Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники
статья по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Кришталь Нелли Николаевна

в статье предлагаются приемы для облегчения знакомства детей с архитектурой и скульптурой, через приемы мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники»

         С искусством архитектуры ребенок соприкасается очень рано: объекты архитектуры

крупных и малых форм, ландшафтная архитектура ежедневно попадают в поле его зрения.

Изучение и освоение дошкольником своего «место проживания», как правило, начинается

с восприятия архитектуры, а окружающие его здания и сооружения оказывают решающее

влияние на формирование образа родного города, края. Не случайно ознакомление детей

дошкольного возраста с архитектурой сегодня осуществляется, прежде всего, в контексте

ознакомления с родным городом, его историей, культурой, достопримечательностями и

памятниками.

         Архитектура обладает значительным потенциалом в художественно-стетическом,

познавательно-речевом и социально-личностном развитии ребенка-дошкольника,

потенциалом, который, к сожалению, недостаточно осознается и далеко не в полной мере

используется в практике дошкольного образования.

          При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их

понимания памятниками архитектуры, как отмечает Т.С. Комарова, развивается умение

восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого

архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.

           По мнению СЮ. Барышниковой, приобщение к архитектуре способствует

формированию художественного восприятия, осознанию художественной и эстетической

ценности архитектуры, образованию устойчивой потребности воспринимать, переживать

эстетические ценности.

             С.Ю. Барышникова подчеркивает, что приобщение к архитектуре способствует

формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким

кругов предметов и явлений. Общение © архитектурой делает ребенка отзывчивым к

красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному

наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности,

художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность

выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности.

           В исследовании Д.С. Салария раскрываются принципы построения материала по

ознакомлению с архитектурой:

  • использование архитектурного наследия родного края;
  • учет возрастных особенностей детей при освоении этого вида искусства;
  • оптимальное соотношение теоретической и практической деятельности в процессе
  • изучения архитектуры.

        Л.В. Яхнин в своей работе выделяет факторы развития восприятия архитектурно-

художественной среды

  • архитектурная среда, непосредственно окружающая ребенка и создающая своим воздействием основы художественного вкуса и художественного отношения к архитектуре;
  • общая художественная подготовка, приобретаемая на занятиях по изобразительной деятельности, в чтении художественной литературы, просмотрах кинофильмов, телепередач;
  • специальная архитектурно-художественная подготовка, включающая в себя теоретическое изучение данного вида искусства, экскурсии и практическое изучение.

      С.Ю. Барышникова предлагает принципы отбора содержания знаний об архитектуре:

  • доступность содержания знаний;
  • учет теоретических положений эстетики и искусствознания;

      Включение в содержание знаний краеведческого материала, предлагает в содержание знаний об архитектуре включить два блока:

  •  Об архитектуре и людях, которые ее создают.
  • О древнерусском зодчестве.

      К формированию у детей понимания архитектуры как необходимого для человека объекта окружающей действительности мы обращаемся уже, начиная с младшего

дошкольного возраста. Позже мы представляем детям архитектуру и как вид искусства.

Знакомя их с окружающим, мы обращаем внимание на здание детского сада — дома, в котором дети занимаются, играют все вместе, участвуют в праздниках, радуются любым

игрушкам ит. п., подчеркивая, что для этого в здании детского сала есть все необходимые

комнаты. Мы рассматриваем окружающие детский сад дома, в которых живут дети с

родителями, их друзья, сверстники; здания школ, магазинов. Обращаем внимание на то, что

сельские дома отличаются от городских: жилые городские дома высокие, многоэтажные,

по архитектуре более строгие: простые окна, двери, крыша. В сельских домах все части могут быть украшены резьбой, они по-разному раскрашены.

При ознакомлении детей с архитектурой надо ориентироваться прежде всего на

окружающие их объекты, чтобы дети видели те архитектурные сооружения, которые

расположены вблизи от их дома, детского сада и составляют окружающую среду.

Образы различных сооружений, воспринимаемые детьми через посредство

художественного слова, рождают у каждого свой образ, что способствует развитию

воображения.

Необходимо знакомить детей с основными чертами разных типов сооружений и

спецификой каждого вида. У каждого дома должны быть стены, крыша, окна, двери, может

быть крылечко, труба. Части дома иногда украшены узором. Дворцы — это красивые

большие сооружения, они также имеют стены, крышу, двери, окна. Но все архитектурные

части дворца отличаются тем, что они необычной формы, а само здание дворца может

завершаться башенками, шпилями.

