«Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники»
статья по окружающему миру (старшая группа)

Использование инновационных технологий при знакомстве с родным городом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sankt-peterburg_mnemotehnika.docx247.74 КБ

Предварительный просмотр:

Круглякова Юлия Николаевна

Выступление на научно-практическом семинаре «Россия – Финляндия: образовательные системы. Преемственность и межпредметные связи» по теме: «Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой

Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники»

С искусством архитектуры ребенок соприкасается очень рано: объекты архитектуры крупных и малых форм, ландшафтная архитектура ежедневно попадают в поле его зрения. Изучение и освоение дошкольником своего «место проживания», как правило, начинается с восприятия архитектуры, а окружающие его здания и сооружения оказывают решающее влияние на формирование образа родного города, края. Не случайно ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой сегодня осуществляется, прежде всего, в контексте ознакомления с родным городом, его историей, культурой, достопримечательностями и памятниками.

Архитектура обладает значительным потенциалом в художественно-эстетическом, познавательно-речевом и социально-личностном развитии ребенка-дошкольника, потенциалом, который, к сожалению, недостаточно осознается и далеко не в полной мере используется в практике дошкольного образования.

При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, как отмечает Т.С. Комарова, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.

По мнению С.Ю. Барышниковой, приобщение к архитектуре способствует формированию художественного восприятия, осознанию художественной и эстетической ценности архитектуры, образованию устойчивой потребности воспринимать, переживать эстетические ценности.

С.Ю. Барышникова подчеркивает, что приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругов предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности.

В исследовании Д.С. Салария раскрываются принципы построения материала по ознакомлению с архитектурой:

  • использование архитектурного наследия родного края;
  • учет возрастных особенностей детей при освоении этого вида искусства;
  • оптимальное соотношение теоретической и практической деятельности в процессе изучения архитектуры.

Л.В. Яхнин в своей работе выделяет факторы развития восприятия архитектурно-художественной среды:

  • архитектурная среда, непосредственно окружающая ребенка и создающая своим воздействием основы художественного вкуса и художественного отношения к архитектуре;
  • общая художественная подготовка, приобретаемая на занятиях по изобразительной деятельности, в чтении художественной литературы, просмотрах кинофильмов, телепередач;
  • специальная архитектурно-художественная подготовка, включающая в себя теоретическое изучение данного вида искусства, экскурсии и практическое изучение.

С.Ю. Барышникова предлагает принципы отбора содержания знаний об архитектуре:

  • доступность содержания знаний;
  • учет теоретических положений эстетики и искусствознания;

Включение в содержание знаний краеведческого материала, предлагает в содержание знаний об архитектуре включить два блока:

  • Об архитектуре и людях, которые ее создают.
  • О древнерусском зодчестве.

     К формированию у детей понимания архитектуры как необходимого для человека объекта окружающей действительности мы обращаемся уже, начиная с младшего дошкольного возраста. Позже мы представляем детям архитектуру и как вид искусства.

     

Знакомя их с окружающим, мы обращаем внимание на здание детского сада – дома, в котором дети занимаются, играют все вместе, участвуют в праздниках, радуются любым игрушкам  и т. п., подчеркивая, что для этого в здании детского сада есть все необходимые комнаты. Мы рассматриваем окружающие детский сад дома, в которых живут дети с родителями, их друзья, сверстники; здания школ, магазинов. Обращаем внимание на то, что сельские дома отличаются от городских: жилые городские дома высокие, многоэтажные, по архитектуре более строгие: простые окна, двери, крыша. В сельских домах все части могут быть украшены резьбой, они по-разному раскрашены.

При ознакомлении детей с архитектурой надо ориентироваться прежде всего на окружающие их объекты, чтобы дети видели те архитектурные сооружения, которые расположены вблизи от их дома, детского сада и составляют окружающую среду.

Образы различных сооружений, воспринимаемые детьми через посредство художественного слова, рождают у каждого свой образ, что способствует развитию воображения.

Необходимо знакомить детей с основными чертами разных типов сооружений и спецификой каждого вида. У каждого дома должны быть стены, крыша, окна, двери, может быть крылечко, труба. Части дома иногда украшены узором. Дворцы – это красивые большие сооружения, они также имеют стены, крышу, двери, окна. Но все архитектурные части дворца отличаются тем, что они необычной формы, а само здание дворца может завершаться башенками, шпилями.

Следует включить знакомство детей с художественными альбомами памятников архитектуры и с художественными открытками.

                                   

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-Й ГОД ЖИЗНИ)

дать детям представление о том, что дома, в которых они живут, - детский сад, школа и другие здания – все это архитектурные сооружения.

Познакомить детей с тем, что дома бывают разные по форме, по высоте, по длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.

Вызвать у детей желание рассматривать здания, выделять их части, называть местоположение, форму.

Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада: дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр.

Обращать внимание на сходство и различие разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенности.

Учить замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).

Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7-Й ГОД ЖИЗНИ)

Продолжать знакомство детей с архитектурой. Закреплять сведения о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, кинотеатры и др.

Обращать внимание детей на сходство архитектурных сооружений одинакового назначения и на имеющиеся отличия: форма, пропорции (высота, длина, украшения и т. д.). Подвести детей к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.

Развивать наблюдательность у детей, учить внимательно рассматривать здания. Замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих здание деталей.

В художественной деятельности учить детей передавать образы разных архитектурных сооружений, поощрять стремление передавать такие детали, как наличники, резной подзор по контуру крыши.

Познакомить детей со специфическими архитектурными частями храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и другие. Знакомя детей с архитектурой, с памятниками архитектуры, прежде всего надо опираться на региональные особенности той местности, в которой они живут.

Вместе с тем важно рассказать детям, что, как в каждом виде искусства, в архитектуре есть замечательные памятники, которые известны во всем мире.

Как формировать и развивать любовь к родному городу интересно и занимательно? В этом могут помочь приемы мнемотехники.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений.

Их использование повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Суть приема заучивания стихотворений заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения.

Работа с мнемотаблицей:

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Перекодирование информации.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Этапы работы со стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Это помогает решить следующие обучающие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации)

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – зрительно-пространственной памяти, внимания, образного и словесно-логического мышления; помогает овладению приёмами запоминания и составления рассказов.

Примеры использования мнемотаблиц о городе:

Санкт - Петербург

В осеннем тумане

В январском снегу

Стоит Петербург

На морском берегу.

С дворцами и

Парками

Строг и красив

Как – будто

Вплывает

В широкий залив.

«Любимый город Петербург». Использование приемов мнемотехники для заучивания стихотворений

2

Мнемотаблица «Архитектура Зимнего дворца»

  1. Зимний дворец
  2. Сейчас это музей
  3. Архитектор Бартоломео Франческо Растрелли
  4. Дворец был построен по приказу Екатерина Второй
  5. Здание из 3х этажей
  6. Здание формы прямоугольника с обширным внутренним двором
  7. Расцветка зимнего дворца: цвет морской волны, белая и золотая лепнина
  8. Здание украшено пилястрами и колонными коринфского ордера
  9. На крыше расположена балюстрада с 186 статуями и вазонами
  10. На главном входе 4х колонный портик
  11. Окна прямоугольной и арочной формы
  12. Над окнами есть сандрики
  13. Здание украшено ангелами-херувимами, львиными мордами
  14. Здание украшено волютами, курантами
  15. Парадный вход со стороны площади украшают кованные ворота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В статье дан анализ работы по проекту "За добро добром платят", итогом которого является экологическая сказка "Об одиноком красавце дубе"....

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность

Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТВОРЧЕСТВОМ А,С, ПУШКИНА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

23 апреля в МБДОУ детский сад №65 комбинированного вида в рамках ШППО воспитателей прошел показ развлечения: " Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок", в котором приняли участие...

Формирование у детей дошкольного возраста мотивации к духовно – нравственному развитию через знакомство с родной культурой

Цель работы педагогов как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию....

Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"

Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами....

Знакомство детей дошкольного возраста с искусством архитектуры

Знакомство детей дошкольного возраста с искусством архитектуры...

Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники

в статье предлагаются приемы для облегчения знакомства детей с архитектурой и скульптурой, через приемы мнемотехники....