Проект по продуктивной деятельности. Тема: «Увлекательная пластилинография».
проект по аппликации, лепке (средняя группа)

Кулешова Галина Николаевна

Проект "Увлекательная пластилинография" основная идея которого, рисование картин - пластилином, в технике пластилинографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_plastilinografiya.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида №5 «Солнышко»

г. Малоярославец  Калужской области

Проект по продуктивной деятельности.

Тема: «Увлекательная пластилинография».

Подготовила: воспитатель

Кулешова Г.Н.

2016 год

                 

                   

Содержание.

Паспорт проекта…………………………………………………………....3-4

Введение…………………………………………………………………….5-7

1.Актуальность проекта

2.Цель проекта

3.Задачи проекта

1. Содержательная часть проекта

1.1. Теоретические основы проекта…………………………………………8

1.2. Концептуальные основы проекта……………………………………….10

1.3.  Формы и сроки реализации проекта……………………………………11

1.3.1. Работа с воспитателями старших и подготовительных к школе групп

1.3.2. Работа с родителями

1.3.3. Работа с детьми

1.4.  Ожидаемые результаты …………………………………………..……14

1.5. Разработка и реализация проекта осуществлялась по этапам с определением содержания  работы …………………………………………14

2.Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

2.1 Подготовительный  этап………………………………………………….14

2.2 Практический  этап……………………………………………………..…15

2.3 Заключительный этап……………………………………………………..15

3. Перспективы проекта……………………………………………………….16

4.Библиографический список литературы……………...................................17

   

 

Паспорт проекта.

     Наименование проекта

«Увлекательная пластилинография»

      Адресация проекта

Дети среднего дошкольного возраста,

Родители, педагоги детского сада

     Участники проекта

Старший воспитатель  Соскова Т.Н., Бобкова Д.В.

Дети средней группы

Родители

      Цель проекта

  • Развитие мелкой моторики рук дошкольников средствами пластилнографии.
  • Развитие творческих способностей, детей внимания, усидчивости.
  • Формирование эстетического воспитания и чувства прекрасного

       Задачи проекта

  • Выявить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  • Охарактеризовать направления и технологию организации художественно-творческой деятельности с использованием пластилинографии.
  • Определить возможности использования метода проектов в развитии творческих способностей  детей дошкольного возраста.

 

     Сроки реализации

Сентябрь 2015 – Май 2016 год (долгосрочный)

        Вид проекта

Творческий

      Особенности проекта

 

Проект является одним из перспективных современных методов,  способствующий развитию профессиональной компетентности, творческих способностей педагогов и родителей.

В ходе реализации проекта осуществляется комплексное взаимодействие педагогов в организации разных видов детской деятельности.

Участвуя в проекте, педагоги создают благоприятные условия для развития творческих способностей  дошкольников,  проектируют полученные знания в  педагогическую деятельность.

      Итоги проекта

  • Для детей и родителей:

Организация выставок продуктов совместного  творчества,

интерьера в группе

изготовление дидактических игр по развитию творческих способностей.

  • Для педагогов:

Оформление презентации «Увлекательная пластилинография».

Мастер класс «Виды пластилинографии».

Показ открытого НОД по лепке на тему: «Снегири».

Введение.

«Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей»  (Р.С.Немов) Современное демократическое общество нуждается в творческих людях ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей, и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.

Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов, так и по развитию разных видов способностей в этом возрасте.

В соответствии с новым Федеральными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  одним из направлений  содержания образовательной области «Художественное творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является - развитие детского творчества.

Актуальность проекта.

В настоящее  время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Увлекательная пластилинография”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми  дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Гипотеза 

Предполагается, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии будет способствовать  развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

  • Цель проекта:  Развитие мелкой моторики рук дошкольников средствами пластилнографии.
  • Развитие творческих способностей, детей внимания, усидчивости.

Задачи проекта: 

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

  • Выявить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  • Охарактеризовать направления и технологию организации художественно-творческой деятельности с использованием пластилинографии.
  • Определить возможности использования метода проектов в развитии творческих способностей  детей дошкольного возраста.
  • Экспериментально проверить результативность использования  разработанной технологии.

