Конспект НОД по развитию речи по теме "Звуковая культура речи звук з. В гостях у комарика"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Иванова Наталья Витальевна

Интегрированное нод по  развитию  речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_nod_zvuk_z.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

                              НРМОБУ  «Сингапайская   СОШ»

 Конспект непосредственно образовательной деятельности

                                        по развитию речи.

         Тема: «Звуковая культура речи звук з. В гостях у комарика»  

                 Группа по приходу и присмотру  за  детьми  3-4  года.

Автор воспитатель:  Иванова. Н. В

Дата: 11. 05. 17

Форма  проведения:  подгрупповая.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная.

Интеграция образовательных областей:

«Социально - коммуникативное развитие», «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Цель: упражнять в чётком произношении звука З.

Программные задачи:

1.Образовательные:

 Упражнять детей в произношении звука З, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком.

 Упражнять в умении образовывать существительные множественного числа родительного падежа в употреблении предложно – падежных конструкций;

2.Развивающие:

 Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Развивать моторику речевого аппарата, слуховое восприятие; уточнить и закрепить артикуляцию звука «З»;

 Совершенствовать интонационную выразительность.

3.Воспитательные:

Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Воспитывать любовь к природе.

Предварительная   работа:

 Разучивание пальчиковой гимнастики «Шарик»; предварительное чтение  произведений  К. И Чуковского «Краденое солнце», «Муха – Цокотуха» ,  прослушивание  песенки «Весёлая песенка»,  «Как у наших у ворот»;

 «Краденое солнце» прочитать  дома   с родителями отрывок из сказки.

Игры  с конструктором "Лего" -  игра "Зоопарк".

Материал и оборудование:

Демонстрационный  материал: ноутбук,  демонстрационная доска; игрушки-куклы : комарик , муха- цокотуха, бабочка, муравей, стрекоза, паук ;  портрет писателя;  солнышко ; запись песенок «Весёлая песенка»,  «Как у наших у ворот». Выставка книг  К. И. Чуковского. Картинки к играм и к произведению «Краденое солнце".

                                            Ход  НОД:

1.Вводная часть.

Звучит песенка «Весёлая песенка»    (звучит 1 куплет)

( дети заходят в группу и садятся на стульчики)

Звенит колокольчик.

- Дети, звенит колокольчик , чтобы нас собрать всех вместе.

-« Здравствуй солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуйте, мои друзья! Вот он ты и вот он я!

(Дети  сидят  на стульчиках)

 (За ширмой сидят куклы: комарик, муха – цокотуха)

Воспитатель:

- Дети,  догадайтесь, кто к нам спешит в гости?

«Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит.                                                                                                                      

Разрешенья   не спросит,                                                                                                              

Подлетит- и укусит!»  (Комар)

(Воспитатель из-за  ширмы  достаёт и   показывает игрушку)

Воспитатель:

— Ребята, комарик пришёл к  нам  в гости и хочет подружиться с нашим язычком.  Мы  вместе  научимся  говорить  звук «З»  и определять его в словах.

2. Основная    часть. 

1. Артикуляционная гимнастика.

(Показ  картинки  язычка.   Комарик сидит и слушает. Дети  повторяют  за воспитателем)

Воспитатель:

- Мы с вами, сейчас будем  делать гимнастику для язычка, чтобы он был гибким и хорошо умел  говорить.

                                            Сказка для язычка.

«Язычок сидел  дома  и решил,   подружиться  с  ребятами  выглянул  из окна (показ язычка).

Посмотрел вверх,  потом посмотрел вниз, а затем снова вверх. ( показ язычка, дети повторяют)

И увидел яркое солнышко. Язычок очень обрадовался и  улыбнулся. Упражнение «Улыбка»

Вышел  на  прогулку и побежал быстро- быстро  ( показ).

Посмотрел язычок по сторонам (влево вправо) ,  увидел, что ребята в футбол играют и  решил  с ними поиграть.

 Упражнение «Футбол»

(Показ воспитателем рот закрыт, кончик языка с напряжением  упирать то в одну сторону щеки, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики)

-Однажды он  услышал,  как поёт комарик  и  захотел спеть его песенку звук «З»

 - Теперь  и ваш язычок легко справится с песенкой комара.

Послушайте ее: «З- З –З»

(воспитатель произносит изолированный звук «З»)

— Давайте вместе споем песню комара.

(воспитатель напоминает, что  при  пении песенки губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки).

Начинайте тихонько: «З-З-З-З» (хоровое и 5-6 индивидуальных выступлений)

1.Девочки   поют  тихо  «З- З-3»;

2. Мальчики  поют  громко  «З- З-3»;

3.Маленькие комарики (девочки) поют «Зи-Зи-Зи»

4. Большие  комарики (мальчики)  «Зу-Зу-Зу»

 (повторяют 3 раза, после показа воспитателя, тренируется сила голоса )

Воспитатель:

- Послушайте дети, наш комарик   придумал  интересную песенку.

Воспитатель   проговаривает   чистоговорку:

  «ЗА – ЗА – ЗА – комар, кузнечик, стрекоза» (весело)

- Давайте и мы исполним веселую песенку комарика

(дети хором и индивидуально повторяют  чистоговорку)

«ЗУ – ЗУ – ЗУ – мы поймали стрекозу»  (удивлённо)

Как сказать одним словом: комар, кузнечик, стрекоза  - это  насекомые.

