Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ."
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

    Кочергина Ирина Анатольевна

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvukovaya_kultura_rechi_zvuki_z_i_z.docx15.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ: ЗВУКИ  «З» и «ЗЬ»:

    Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

    Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

    Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам.

    Задачи:

    обучающие: Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком. 

    развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.

    воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

    Ход занятия:

    Воспитатель: - Ребята, я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите  о каком насекомом  в ней идёт речь :

    Не зверь, не птица —

    Нос, как спица.

    Летит — пищит,

    Сядет — молчит.                                                                                                                      

    Разрешенья не спросит,                                                                                                              

    Подлетит- и укусит! (Комар)

    -Как поёт комар?( З-з-з…)

    Звуки С и З дружат(…)

    -Если звук С – «песенка воды» — звучит тихо,  то звук З  песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.(положите руку на горло и пропойте песенку комара)

    Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».

    Попросите малыша повторить ее.

    -У нас на Севере летом и осенью очень много комаров,  больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь.

    -Какие ещё насекомые произносят звук З?                                                                                                      

    Если пил ты чай с медком,

    С ней ты хорошо знаком.

    Много меду собрала

    Работящая… (пчёла)

    2.Дидактическая игра «Пчелы»

    Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.

    Материал. Картинка с изображением улья.

    Воспитатель.  Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».

    Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).

    Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).

    Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).

    3.Работа по картинкам

    Воспитатель. Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?

    Назовите предметы в которых слышна песенка большого комара З…? (Заяц, зубы, зонт)

    Назовите предметы в которых слышна песенка маленького комара Зь…? (зебра, зеркало, зима)

    Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)

    Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Заяц, зубы, зонт, зебра, зеркало, зима)

    4.Логопедическая распевка  «Коза» (проговаривание чистоговорки)

    Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».

    Скажите, а в слове коза есть звук З? ( Да) Где его слышно в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

     За-за-за-за-за

    Прибежала к нам коза,

    Зы-зы-зы-зы-зы

    Ой беда у той козы,

    Зо-зо-зо-зо-зо

    И поют козлята зо,

    Зу-зу-зу-зу

    Надо выручить козу.

    IV.Подведение итога

    Воспитатель. Ребята скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)

    С каким звуком дружет звук З? (Со звуком С..)

    Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)

    -Мы с вами позанимались, пойдемте, погуляем по осенним дорожкам.

     Дети удаляются.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).

    Конспектзанятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи)....

    Конспект НОД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи: звук "Ч"

    Конспект НОД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи: звук "Ч"...

    Конспект занятия по развитию речи На тему: «Звуковая культура речи: щ - ч»

    Программное содержание:-закрепить правильное произнесение звуков щ-ч;- упражнять в дифференциации звуков «Ч», «Щ» в словах;- упражнять в употреблении увеличительного и уменьшит...