Объект: творческие способности детей среднего дошкольного возраста.

Предмет: продуктивная   деятельность как средство формирования творческих способностей детей среднего дошкольного  возраста.

Участниками  проекта являлись:

– дети;
– родители;
– педагоги детского сада;

1.    СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

1.1Теоретические основы проекта 

        «Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира» - Парамонова Л.А.

На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А.Бакушинский, Е.Флёрина и другие) нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата.

Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л. С.) Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности.        

  В "Педагогике" под редакцией В.А. Сластенина под творческой - понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

        Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

 Компоненты творческих способностей:

По определению В.Н.Дружинина, способности – это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.

Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно, так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:  

  1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).  

  2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

  3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это

может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).  

  4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.  

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

2. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.  

3. Гибкость мышления.  

4. Лёгкость генерирования идей.  

5. Творческое воображение.  

6. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Выготский Л. С., Кабалевский Д. и др).

В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Различают воображение воссоздающее и творческое.

Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению,  исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.  

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:  

1. Развитие воображения.  

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.  

       

1.2 Концептуальные основы проекта.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, является одной из актуальных педагогических проблем, что предполагает ее широкое и всестороннее осмысление, а также диктует необходимость детального изучения вопроса о возможности реализации основных концептуальных положений на уровне содержания и организации воспитательного процесса.

При разработке проекта мы ориентировались на следующие принципы:     Принцип развивающего обучения.

«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»

Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Пластилинография» воспитываются  у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.

Обучая технике пластилинографии, закрепляются  у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.

Принцип свободы выбора. Представляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

Принцип интеграции.

Художественная деятельность взаимосвязана:

- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).

Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

1.3. Форма и сроки реализации проекта 

1.3.1.Работа с воспитателями

Сроки реализации

Формы реализации работы

декабрь 2015

семинар практику « Занимательная пластилинография».

январь 2015

методическая разработка «Пластилинография» в работе с дошкольниками.

февраль 2016

открытый просмотр ОД тема: «Снегири».

март 2016

буклет «Техника и приемы рисования пластилином».

1.3.2.Работа с родителями.

Сроки реализации

Формы реализации работы

Сентябрь 2015г

Родительское собрание  «Развиваем мелкую моторику», анкетирование.

Октябрь 2015г

Консультация «Увлечение пластилином».

Ноябрь 2015г

Выставка «Милой мамочке моей…»,

Памятка «оборудование уголка творчества для ребенка».

Декабрь 2015г

Памятка  «Для чего нужен пластилин».

Январь 2016г

Консультация «Лепим из пластилина»,

Папка передвижка «Виды и техника пластилинографии».

Февраль 2016г

Буклет «Ум ребенка находится на кончика пальцев».

Март 2014г

 

Апрель 2014г

Консультация «Как развивать мелкую моторику через пластилин».

Май 2014г

Анкетирование.

1.3.3.Работа с детьми.

Сроки реализации

Формы реализации работы

Сентябрь 2015г

Диагностическое обследование детей

Октябрь 2015г

Беседа « Почему листья меняют цвет». Наблюдение – листопад.  репродукций на тему осени.

ОД «Осенний листок»,

ОД «Капает дождь».

Ноябрь 2015 г

ОД «Осенние дерево»,

ОД «Цветок для мамы».

Декабрь 2015 г

Беседа пришла зима. Пальчиковые игры. Рассматривание репродукций картин.

ОД «Падают снежинки».

ОД «Украсим ёлочку».

Январь 2016г

 ОД «Снеговик»,

Беседа « Зимующие птицы нашего края», наблюдение за птицами, рассматривание репродукций, пальчиковые игры.

ОД «Гроздь рябины».

Групповая выставка « Зимняя сказка».

Февраль 2016 г

ОД «Снегири прилетели».

ОД «Вертолет».

Март 2016 г

ОД «Подарок для мамы».

Беседа «Весна пришла».

рассматривание репродукций на тему весны.

ОД «Подснежники».

Апрель 2016 г

ОД «Солнышко лучистое».

ОД «Радуга –дуга».

Май 2016 г

Беседа «Полевые цветы».

Рассматривание репродукций.

ОД  «Цветы на полянке».