(воспитатель  предлагает  повторить   чистоговорку  сначала мальчикам, потом девочкам и индивидуально)

Воспитатель:

— Комарику очень понравилось, как вы поете. Поиграем.

2.Словесная игра «Поймай комарика»

(Дети стоят  вокруг   воспитателя  хлопают в ладоши,  услышав  в  словах  звук «З»)

Воспитатель:

- Дети, комарик придумал загадки, в которых есть его песенка «З».

- Я буду называть слова, а вы  хлопните в ладоши , если  услышите  песенку комарика  звук «З».

  Воспитатель:

Берёза, зеркало, зубы, зима, собака, зебра, пчела.

3. Игра «Назови лишний предмет?»

(Картинки  на магнитной доске)

 Заяц, таз, зебра, обезьяна, коза, змея.

-  Выберите только животных и назовите их:

Заяц, зебра, обезьяна, коза - звери или животные.

 4. Игра «Один - много»  

 Заяц - зайцы, коза-козы, зебра – зебры,  змея - змеи, обезьяна -  обезьяны.

- Молодцы, вы отгадали все загадки комарика.

5.Пальчиковая гимнастика:

«Надуваем шарик»: придать  пальцам  такое положение, какое бывает, когда бывает, когда руки держат мячик или шарик.

«Шарик лопнул»:  пальцы  возвращаются в исходное положение.

            «Шарик»

«Я  надул  упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надуваю я»

 (повторить  2- 3 раза)

6. Работа над стихотворением.

Комарик нам принёс книгу К. И. Чуковского  «Краденое солнце»

 (воспитатель показывает в книге картинку про крокодила)

Воспитатель:

-Давайте  вспомним , что крокодил проглотил солнце и стало темно и страшно.

- Что сделали  птицы и звери? (заплакали ,  заревели)

А крокодил  злодей  веселился.

И тогда на помощь пришёл медведь (показ иллюстрации по книге).

Воспитатель:

-  Послушайте отрывок:

 «Не стерпел медведь,

Заревел медведь,

И на злого врага  

Налетел Медведь.

Уж он мял его и ломал его:

«Подавай   сюда

Наше солнышко!»

Испугался Крокодил.

Завопил, заголосил.

А из пасти из зубастой  

Солнце вывалилось…»

 ( воспитатель делает акцент на выделенных словах, побуждая детей проговаривать эти слова вместе с ним, повторяют 1-2 раза  слова со звуком «З»)

Воспитатель:

- Какие вы услышали слова со звуком «З»?

- Итак, мы произнесли слова со звуком "З" -

заревел,  заголосил, завопил,  зубастой.

Воспитатель:

«Засияло солнце, звери и птицы обрадовались

 И закричали:

« Здравствуй солнце золотое!»

 -  Как, они закричали?  (громко и радостно)

-Давайте и мы произнесём это предложение радостно.

« Здравствуй солнце золотое!»

(Ответы хоровые и индивидуальные 3- 4 раза)

 7.Рефлексия.  

-Дети с каким звуком мы сегодня познакомились? ( Звук «з»)

Учились произносить правильно слова и предложения. Дети любите книжки и читайте вместе с родителями. Будьте всегда умными и добрыми.

Комарик    принёс вам сюрпризы и после занятия он их вам подарит.

Комарик , из какой сказка Корнея Ивановича Чуковского?

 («Муха-Цокотуха»)

Роли  для сценки.

Комарик   ( ребёнок  одевают на руку игрушку - куклу)

Муха – Цокотуха (ребёнок  одевают на руку игрушку – куклу)

1. Муха - Цокотуха  (Атнагузина  Камилла)

«Муха- муха – цокотуха ,

Позолоченное  брюхо.

Муха по полю пошла ,

муха денежку нашла,

 пошла муха на базар и купила самовар.

Приходите тараканы, я  вас  чаем  угощу»

2.Комар (Авраменко Алиса)

«Я злодея зарубил, я тебя освободил

и теперь душа – девица на тебе хочу  жениться! »

Слава, слава  комару -  победителю!  ( хором)

 Комар приглашает нас станцевать вместе с ним под музыку

 «Как у наших ворот» ( дети выходят в круг и пляшут)

                         

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в младшей группе. Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Речевое развитие. Развитие речи.Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».Форма работы – ситуативный разговор.Цель. Формировать умения слушать говоряще...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...

КОНСПЕКТ НОД ПО развитию речи ТЕМА Звуковая культура речи: звуки щ-ч.

Упражнять детей в правильном произношении звука щ и дифференциации звуков щ-ч....

Конспект НОД по речевому развитию для детей 4-5 лет: Развитие речи. Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ц».

Цель:  Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах)....

Конспект НОД по развитию речи: Тема: "Звуковая культура речи: звук с и сь"

Закреплять навыки правильного произношения звука [с] в изолированном виде, в словах, фразах...

Конспект НОД по развитию речи. Тема: "Звуковая культура речи: звук щ"

Цель: Упражнять детей в дифференциации звука «щ»...