Следует включить знакомство детей с художественными альбомами памятников

архитектуры и с художественными открытками.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-Й ГОД ЖИЗНИ)

дать детям представление о том, что дома, в которых они живут, - детский сад, школа

и другие здания — все это архитектурные сооружения.

Познакомить детей с тем, что дома бывают разные по форме, по высоте, по длине, с

разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.

Вызвать у детей желание рассматривать здания, выделять их части, называть местоположение, форму.

Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада: дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр.

Обращать внимание на сходство и различие разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенности.

Учить замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).

Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7-Й ГОД ЖИЗНИ)

Продолжать знакомство детей с архитектурой. Закреплять сведения о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, кинотеатры и др.

Обращать внимание детей на сходство архитектурных сооружений одинакового назначения и на имеющиеся отличия: форма, пропорции (высота, длина, украшения и т. д.).

Подвести детей к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.

Развивать наблюдательность у детей, учить внимательно рассматривать здания.

Замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих здание деталей.

В художественной деятельности учить детей передавать образы разных архитектурных сооружений, поощрять стремление передавать такие детали, как наличники, резной подзор по контуру крыши.

Познакомить детей со специфическими архитектурными частями храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и другие. Знакомя детей с архитектурой, с памятниками архитектуры, прежде всего надо опираться на региональные особенности той местности, в которой они живут.

Вместе с тем важно рассказать детям, что, как в каждом виде искусства, в архитектуре есть замечательные памятники, которые известны во всем мире.

Как формировать и развивать любовь к родному городу интересно и занимательно? В этом могут помочь приемы мнемотехники.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он

будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их

усвоит на лету”.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7-Й ГОД ЖИЗНИ)

Продолжать знакомство детей с архитектурой. Закреплять сведения о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, кинотеатры и др.

Обращать внимание детей на сходство архитектурных сооружений одинакового назначения и на имеющиеся отличия: форма, пропорции (высота, длина, украшения и т. д.).

Подвести детей к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.

Развивать наблюдательность у детей, учить внимательно рассматривать здания.

Замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих здание деталей.

В художественной деятельности учить детей передавать образы разных архитектурных сооружений, поощрять стремление передавать такие детали, как наличники, резной подзор по контуру крыши.

Познакомить детей со специфическими архитектурными частями храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и другие. Знакомя детей с архитектурой, с памятниками архитектуры, прежде всего надо опираться на региональные особенности той местности, в которой они живут.

Вместе с тем важно рассказать детям, что, как в каждом виде искусства, в архитектуре есть замечательные памятники, которые известны во всем мире.

Как формировать и развивать любовь к родному городу интересно и занимательно? В этом могут помочь приемы мнемотехники.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он

будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их

усвоит на лету”.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворени!

Их использование повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру,

а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде

деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко

вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Суть приема заучивания стихотворений заключается в следующем: на каждое слово

или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все

стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя

графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе

взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно

включается в процесс создания своей схемы. Овладение приемами работы с

мнемотаблицами значительно сокращают время обучения.

Работа с мнемотаблицей:

  1. Рассматривание мнемотаблицы.
  2. Перекодирование информации.
  3. Воспроизведение таблице по памяти.

Этапы работы со стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2.Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это

стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с

опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Это помогает решить следующие обучающие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации)

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов — зрительно-пространственной памяти,

внимания, образного и словесно-логического мышления; помогает овладению приёмами

запоминания и составления рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга.

В статье представлен мой опыт по приобщению родителей к ознакомлением детей с культурой Санкт-Петербурга....

Знакомство детей дошкольного возраста с Санкт -Петербургом

Знакомство детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом через продуктивную деятельность....

Знакомство детей дошкольного возраста с Санкт -Петербургом

Статья написана  на основе знакомства детей  дошкольного возраста с историей и  культурой г. Санкт-Петербурга....

Знакомство детей дошкольного возраста с искусством архитектуры

Знакомство детей дошкольного возраста с искусством архитектуры...

Статья “Формирование у детей дошкольного возраста любви и уважения к Санкт-Петербургу”

В статье представлен материал о том, как знакомить детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга, его основными символами...