ОД « Божья коровка на ромашке».

1.4. Ожидаемые результаты.

В процессе реализации проекта предполагаются следующие результаты:

  • Дети овладевают нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисования пластилином.
  • В работах детей будут преобладать новизна и оригинальность.
  • У детей будут хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.
  • Дети смогут выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

1.5 Разработка и реализация проекта осуществлялась по этапам с определением содержания  работы:

1этап: подготовительный   (сентябрь – октябрь2015г). 

Цель: Создание организационной основы для реализации проекта.

На данном этапе была подобрана и изучена психолого-педагогическая и методическая  литература по данной тематике,  проведено анкетирование родителей. Подобраны игры, дидактический и наглядный материал.

 Изучены  интернет-ресурсы по теме проекта.

2этап: Практический  (октябрь – апрель).

 Цель: Разработка  основных  направлений реализации проекта.

На данном этапе проводились:

- непосредственно - образовательная деятельность с  детьми,  индивидуальные и подгрупповые занятия

- выставки совместного творчества детей и их родителей,  

-использование дидактических пальчиковые игры,

-консультации, изготовление памяток  и  буклетов, семинары-практикумы для воспитателей и родителей;

- выступление на родительском собрании.

3Этап: Заключительный  (апрель-май 2014г)

Цель: Обобщение результатов.

Анкетирование детей.

Обобщение полученных результатов.

Систематизация практического материала.

Презентация проекта.

2. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

2.1. 1этап - подготовительный.

На данном  этапе проекта, мною была  проведена  диагностика уровня  развития детей в продуктивной деятельности. Приложение №1.   Диагностика  проводилась на  базе МДОУ №5 «Солнышко» в средней группе  «Веселые ребята» с 01.09.2015 г. по 15.09.2015г. Всего было охвачено  20ребёнок  3-4лет, из них 6 девочек и 14 мальчиков.

Количественная обработка показала следующие результаты:

         высокий уровень– 0 детей –0 %

         средний уровень- 6детей –%

         низкий уровень –14детей –% 

Проанализировав результаты диагностики, я  сделала вывод, что у детей средней группы  слабо развита мелкая моторика рук.

Результаты обследования позволили определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.  

Кроме того, было проведено анкетирование родителей с целью выявления заинтересованности в развитии творческих способностей детей средствами  

По результатам  анкетирования выявлено, что родители понимают необходимость целенаправленной работы по развитию творческих способностей дошкольников совместными усилиями ДОУ и семьи.

Мною были подобраны  тематическая литература, комплексы пальчиковых игр, изготовлены дидактические игры по тематике проекта. Фотоматериал №1

2.2. 2 этап - практический.

 Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач  создана предметно-развивающая среда. Разработана методика работы по пластилинографии с дошкольниками.

Проведена предварительная работа : просматривание иллюстраций, репродукций, отгадывание загадок, заучивание стихов, беседы по тематике занятий. Приложение № 4, № 5.  Было показано открытое занятии  ОД по лепке на тему «Снегири». Приложение №6, фотоматериал №2

Работа с воспитателями:

В течение 2015-2016 года в МДОУ №5 «Солнышко» с  воспитателями  было проведено семинар– практикум на темы:

«Увлекательная пластилинография» Приложение №7.

 Кроме того было изготовлено методическая разработка: «Пластилинография»в работе с дошкольниками .   Приложение №8.

.

Сотрудничество с родителями:

Родители принимали активное участие в выставках поделок.

С родителями проводились консультации на темы: Приложение №8-13

Изготовлены буклеты: Приложение№14

Индивидуальные консультации по продуктивным  способностям детей.

2.3.3этап - заключительный.

На данном  этапе проекта, была проведена  диагностика уровня  развития детей в продуктивной деятельности. Заключительная диагностика проводилась на базе МДОУ №5 «Солнышко» в средней группе «Веселые ребята» с 10.05.2016 г. по 15.05.2016г. Всего было охвачено  20ребёнок  4-лет, из них 6 девочек и 14 мальчиков. Диагностика проводилась по тем же критериям, что и в первый раз. Результаты:

высокий уровень –детей  – %

средний уровень –детей – %

                                     низкий уровень –  детей  –     %

Количественная обработка результатов заключительной диагностики  показала, что у детей средней группы улучшились результаты по отдельным показателям, произошла положительная динамика уровня развития детей в продуктивной деятельности.

