План по самообразованию
материал по аппликации, лепке (средняя, старшая группа)

"Народно - прикладное искусство в развитии творческих способностей детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План по самообразованию29.65 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

воспитателя Киселевой Ирины Владимировны

на 2019-2020 г.

Тема: «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей детей»

Цель: формирование у детей умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи:

- Знакомить детей с народным и декоративно-прикладным искусством.

-Формировать умение лепить народные игрушки из глины, соленого теста и пластилина.

-Учить расписывать бумажные силуэты и объемные игрушки, вылепленные из глины и пластилина в соответствии с видом народного искусства.

- Развивать умение выполнять сюжетные композиции.

-Расширять представления детей об истории возникновения дымковской и филимоновской игрушки. Закреплять знания детей о декоративных элементах дымковской и филимоновской росписи. Формировать умение находить и называть отличительные особенности филимоновской и дымковской игрушки.

- Знакомить детей с городецким промыслом. Расширять знания детей о происхождении данного промысла. Расширять представления детей о том, что в городецких мотивах художники рисуют птиц, животных и человека. Учить детей выделять характерные особенности данного промысла. Учить выполнять декоративные элементы городецкой росписи. Закреплять навыки работы с палитрой и умение составлять оттенки цветов, смешивая цветную гуашь с белилами. Учить детей украшать городецкой росписью деревянные изделия.

-Формировать у детей представления о стилизованных формах народной росписи. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Закреплять представления об особенностях народной росписи. Показать взаимосвязь изобразительного, устного и музыкального фольклора. Расширять представления детей об особенностях иллюстрирования произведений устного фольклора (потешки, загадки, сказки). Показать взаимосвязь народного искусства и профессионального творчества художников-иллюстраторов.

-Развивать воображение, творчество, самостоятельность. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Актуальность:

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству

формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне

развитой, духовно богатой личности.

Формировать личность и художественно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку

именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания

личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется

самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.

Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает.

Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство.

Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

1.

Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной проблеме

1.ФГОС ДО Приказ Мин. Образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155

2.От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.

Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозайка-Синтез,2014.- с :

3.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика- Синтез, 2006.

4.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников - учебное пособие к программе М.А. Васильевой. – М.; педагогическое общество России, 2005.

5.Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования - учебное пособие к программе М.А. Васильевой. – М.; педагогическое общество России, 2005.

6. Т.С. Комарова Детское художественное творчество – для работы с детьми 2-7 лет. Издательство Мозаика – Синтез Москва 2015

7. О.А.Соломенникова Радость творчества – Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно – прикладным

искусством. Издательство Мозаика – Синтез 2006

8.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты, методические рекомендации  (Подготовительная группа). М.;ТЦ Сфера, 2009

9. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным

искусством. М., ООО Изд. "Скрипторский 2003", 2008.

10. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество, конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией. М.

Просвещение. 1985.

11. С.Вохринцева. Росиночка. Учимся рисовать. Рабочая тетрадь. Изд. «Страна фантазий». ИП Вохринцева С.В., 2008.

В течение года

                                             

Практическая работа

Рисование

Аппликация

Декоративное рисование на квадрате

Укрась сарафан для куклы

Осенний ковер.

- Учить замечать художественные элементы,

определяющие специфику «золотой  хохломы»: назначение предметов, материал,

технология изготовления, колорит, узор.

- Систематизировать представления о декоративных мотивах (геометрические, растительные, абстрактные, бытовые)

 - Закреплять умения составлять декоративную композицию.

 

Сентябрь

Лепка

Рисование

По замыслу по мотивам филимоновской игрушки

Завиток

Рисование элементов гжельских узоров

- Освоение умения лепить основную форму из

целого куска, используя усвоенные ранее

приемы лепки...

- Освоение способов рисования элементов хохломской росписи (травка, кудри, ягоды, цветы).

- Учить рассматривать гжельскую посуду, подмечая характерные детали узора, колорит росписи, украшение каймой.

Октябрь

Рисование

Аппликация

 Русская матрешка

Знакомство с искусством Жостова. Рисование

элементов жостовской росписи

Матрешки в хороводе

- Знакомство с историей рождения русской

деревянной игрушки, разнообразием видов

данной игрушки, закреплять и расширять знания о глиняной игрушке и ее росписи.

- Знакомство с жостовской росписью.

- Освоение умения вырезать фигуры по контуру, создавать сложную плавную конструкцию.

 

Ноябрь

Аппликация

Рисование

Жостовские подносы

Роспись жостовского подноса

- Освоение приема вырезания декоративных элементов из материи.

- Учить составлять цветочную композицию на  подносах разной формы

 

Декабрь

Рисование

Лепка

Нарядный индюк

Кружевоплетение. Морозные узоры

Нарядный индюк

- Создавать изображения по мотивам

народной декоративной росписи, знакомить с

ее цветовым строем и элементами

композиции.

- Учить рисовать узоры в стилистике

кружевоплетения, вышивки.

- Освоение умения лепить основную форму из

целого куска, используя усвоенные ранее

приемы лепки...

 

Январь

Рисование

Аппликация

Барышни

Роспись тарелки по мотивам Хохломы

Цветы Гжели.

Узорчатые полотенца.

- Создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами

композиции

- Развивать технические умения пользоваться

кистью.

 

- Освоение способов рисования элементов

гжельской росписи (линия, точки, завитки,

капельки, цветы).

 - Освоение приема преобразования форм:

разрезание полосы на части, квадрата по диагонали, вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника.

 

Февраль

Рисование

Кони-птицы

Рисование по мотивам Гжели

«Пир на весь мир».

- Развивать чувство ритма, цвета, композиции

- Учить составлять узор по мотивам гжельской

росписи.

 

Март

Рисование

Аппликация

Укрась игрушку из Полхов – Майдана

Городецкий узор

Городецкий петушок

Цветы Гжели. (Коллективная работа в технике мозаики, выполненная обрыванием.)

- Показать характерные особенности полхов-майданской росписи.

- Освоение способов рисования элементов

городецкой росписи (купавка, ромашка, розан, нанесение оживки с помощью кисти и ватной палочки).

- Развивать чувство ритма, цвета, композиции

- Учить сочетать обрывание с вырезанием для

получения выразительности узора.

 

Апрель

Рисование

Лепка

Искусство русской глиняной игрушки.

Панно «Золотой петушок»

Городец - удалец

- Создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции

- Развивать технические умения пользоваться кистью

- Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина

 

Май

МБДОУ  Б-Косульский детский сад

План по самообразованию

Воспитателя разновозрастной группы

 Киселевой Ирины Владимировны

Тема: «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей детей»

2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...