Кружок "Чудо лепка"
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Баязитова Регина Рашитовна
Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, он позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников.
В процессе деятельности кружка «Чудо-лепка» повышается сенсорная чувствительность, развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_lepka.docx51.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Табель посещаемости

Дополнительного образования

направление: «Художественно-эстетическое развитие»

тема:« «Чудо лепка»» для детей 4-5 лет

Срок реализаций 1 год

                                                                                                Составил:    

                                                                                                воспитатель

                                                                                                Баязитова Р.Р

                                                                                                Имеющая категория-

                                                                                                 первая

Туймазы 2019

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Принято                                                                              Утверждаю

На заседание педагогического совета                             Заведующий МАДОУ детский

№ от                                                                                    сад №20 г. Туймазы

                                                                                 ______________Хайруллина Л.Р.

                                                                                 Приказ      

Программа

Дополнительного образования

направление: «Художественно-эстетическое развитие»

тема:« «Чудо лепка»» для детей 4-5 лет

Срок реализаций 1 год

                                                                                                Составил:    

                                                                                                воспитатель

                                                                                                Баязитова Р.Р

                                                                                                Имеющая категория-

                                                                                                 первая

Туймазы 2019

Содержание

 Введение

Пояснительная записка.

Виды деятельности.

Список детей посещающих кружок.

Тематический план

Используемая литература

Табель посещаемости

Пояснительная записка.

Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, он позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников.

В процессе деятельности кружка «Чудо-лепка» повышается сенсорная чувствительность, развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук.

Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразить мысль и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

В основу программы заключены разные виды деятельности: рассказы, беседы, наблюдения, организация выставок, составление правил работы с пластилином, рассматривание образцов, сбор природного материала, заучивание стихов. Программа кружка «Чудо-лепка» обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Календарная последовательность занятий выстроена в соответствии с сезонными явлениями природы.

Дети повышают и совершенствуют свое мастерство в уже знакомых техниках, усложняют композицию и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. Занятия проводятся четыре раза в месяц.

В программе даны рекомендации по организации занятий и приемы изображения различными способами и материалами.

Цель: развитие творческих и художественных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление поделок из пластилина.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей практические приемы и навыки при занятиях лепкой (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание и т. д.); закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения; научиться лепить из различных материалов (пластилин, тесто, глина и др.)

Развивающие: развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию; развитие пространственного представления и цветового восприятия; развивать мелкую моторику рук; развитие связной речи.

Воспитательные: воспитывать аккуратность и бережное отношение в работе с пластилином; воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному, трудолюбие и старание.

Виды деятельности:

1. Организованная образовательная деятельность (художественно-эстетическое развитие).

2.Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала.

3. Доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному).

4. Игры, игровые приемы.

5. Организация и оформление выставок детских работ.

 Тематический план программы кружка «Чудо-лепка».

Сентябрь.

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

«Овощи»

Загадывание загадок про овощи; дидактическая игра «Угадай по описанию»; беседа «Что растет на грядке?»

Заучивание физминутки: «Овощи».

 Формировать умение у детей лепить предметы овальной и круглой формы. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности

2 неделя

«Фрукты»

Загадывание загадок про фрукты; дидактическая игра: «Чудесный мешочек»; беседа «Что растет в саду?»

Заучивание физминутки: «Фрукты».

Продолжать учить лепить предметы овальной и круглой формы.  Подводить к эмоциональной оценке своих работ.

3 неделя

«Жуки на цветочной клумбе»

Рассматривание жуков или их изображений, беседа о внешнем виде и разнообразии жуков. Чтение чистоговорок Г. Лагздынь (работа над звуковой культурой речи,

Упражнение в звуковом анализе слов)

Учить детей лепить жуков, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек). Закрепить способ лепки полусферы (частичное сплющивание шара). Развивать координацию в системе «глаз-рука», синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

4 неделя

«Ушастые пирамидки»

Рассматривание игрушечных пирамидок и дидактические игры-упражнения с цветными колечками разной величины (задания: собрать пирамидку по образцу, сложить колечки от самого большого к самому маленькому и наоборот).

Учить детей лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушкой в виде головы медвежонка, зайчонка, котёнка (по выбору).

Показать приёмы планирования работы (выкладывание комочков пластилина в ряд от самого большого к самому маленькому).

Развивать чувство цвета, формы и величины.

Октябрь

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

«Петя-петушок, золотой гребешок

Рассматривание Плаката «Дубрава. Лесные поделки». Книга «Старичок-лесовичок» (автор И.А. Лыкова). Занятия с природным материалом.

Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала. Показать варианты сочетания художественных материалов.

2 неделя

«Вот какой у нас арбуз!»

Рассматривание картинок арбуза, Формирование понятия о целом и его частях (в различных вариантах - половинки, четвертинки и более мелкое деление).

Отгадывание загадок про арбуз, составленных Г. Лагздынь.

Формировать понятие о целом и его частях как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. Развивать мышление и творческое воображение.

3 неделя

«Мухомор»

Беседа о грибах. Рассказ педагога о съедобных и ядовитых грибах (с опорой на наглядность).

Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Рассказ грибника».

Учить детей лепить мухомор из четырёх частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка)..

Уточнить представление о строении мухомора для более точной передачи формы и пропорций частей. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изо деятельности.

4 неделя

«Во саду ли, в огороде (грядка с капустной и морковкой)»

Загадывание и отгадывание загадок, рассматривание овощей, беседа об овощах как огородной культуре. Уточнение представлений о том, что такое овощи, кто какие овощи любит, что из них можно приготовить, как овощи заготавливают на зиму

Учить лепить морковку и капусту, передавая форму и характерные особенности овощей: морковка в форме конуса с кудрявым хвостиком, капуста из ленты, свёрнутой в вилок (в форме бутона или розана). Вызвать желание лепить по мотивам литературных произведений и включать лепные образы в игры-драматизации. Развивать творческое мышление и воображение

Ноябрь

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

«Вот ёжик - ни головы, ни ножек...»

Рассматривание изображений ежей в детских иллюстрированных изданиях, беседа о внешнем виде и образе жизни ежей. Чтение рассказа Е. Чарушина «Ёжик». Отгадывание загадок о лесных животных. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Ёжик»

Учить детей лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.

2 неделя

«Лижет лапу сибирский кот»

Беседа о домашних животных. Рассматривание изображений кошки. Тактильное обследование игрушечной кошки. Составление описательного рассказа о кошке.

Учить детей создавать пластическую композицию: лепить спящую кошку. Развивать способности к формообразованию. Воспитывать интерес к лепке выразительных образов по мотивам литературных произведений.

3 неделя

«Девочка в зимней одежде»

Беседа о сезонных изменениях; Рассматривание одежды; сюжетно ролевая игра: «Оденем куклу на прогулку».

Вызвать у детей желание передать образ девочки; Формировать умение выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки, передавать их с соблюдением пропорций); Развивать эстетическое восприятие; Воспитывать интерес к лепке.

4 неделя

«Снежинка»

Рассматривание картин с зимними пейзажами, знакомство со свойствами снега.

Продолжать обучать детей скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение. Воспитывать аккуратность.

Декабрь

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

«Снегурочка танцует»

Беседа о новогоднем празднике. Рассматривание изображений Снегурочки на новогодних открытках и календарях.

Конструирование фигурки человека из бумажного конуса (наблюдение за работой воспитателя).

Учить лепить Снегурочку в длинной шубке рациональным способом - из конуса; располагать фигурку вертикально, придавая ей устойчивость. Развивать чувство формы и пропорций.

2 неделя

«Дед Мороз принёс подарки»

Беседа о новогоднем празднике. Рассматривание изображений Снегурочки и Деда Мороза на новогодних открытках и календарях. Конструирование фигурки человека из бумажного конуса (наблюдение за работой воспитателя).

 Продолжать учить лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубе). Учить самостоятельно определять приёмы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза (длинная борода, высокий воротник на шубе, большой мешок с подарками). Вызвать яркие эмоции в ожидании праздника

3 неделя

«Снежная баба-франтиха»

Экспериментирование со снегом и пластилином. Лепка (конструирование) снеговиков и других поделок из мягкого снега на прогулке, роспись снежных скульптур гуашевыми красками по мотивам дымковской игрушки или по своему замыслу.

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Показать приёмы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

4 неделя

«Сонюшки- пеленашки

Дидактические игры с куклой-голышом (купание, кормление, пеленание). Рассказ воспитателя о том, что все люди, когда рождаются, некоторое время бывают совершенно беспомощными, поэтому родители ухаживают за младенцами - кормят, купают, пеленают, гуляют.

Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках - лепить пеленашек в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы - пеленашкой, пояснить значение нового слова (кукла в пелёнках, спелёнутая) и показать обобщённый смысл. Развивать воображение, мелкую моторику.

Январь

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

2 неделя

«Два жадных медвежонка»

Знакомство с искусством мелкой пластики - рассматривание и обследование фигурок медвежат - деревянных, керамических, стеклянных, фарфоровых и пр.

Учить детей лепить медвежат конструктивным способом (в парах) и разыгрывать сюжет по мотивам венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

3неделя

«Прилетайте в гости»

Рассматривание плаката: «Зима. Что мы делаем зимой?»; Наблюдение за птицами прилетевшие на участок к кормушке. Беседа: «Жизнь птиц зимой».

Учить детей лепить птиц конструктивным способом из четырёх-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спички для ножек, бисер для глазок, семечки для клювиков). Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

4неделя

 «Елочка, елка, колкая иголка»

Загадывание загадок про елку; Разучивание стихотворения: «Елочка»; Рассматривание иллюстрации.

Продолжать развивать умение раскатывать комок пластилина между ладонями прямыми движениями – колбаску между ладонями; учить соблюдать порядок на своем рабочем месте; развивать внимание, творческий интерес, мелкую моторику; воспитывать аккуратность.      

Февраль

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

«Железная дорога»

Игры в железную дорогу, просмотр слайдов: виды поездов, разучивание пальчиковой гимнастики «Вышли пальчики гулять», знакомство с правилами обращения с острыми предметами, чтение стихотворения З. Джаббарадзе «Поезд».

Продолжать учить раскатывать столбики и составлять из них задуманный предмет. Закреплять умение соединять части, прижимая их друг к другу, обрезать стекой лишние части столбиков. Развивать мелкую моторику пальцев.

2 неделя

«Вот поезд наш едет, колёса стучат...»

Рассматривание изображений поезда и паровоза с вагончиками. Подвижная и сюжетно-ролевая игра в путешествие по железной дороге. Конструирование поезда из кубиков и кирпичиков.

Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Вовкин паровоз».

Учить детей составлять коллективную композицию из паровозика и вагончиков. Показать способ деления бруска пластилина стекой на примерно равные части (вагончики).

3 неделя

«Весёлые вертолёты (Папин день)»

Чтение рассказа «Работа» из цикла Д. Габе «Моя семья»; Беседа: «Праздник наших пап и дедушек». Рассматривание плакатов: «Защитники отечества».

Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолёт) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представление о строении и способе передвижения вертолёта. Вызвать желание порадовать пап (дедушек, братьев) своими поделками.

4 неделя

«Сова и синица»

Рассматривание изображений совы и синицы, беседа о внешнем виде и образе жизни этих птиц. Чтение стихотворения А. Кондратьева «По ночам».

Учить детей лепить пары выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. Уточнить представление о внешнем виде и образе жизни совы и синицы. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изо деятельности.

Март

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

«Цветы- сердечки»

Беседа о весеннем празднике мам и бабушек - Дне 8-ого Марта. Рассматривание изображений цветов в детских альбомах по разным видам декоративно-прикладного искусства.

Словарная работа: «сердечный привет», «от всего сердца», «большое сердце».

Учить лепить сердечки разными способами: 1) моделировать пальцами рук: раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и заострять, с другой вдавливать и сглаживать; 2) вырезать формочкой или стекой. Вызвать интерес к обрамлению лепных картин. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.

2 неделя

«Чайный сервиз для игрушек»

Рассматривание иллюстраций чайных сервизов. Дидактические игры «Подбери пару», «Чего не хватает». Сюжетно-роле- вые игры в чаепитие. Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».

Учить детей лепить посуду конструктивным способом (каждый ребёнок лепит чайную пару). Развивать мелкую моторику, глазомер. Синхронизировать движения обеих рук. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.

3 неделя

«Филимоновские игрушки- свистульки»

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера - народные умельцы.

Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

4 неделя

«Курочка и петушок (продолжение занятия № 49)»

Рассматривание филимоновских игрушек. Беседа о народных промыслах. Декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Филимоновские игрушки». Подготовка художественных материалов (замес глины или солёного теста).

Закрепить способ лепки птички на основе овоида или цилиндра. Уточнить представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях. Развивать воображение. Воспитывать интерес к народному искусству.

Апрель

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

«Звёзды и кометы

Наблюдение звёздного неба. Экскурсия в планетарий. Просмотр спектакля «Маленький принц». Беседа о ночном небе, о звёздах, созвездиях и знаках Зодиака.

Продолжать освоение техники рельефной лепки. Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями и кометами.    Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать навыки сотрудничества (умение создавать работу в парах).

2 неделя

«По реке плывёт кораблик»

Знакомство с творчеством художников-маринистов. Экскурсия в художественный музей. Беседа о море, рассматривание иллюстраций, художественных открыток. Выкладывание корабликов из геометрических фигур и деталей конструктора.

Учить детей лепить кораблики из бруска пластилина, отрезая стекой лишнее (уголки для образования носа) и «достраивая» недостающее (палубу, мачту, трубу и пр.). Показать взаимосвязь способов лепки и конструирования из деталей.

Вызвать интерес к лепке по мотивам литературного произведения.

3 неделя

«Наш аквариум

Рассматривание картинок рыб в аквариуме. Рассматривание водных растений и сравнение их с наземными (чем похожи, чем отличаются). Зарисовки с натуры. Раскрашивание раскраски «Русалочка».

Активизировать применение разных приёмов лепки для создания красивых водных растений и декоративных рыбок. Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками.

4 неделя

«Пасхальное яйцо»

Беседа о празднике «Светлая пасха», знакомить детей с культурными традициями русского народа, рассматривание узоров на изделиях и картинках пасхальных яиц.

Учить детей приему - пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук, интерес к лепке, воображение, творческое мышление, самостоятельность в выборе материалов и способов художественной выразительности.

Воспитывать интерес к культурным традициям русского народа.

Май

Дата

Тема

Вид деятельности

Программное содержание

1 неделя

««Муха-цокотуха»

Чтение сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха». Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий, изображающих весенний и летний луг; Подготовка основы для лепной панорамы «Муха-цокотуха»

Учить детей лепить насекомых в движении, передавая характерные особенности строения и окраски. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для крыльев использовать фольгу или фантики, для усиков - проволоку, спички, зубочистки; для глазок - бисер, пуговички).

2 неделя

«Лодка с веслами»

Рассматривание иллюстраций по данной теме, загадывание загадок, чтение художественной литературы.

Продолжать учить раскатывать из шара овал, сплющивать его и вдавливать середину пальцами, стягивать и подравнивать края. Раскатывать колбаски, приплющивать пальцами с одного края и прикреплять к вылепленному изделию. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание.

3 неделя

«Божья коровка»

Рассматривание картинок иллюстраций, беседа о насекомых, загадывание загадок, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов о насекомых, заучивание стихотворений.

Познакомить с природным материалом и продолжать учить лепить предметы из двух частей разного размера путём прижимания, отщипывать маленькие кусочки от кустка пластилина, учить формировать шар круговыми движениями между ладонями и сплющивать.

4 неделя

«Цветик-семицветик»

Чтение сказки В. Катаева «Цветик - самицветик», рассматривание иллюстраций к сказке, просмотр сказки.

Продолжать учить детей раскатывать кусочек глины круговыми и прямыми движениями между ладоней. Использовать дополнительные детали: листик для завершения образа, умение пользоваться стекой, учить делить кусочек глины визуально на равные части.

Используемая литература:

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2006.

2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2008.

3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

4.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

5.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке: "Лепка домашних птиц" старшая гр.

В данном конспекте представлен материал по закрпелению знаний детей о домашней птице и их птенцах, показаны способы передачи характерных особенностей формы, деталей, пропорций, использование различных...

Лепка в детском саду.Нетрадиционные приёмы в лепке.Семинар-практикум.

1.Обучение лепке детей в дошкольном возрасте.2.Материалы для занятий лепкой в ДОУ.Глина,пластика,бумажная масса,подделки из мятой бумаги.3.Нетрадиционные виды работы с пластелином.4.Окраска пластелина...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в старшей группе."Лепка кошки" по игрушке.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в старшей группе.«Лепка кошки» (по игрушке)...

Методическая разработка. Лепка сюжетная коллективная «У лукоморья дуб зеленый…» (итоговое занятие по лепке в подготовительной группе детского сада )

В  Методической разработке "Лепка сюжетная коллективная "У лукоморья дуб зеленый..."    использованы технологии развивающего обучения, сотрудничества, ИКТ. Занятие приурочено к Пушкинск...

Конспект занятия ООД по лепке с детьми среднего дошкольного возраста Тема. Лепка объемная и рельефная лепка на заготовленном цветном фоне. «Подснежники». Реализуемые образовательные технологии: ИКТ; Личностно-ориентированное

"Это занятие интересно тем, что может быть выполнено как долгосрочный проект или как еденичное занятие. Из личного опыта: дети любят "доделывать" свои работы. Многим это проще, чем придумывать что-то ...

Методика работы по лепке в детском саду. Виды лепки, материалы для лепки.

Предлагаю вашему вниманию материал, который будет полезен любому молодому специалисту в дошкольном образовательном учреждении. Изучив этот материал, начинающий воспитатель будет знать основы работы по...