Комплексное занятие с детьми старшей группы по теме : «Русская матрешка».
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Дмитриева Алена Владимировна

Комплексное занятие с детьми старшей группы по теме :«Русская матрешка». Подготовила: Воспитатель: Дмитриева А.В. Цель:формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке. Ход занятия Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки… В группу входит Сказочница с сундучком. Сказочница : Здравствуйте, дети, здравствуйте! Сундучок я нынче принесла Сундучок тот не простой, И товар в нем расписной. Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ. Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Загадка. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша русская … . (Ответы детей – матрешка) Сказочница: Конечно, это Матрешка!(Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой). Какая замечательная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Сказочница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка более 100 лет. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Сказочница:Из чего делают матрешку? Дети: Из дерева. Сказочница: Из дерева делают заготовку, а потом расписывают красками и покрывают лаком. (акцентируется внимание на матрешек). Сказочница: Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. Сказочница: И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят: - «Люби дело – мастером будешь». - «Дело мастера боится». -« Всякий мастер сам себе дивиться». Сказочница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно. Я из тихого зеленого Городка Семенова. В гости к вам пришла Букет цветов садовых Розовых, бордовых В подарок принесла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovoe_zanyatie_matreshki.odt23.41 КБ

Предварительный просмотр:

        Комплексное занятие с детьми старшей группы по теме :

«Русская матрешка».

Цель:формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
  •  Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево- Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

Развивающие:

  • Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
  • Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
  •  Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

Воспитательная:

  • Воспитывать любовь к народному искусству.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций о матрешках.
  • Чтение стихотворений о матрешках.
  • Загадывание загадок об игрушках.
  • Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.
  • Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».

Ход занятия

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…

В группу входит Сказочница с сундучком.

Сказочница :

Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Сундучок  я нынче принесла

Сундучок  тот не простой,
И товар в нем расписной.

Вынимаю напоказ.

И веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … .

(Ответы детей – матрешка)

Сказочница:

Конечно, это Матрешка!(Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой).  Какая замечательная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей)

Сказочница:

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка более 100 лет. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Слайд 1.

Сказочница:Из чего делают матрешку?

Дети: Из дерева.

Слайд 2.

Сказочница: Из дерева делают заготовку, а потом расписывают красками и покрывают лаком. (акцентируется  внимание на матрешек).

Слайд 3.

Сказочница:

Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

Слайд 4.

Сказочница:

И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

- «Люби дело – мастером будешь».

- «Дело мастера боится».

-« Всякий мастер сам себе дивиться».

Сказочница:

Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.

Слайд 5.

Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.

Сказочница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?

Дети:Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.

Сказочница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.

Сказочница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,
Звонкий бубен принесла.

Слайд 6.

Сказочница: Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Сказочница:

Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.

Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.

Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.

Слайд 7.

Сказочница:

Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

Сказочница: Ребята, у меня в сундучке есть матрешки и я  всех матрешек случайно  перепутала. Помогите их собрать.

Дети собирают пазлы и рассказывают, какую матрешку собрали, почему она так называется, как расписана.

Сказочница:Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Сказочница: Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.

Слайд 7.

Слайд 8.

Какие же бывают матрешки – сувениры?

Ответы детей.

На слайдах появляются матрёшки – сувениры.

Слайд 9 — 15.

Сказочница: Кому мы можем подарить эти сувениры?

Дети:

- Малышу мы можем подарить матрешку – погремушку.

- Ребенку чуть постарше – матрешку – сказку, пальчиковый театр.

- Маме мы можем подарить магниты на холодильник.

- Бабушке – грелку на чайник, расшитую русскими матрешками.

- Сестренке – брелочки.

- Матрешками можно украшать елки.

Сказочница: Но какой бы сувенир мы с вами не выбрали, он всегда радует нас своей оригинальностью и красотой.

Сказочница:Ребята, а вы бы хотели получить такие сувениры или подарить своим родным?

Дети: Да.

Сказочница: Но где сейчас их можно взять? Что мы с вами можем  для этого сделать?

Дети:

- сделать своими руками;

- украсить;

- нарисовать;

- расписать;

- нарядить.

Сказочница:Я предлагаю вам сегодня побыть мастерами по росписи матрешек, но вначале физкультминутка. (Дети проходят в мастерскую).

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!

Сказочница: Для работы мы с вами наденем фартуки и ленты и превратимся в настоящих мастеров.

Сказочница:Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать,  и рисовать  каждый свою матрешку. Ну, что же, друзья, за работу.

Практическая работа.

(Звучит русская мелодия).

Сказочница:Итог(рефлексия). Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?

Дети:

- я думал, какие искусные мастера были в давние времена;

- эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;

- я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.

Сказочница: (говорит слова на фоне музыки)

Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворят руками
Все то, что может радовать друзей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

Интегрированное занятие во второй младшей группе на тему: «Русские-матрешки».

Цели и задачи:«Познание».Познакомить детей с русской игрушкой матрешкой. Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.Развивать у детей память, мы...

Комплексное занятие с детьми старшей группы на тему: Рассказывание о хлебе. Рисование "Нива золотая".

Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать как его выращивают и пекут; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; учить отображать впечатления об окружающ...

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы на тему: "Загадочный космос".

Знакомить детей с понятием "Солнечная система", расширять знания детей о планете Земля, закрепить знания детей о строении Солнечной системы, космических явлениях, понятия "звезды". "кометы", "планеты"...

Конспект интегрированной НОД в старшей группе на тему: «Русская матрешка».

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Русские народные игрушки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Русские народные игрушки»Цель: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего на...