Конспект НОД по развитию речи по теме "Звуковая культура речи звук з. В гостях у комарика"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
НРМОБУ «Сингапайская СОШ»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи.
Тема: «Звуковая культура речи звук з. В гостях у комарика»
Группа по приходу и присмотру за детьми 3-4 года.
Автор воспитатель: Иванова. Н. В
Дата: 11. 05. 17
Форма проведения: подгрупповая.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная.
Интеграция образовательных областей:
«Социально - коммуникативное развитие», «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Цель: упражнять в чётком произношении звука З.
Программные задачи:
1.Образовательные:
Упражнять детей в произношении звука З, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
Упражнять в умении образовывать существительные множественного числа родительного падежа в употреблении предложно – падежных конструкций;
2.Развивающие:
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание.
Развивать диалогическую и монологическую речь.
Развивать моторику речевого аппарата, слуховое восприятие; уточнить и закрепить артикуляцию звука «З»;
Совершенствовать интонационную выразительность.
3.Воспитательные:
Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
Разучивание пальчиковой гимнастики «Шарик»; предварительное чтение произведений К. И Чуковского «Краденое солнце», «Муха – Цокотуха» , прослушивание песенки «Весёлая песенка», «Как у наших у ворот»;
«Краденое солнце» прочитать дома с родителями отрывок из сказки.
Игры с конструктором "Лего" - игра "Зоопарк".
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: ноутбук, демонстрационная доска; игрушки-куклы : комарик , муха- цокотуха, бабочка, муравей, стрекоза, паук ; портрет писателя; солнышко ; запись песенок «Весёлая песенка», «Как у наших у ворот». Выставка книг К. И. Чуковского. Картинки к играм и к произведению «Краденое солнце".
Ход НОД:
1.Вводная часть.
Звучит песенка «Весёлая песенка» (звучит 1 куплет)
( дети заходят в группу и садятся на стульчики)
Звенит колокольчик.
- Дети, звенит колокольчик , чтобы нас собрать всех вместе.
-« Здравствуй солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуйте, мои друзья! Вот он ты и вот он я!
(Дети сидят на стульчиках)
(За ширмой сидят куклы: комарик, муха – цокотуха)
Воспитатель:
- Дети, догадайтесь, кто к нам спешит в гости?
«Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Разрешенья не спросит,
Подлетит- и укусит!» (Комар)
(Воспитатель из-за ширмы достаёт и показывает игрушку)
Воспитатель:
— Ребята, комарик пришёл к нам в гости и хочет подружиться с нашим язычком. Мы вместе научимся говорить звук «З» и определять его в словах.
2. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
(Показ картинки язычка. Комарик сидит и слушает. Дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель:
- Мы с вами, сейчас будем делать гимнастику для язычка, чтобы он был гибким и хорошо умел говорить.
Сказка для язычка.
«Язычок сидел дома и решил, подружиться с ребятами выглянул из окна (показ язычка).
Посмотрел вверх, потом посмотрел вниз, а затем снова вверх. ( показ язычка, дети повторяют)
И увидел яркое солнышко. Язычок очень обрадовался и улыбнулся. Упражнение «Улыбка»
Вышел на прогулку и побежал быстро- быстро ( показ).
Посмотрел язычок по сторонам (влево вправо) , увидел, что ребята в футбол играют и решил с ними поиграть.
Упражнение «Футбол»
(Показ воспитателем рот закрыт, кончик языка с напряжением упирать то в одну сторону щеки, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики)
-Однажды он услышал, как поёт комарик и захотел спеть его песенку звук «З»
- Теперь и ваш язычок легко справится с песенкой комара.
Послушайте ее: «З- З –З»
(воспитатель произносит изолированный звук «З»)
— Давайте вместе споем песню комара.
(воспитатель напоминает, что при пении песенки губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки).
Начинайте тихонько: «З-З-З-З» (хоровое и 5-6 индивидуальных выступлений)
1.Девочки поют тихо «З- З-3»;
2. Мальчики поют громко «З- З-3»;
3.Маленькие комарики (девочки) поют «Зи-Зи-Зи»
4. Большие комарики (мальчики) «Зу-Зу-Зу»
(повторяют 3 раза, после показа воспитателя, тренируется сила голоса )
Воспитатель:
- Послушайте дети, наш комарик придумал интересную песенку.
Воспитатель проговаривает чистоговорку:
«ЗА – ЗА – ЗА – комар, кузнечик, стрекоза» (весело)
- Давайте и мы исполним веселую песенку комарика
(дети хором и индивидуально повторяют чистоговорку)
«ЗУ – ЗУ – ЗУ – мы поймали стрекозу» (удивлённо)
Как сказать одним словом: комар, кузнечик, стрекоза - это насекомые.
