Культурная практика: Развитие речи. Продуктивная деятельность. Тема: «Звуковая культура речи: звуки [З], [C]»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Фомина Ольга Ивановна

Конспект НОД по звуковой культуре речи   в средней группе

Образовательная программа «Миры детства. Конструирование возможностей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_s-z_1.docx614.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект НОД по звуковой культуре речи   в средней группе

 Образовательная программа «Миры детства. Конструирование возможностей»

   Культурная практика: Развитие речи. Продуктивная деятельность.          Тема: «Звуковая культура речи: звуки [З], [C]»


Конспект НОД по звуковой культуре речи   в средней группе

Образовательная программа «Миры детства. Конструирование возможностей»

Культурная практика: Развитие речи. Продуктивная деятельность.

Комментарий: Занятие проводится после чтения сказки «Лиса и заяц» и проигрывания гусек-игры.

Дата проведения: 28.03.2017г.

Начало занятия в 9:30, окончание в 9:50

 На занятии присутствовало  17  детей

Тема: «Звуковая культура речи: звуки [З], [C]»

Цель: Научить детей правильно произносить звуки [З], [С]

Задачи:

 1. Упражнять детей в произношении звука [З], [С]; различать слова с этими звуками. 

 2. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание.  Совершенствовать интонационную выразительность.

 3. Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

4. Развивать умение делить материал на нужное количество частей, работать с пластилином  последовательно, умение контролировать свои действия при лепке. Развивать мелкую моторику рук.

     Ход НОД:

I.Организационный момент:

-Воспитатель:                       

Колокольчик наш звонит, нам лениться не велит

Соберемся мы на коврике сейчас.

Начинается занятие у нас.

    -Дети собираются в кружок, присаживаются.

 К нам сегодня, пришли гости, давайте поздороваемся с ними. – Здравствуйте!

Воспитатель: Дети,  сегодня утром, когда я проветривала группу, к нам в окно залетели звуки. Они мне рассказали, что путешествовали на поезде и нечаянно вылетели из окна, так и не доехав до нужной остановки.  И ветром их принесло сюда. Это звук [З] и звук[C].  Эти звуки встречаются во многих словах, без них мы не смогли бы произнести этих слов.

  Ребята, как же нам помочь звукам? А давайте мы с ними отправимся в путешествие на поезде. Тем самым мы поможем им добраться до нужной остановки, а заодно и познакомимся с ними поближе.

Но сначала давайте вспомним, что у каждого из нас есть замечательный домик, в котором живет веселый язычок. Он помогает произносить разные звуки.

 II.Подготовка речевого аппарата:

   -Ну-ка  язычок, покажись! (воспитатель и дети показывают язычок).

      Послушайте историю про наш веселый язычок.

   Однажды язычок проснулся, убрался в домике, подмел пол.

Вот так (воспитатель показывает, как двигается язык  влево, вправо под нижними зубами).

Затем он решил прогуляться, выглянул из домика и хотел уже отправиться гулять, но вспомнил, что  поблизости может  оказаться  хитрая лиса или  заяц. 

   Тогда  он сразу  же  решил спрятаться  назад в домик. Быстро-быстро. Вот так.     Давайте вместе  покажем,  как он  выглянул  из дома  и как  быстро спрятался                    (повтор  три-четыре  раза).

   Затем язычок  снова   выглянул, посмотрел  направо-налево,  посмотрел  вверх,  вниз  и снова спрятался  в  домике.

Давайте  вместе покажем, как  язычок смотрел  по  сторонам… (повтор 2  раза).

Убедился язычок,  что  рядом нет никакой  опасности,  обрадовался, выскочил  на улицу  и начал танцевать. Вот так.

 (показываю быстрые  движения  влево, вправо  и круговые  движения).

 Вот такая приключилась история с язычком.

        III. Основная часть

-А теперь, ребята, в путь! Я машинист, а вы пассажиры…

 Дети поют вместе с воспитателем:

-Вот едет наш поезд, колёса стучат,

А в поезде этом ребята сидят

По рельсам, по рельсам бежит паровоз,

Далёко, далёко ребят он повёз.

Приехали вот остановка опять,

Выходим, ребята, идемте гулять.

   Воспитатель: -Дети, на этой остановке живёт звук [C].

Поиграем немного с этим звуком и поедем дальше.  

  1. артикуляция  звука [C]

  Представим, что мы едем на велосипеде, и вдруг спустила шина, её надо накачать. Возьмём насос и будем накачивать шину: [с-с-с].

при этом - зубы в улыбке, губы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная, направлена посередине языка - [с-с-с].

Дети повторяют звук [C].

2. Чудесный мешочек (предметы со звуком [C]: сундук, собака, мандарин, коса, слон).