Приложение №.  

 Из этого можно сделать вывод о том, что при специально применяемых приёмах и методах, определённых в систему занятий и систематической работе по формированию творческих способностей  детей средствами пластилинографии мы добились положительных результатов.    

Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкую моторику рук, стабилизирует  нервную систему. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире.

Итогом проекта стали:  

Разработка буклетов для  родителей и педагогов: Приложение №16

Оформление  групповых выставок, оформление интерьера группы. Фотоматериал №3

  • 3. Дальнейшие перспективы проекта. 
  • Повышение уровня развития творческих способностей средствами пластилинографии, а именно развитие самостоятельности, креативности, инициативы  у детей дошкольного возраста.
  • Распространение опыта работы по развитию творческих способностей  детей дошкольного возраста среди педагогов МДОУ .
  • Продолжить работу по проектной деятельности через реализацию мини-проектов: «Чудеса из пластилина», «Чудесная мозаика», «Витражная пластилинография».
  • Работа над использованием некоторых видов пластилинографии  начиная с младшего дошкольного возраста.

                       Библиографический список литературы.

 Издание развивающего обучения для дошкольного возраста. Простая лепка/ Московка О.С.- М.: ООО Издательский дом «Карапуз»,2014.-8 с.:цв.ил.

Изобразительное искусство и художественный труд. Волшебный пластилин /Морозова Ольга Александровна- М.: «Мозаика- Синтез»,1998.-24 с.:цв.ил.:

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа/авт.-сост З.А.Ефанова.-Изд.2-е.-Волгоград :Учитель,2014

Румянцева,Е.А. Пластилиновые фантазии/ Екатерина Румянцева –М.: Айрис-пресс, 2007.-32с.:цв.ил-(Чудесные фантазии)

Развиваем способности.Веселый пластилин/ Е. Смирнова- М.:ООО «Искательпресс», 2014.-10 с.:цв.ил.

Учебно –методическое пособие для совместной досуговой деятельности детей и взрослых. Лепим космас/И.А.Лыкова-М.: ООО Издательский дом «Карапуз»,2014.-10 с.:цв.ил

 Учебно –методическое пособие для совместной досуговой деятельности детей и взрослых. Морская лепилка/И.А.Лыкова-М.: ООО Издательский дом «Карапуз»,2005.-10 с.:цв.ил

Учебно –методическое пособие для воспитателей, учителей, родителей. Цветные перышки/И.А.Лыкова- ООО издательский дом «Цветной мир»,2014.-10 с.: цв.ил

Учебно –методическое пособие для совместной досуговой деятельности детей и взрослых. Пластилин и кожа крокодила (фактура)/И.А.Лыкова-М.: ООО Издательский дом «Карапуз»,2015.-10 с.:цв.ил

Учебно –методическое пособие для воспитателей, учителей, родителей. В траве сидел кузнечик/И.А.Лыкова- ООО издательский дом «Цветной мир»,2014.-10 с.: цв.ил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подкова на счастье". Открытое занятие для воспитанников старшей группы по лепке из соленого теста в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности "Кукла моя изначальная".

Открытое занятие для воспитанников старшей группы и родителей по образовательной области "Худодественное творчество" (лепка из соленого теста) по изготовлению кубанского оберега-подковы в рамках реали...

Презентация: Проект центра продуктивной деятельности

Данная презентация поможет вам при создании центра продуктивной деятельности в группе ДОУ....

Культурная практика: Развитие речи. Продуктивная деятельность. Тема: «Звуковая культура речи: звуки [З], [C]»

Конспект НОД по звуковой культуре речи   в средней группеОбразовательная программа «Миры детства. Конструирование возможностей»...

Проект по продуктивной деятельности «Чудеса из бумаги»

Проект направлен на развитие творческих способностей детей посредством аппликации....

Проект совместной продуктивной деятельности "Безопасная дорога"

Материал для совместной творческой деятельности по созданию игрового макета автодороги....