(воспитатель предлагает повторить чистоговорку сначала мальчикам, потом девочкам и индивидуально)
Воспитатель:
— Комарику очень понравилось, как вы поете. Поиграем.
2.Словесная игра «Поймай комарика»
(Дети стоят вокруг воспитателя хлопают в ладоши, услышав в словах звук «З»)
Воспитатель:
- Дети, комарик придумал загадки, в которых есть его песенка «З».
- Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши , если услышите песенку комарика звук «З».
Воспитатель:
Берёза, зеркало, зубы, зима, собака, зебра, пчела.
3. Игра «Назови лишний предмет?»
(Картинки на магнитной доске)
Заяц, таз, зебра, обезьяна, коза, змея.
- Выберите только животных и назовите их:
Заяц, зебра, обезьяна, коза - звери или животные.
4. Игра «Один - много»
Заяц - зайцы, коза-козы, зебра – зебры, змея - змеи, обезьяна - обезьяны.
- Молодцы, вы отгадали все загадки комарика.
5.Пальчиковая гимнастика:
«Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда бывает, когда руки держат мячик или шарик.
«Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.
«Шарик»
«Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надуваю я»
(повторить 2- 3 раза)
6. Работа над стихотворением.
Комарик нам принёс книгу К. И. Чуковского «Краденое солнце»
(воспитатель показывает в книге картинку про крокодила)
Воспитатель:
-Давайте вспомним , что крокодил проглотил солнце и стало темно и страшно.
- Что сделали птицы и звери? (заплакали , заревели)
А крокодил злодей веселился.
И тогда на помощь пришёл медведь (показ иллюстрации по книге).
Воспитатель:
- Послушайте отрывок:
«Не стерпел медведь,
Заревел медведь,
И на злого врага
Налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»
Испугался Крокодил.
Завопил, заголосил.
А из пасти из зубастой
Солнце вывалилось…»
( воспитатель делает акцент на выделенных словах, побуждая детей проговаривать эти слова вместе с ним, повторяют 1-2 раза слова со звуком «З»)
Воспитатель:
- Какие вы услышали слова со звуком «З»?
- Итак, мы произнесли слова со звуком "З" -
заревел, заголосил, завопил, зубастой.
Воспитатель:
«Засияло солнце, звери и птицы обрадовались
И закричали:
« Здравствуй солнце золотое!»
- Как, они закричали? (громко и радостно)
-Давайте и мы произнесём это предложение радостно.
« Здравствуй солнце золотое!»
(Ответы хоровые и индивидуальные 3- 4 раза)
7.Рефлексия.
-Дети с каким звуком мы сегодня познакомились? ( Звук «з»)
Учились произносить правильно слова и предложения. Дети любите книжки и читайте вместе с родителями. Будьте всегда умными и добрыми.
Комарик принёс вам сюрпризы и после занятия он их вам подарит.
Комарик , из какой сказка Корнея Ивановича Чуковского?
(«Муха-Цокотуха»)
Роли для сценки.
Комарик ( ребёнок одевают на руку игрушку - куклу)
Муха – Цокотуха (ребёнок одевают на руку игрушку – куклу)
1. Муха - Цокотуха (Атнагузина Камилла)
«Муха- муха – цокотуха ,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла ,
муха денежку нашла,
пошла муха на базар и купила самовар.
Приходите тараканы, я вас чаем угощу»
2.Комар (Авраменко Алиса)
«Я злодея зарубил, я тебя освободил
и теперь душа – девица на тебе хочу жениться! »
Слава, слава комару - победителю! ( хором)
Комар приглашает нас станцевать вместе с ним под музыку
«Как у наших ворот» ( дети выходят в круг и пляшут)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в младшей группе. Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».
Речевое развитие. Развитие речи.Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».Форма работы – ситуативный разговор.Цель. Формировать умения слушать говоряще...
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...
Конспект занятия «Развитие речи». Тема «Звуковая культура речи: звуки б, бь»
Конспект занятия "Развитие речи"...
КОНСПЕКТ НОД ПО развитию речи ТЕМА Звуковая культура речи: звуки щ-ч.
Упражнять детей в правильном произношении звука щ и дифференциации звуков щ-ч....
Конспект НОД по речевому развитию для детей 4-5 лет: Развитие речи. Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ц».
Цель: Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах)....
Конспект НОД по развитию речи: Тема: "Звуковая культура речи: звук с и сь"
Закреплять навыки правильного произношения звука [с] в изолированном виде, в словах, фразах...
Конспект НОД по развитию речи. Тема: "Звуковая культура речи: звук щ"
Цель: Упражнять детей в дифференциации звука «щ»...