3. Логопедическая распевка  «Оса» (проговаривание чисто говорки) – музыкальная распевка

      Са-са-са са-са-са  ой, ой, ой, летит оса                                                                                                     Сы-сы-сы сы-сы-сы    не боимся мы осы,                                                                                                          Су-су-су су-су-су   видел кто из вас осу                                                                                                 Сы-сы-сы сы-сы-сы   мы не видели осы,                                                                                                                          Са-са-са са-са-са  отгадайте где оса       

     -Мы с вами поиграли звуком [C]: поехали дальше…

Дети поют с воспитателем:

Вот едет наш поезд, колёса стучат,

А в поезде этом ребята сидят

По рельсам, по рельсам бежит паровоз,

Далёко, далёко ребят он повёз.

Приехали, вот остановка опять,

Выходим, ребята, идемте гулять.

 Воспитатель: Дети, на этой остановке живёт звук [З].

                         Поиграем со звуком [З].  

1. А теперь, ребята, отгадаем загадку: Не зверь, не птица
                                                                Нос, как спица.
                                                                Летит — пищит,
                                                                Сядет — молчит.                                                                                                                                        Разрешенья не спросит,                                                                                                                          
 Подлетит - и укусит! (Комар)

 -Как поёт комар?( З-з-з…)

  2. артикуляция  звука [З]

  -Если звук С – «песенка насоса» — он звучит тихо,  то звук З  песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

  -Улыбаемся широко, будто   лягушата. (показываю  как правильно  посадить  язычок в домике,  что бы   песенка комарика  получилась правильной). Для  этого нужно кончик  языка  опустить вниз (туда,  где  в домике  пол)  и спрятать его  к  костяными воротами-зубами.  Спинка языка  выгнута.  Все вместе поем   песенку комара.

Предлагаю  ладошкой  взяться  за горлышко и переменно произнести звуки  [з]  и [c].  Звук [з] произносится звонко, поэтому включается “моторчик” и горлышко дрожит.

  А теперь протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».

  1. «Коза» -музыкальная распевка

За-за-за-за-за – прибежала к нам коза;

Зы-зы-зы-зы-зы – ой, беда у той козы;

Зо-зо-зо-зо-зо  – не поют козлята зо;

Зу-зу-зу-зу-зу – надо выручить козу.

(дети повторяют).

Воспитатель: отгадайте еще  загадки:

1. Лежит верёвка

Шипит плутовка

Брать её опасно

Укусит. Ясно? (змея)

2.Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шубка серая для лета,

Для зимы другого цвета. (заяц)

Физминутка: муз. сопровождение

Зайка  серенький сидит    

 Вот так- вот так,

И  ушами  шевелит

 Вот так- вот так (дети показывают  как Зайка  шевелит  ушами)

Зайке  холодно сидеть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (дети делают скользящие движения  ладошками)

Зайке  холодно стоять

Скок, скок, скок, скок 

Надо  Зайке  поскакать.  

Скок, скок, скок, скок  (дети скачут)

Кто-то  Зайку напугал

Зайка  прыг -  и  убежал.  (дети  садятся)

- Ребята, скажите, а какие ещё насекомые произносят [З]? Ни кто не помнит?  Есть небольшая подсказка:

Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (
пчёла)

2.Дидактическая игра «Пчелы»   Воспитатель:  Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки).

 Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами.

Утром пчелы просыпаются, машут крылышками, гудят: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки) и летят за медом. Вот они набрали много меда и полетели в улей; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).

  -Хорошо, мы и поиграли со звуком [з]. Мы с вами помогли звукам добраться до нужной остановки,  а теперь давайте сядем в наш поезд и вернемся назад в группу.

Дети поют с воспитателем:

Вот едет наш поезд, колёса стучат,

А в поезде этом ребята сидят

По рельсам, по рельсам бежит паровоз,

Далёко, далёко ребят он повёз.

Приехали, вот остановка опять,

Выходим, ребята, идемте гулять.

 IV. Подведение итогов:

1. С какими звуками познакомились? -[з]  и [c]. 

2. Для чего нужны звуки?  Для того чтобы произносить слова.

3.С каким звуком дружит звук З? (Со звуком С..)

4.Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)

5. Понравилось вам наше путешествие?

 Сегодня с некоторыми из вас мы успели прочитать сказку и поиграть в гусек игру. Кто помнит как называется сказка? (Лиса и Заяц). Скажите, в названиях этих животных есть знакомые нам звуки? Конечно. Молодцы!

      Лепка (пластилинография)

- Вот и закончилось  наше путешествие, а теперь лиса и заяц из сказки просят нас пройти за столы, на свои рабочие места. На столах лежат звуки, с которыми мы играли. Это звуки [С] и [З], но их почти не видно. Зайчик шепчет мне на ухо, что им надо слепить пластилиновую одежду. И тогда они будут яркими и все увидят буквы С и З.  

Готовые поделки поместить на выставку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»...

Конспект ОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки щ – ч»

Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч ....