить детей с декоративно-прикладным искусством – русской матрешкой....

Конспект НОД по изодеятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Русские матрешки».

Конспект НОД по изодеятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Русские матрешки».Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством....

Педагогический проект на тему: "Русская матрешка"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №12 «Золотой петушок»          Педагогический проект на тему: «Русская мат...

Комплексное занятие с детьми старшей группы по теме : «Русская матрешка».

Комплексное занятие с детьми старшей группы по теме :«Русская матрешка». Подготовила: Воспитатель: Дмитриева А.В. Цель:формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке. Ход занятия Звучи...